Сделай Сам Свою Работу на 5

Более того, он одновременно подходит и под рубрику тематический и уж наверняка — под рубрику сборный или дивертисментный.





И тем не менее в каждом из этих случаев есть некоторые немаловажные нюансы. Не зря американцы любят говорить о том, что «дьявол прячется в деталях...».

Так что некоторая нечеткость границ рассматриваемых полей нас, как и ранее, не должна пугать. В искусствознании это встречается довольно часто.

Самый характерный пример создания сценария для тематического концерта — это предложение отметить специальной концертной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День энергетика, машиностроителя, театра, или, например, недавно утвержденный День российской адвокатуры.

Некоторые из них, такие, например, как День театра или День кино, относительно легко могут быть отлиты в какие-то эстрадные формы. А некоторые требуют для своей трансформации в тематический праздничный эстрадный концерт определенных усилий, как со стороны драматурга, так и со стороны режиссера-постановщика, работающих в паре.

В честь Дня российской адвокатуры, например, был написан специальный сценарий, который сами члены Адвокатской палаты Санкт-Петербурга добросовестно разыграли на сцене Петербургского мюзик-холла. На этой же сцене в свое время был показан тематический концерт, посвященный Международному дню пожилых людей. Так как в этот день одновременно проходило несколько концертов на разных площадках, с разными сценариями, но с той же темой, то этот, под крышей мюзик-холла, имел еще одну отличительную особенность — он был посвящен женщинам несколько более чем среднего возраста и поэтически назывался «Сударыня-осень»...



Для этого концерта была написана и исполнена новая песня, в которой отражалась взятая тема. Было создано и реализовано забавное «детское поздравление» от лица школьников младших классов в адрес своих любимых бабушек, звучал специальный конферанс...

Учитывая особенности социально-политических пристрастий данного зала, в детских стихах, в частности, были такие строчки:

Милые бабушки, дедушки, тети,

Не пойте «Мы жертвою пали в борьбе».

Мы вырастем скоро, и вы в нас найдете

Опору в своей прекрасной судьбе!

Как правило, большинство таких профессиональных праздников «привязано» к тем или иным реальным историческим событиям. День космонавтики — к полету Ю. Гагарина, День защитника Отечества — к Дню рождения Советской Армии 23 февраля и т. п.



Бывают счастливые для эстрадного драматурга совпадения, которые позволяют ему на этих совпадениях выстроить драматургический ход представления. А бывают и забавные казусы. Например, День смеха, 1 апреля, одновременно известен как реальный день рождения великого русского писателя-сатирика Н. В. Гоголя. И это замечательно. Но в справочниках можно прочесть и о том, что 1 апреля дополнительно еще и День рождения американского доллара...

Уже одно это будит и будоражит фантазию...

Для разработки сценариев тематических концертов эстрадному драматургу и режиссеру необходимо изучать соответствующие исторические документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связанные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциациям...

Несколько лет назад в ГКЗ «Россия» отмечалось 250-летие создания в стране Гохрана — учреждения, в котором хранятся исторические и государственные реликвии и раритеты, от шапки Мономаха до огромного брильянта «Орлов». Был поднят именной Указ Петра Великого о создании Хранилища Драгоценностей. В нем, в частности, были слова о том, что самих хранителей этих ценностей надо внимательно и часто контролировать, ибо пускать некоторых из них к драгоценностям «...все равно, что пускать козла в огород». Так написано у Петра Великого. Он знал свой народ, свое окружение. Но знал ли он, что через 250 лет настанут дни, когда все газеты будут пестреть сообщениями о поимке современного жулика-грабителя Гохрана, гражданина с фамилией КОЗЛЕНОК?! Конечно же не знал, но факт остается фактом. Это реальный случай, и, конечно же, он был отражен в специально написанном к этой программе монологе «Можно ли пускать „Козленка" в огород...»



Внимательное отношение эстрадного драматурга к документальным материалам, датам, совпадениям, ассоциациям является первым шагом к поиску интересного, незаштампованного сценарного решения тематического концерта.

В одном из специально написанных к Дню энергетика сценариев, отвечая реалиям нашего времени, на несколько минут в середине программы в порядке шутки «вырубался», а потом радостно зажигался свет. В концерт был приглашен народный артист России Г. Орлов, у которого в репертуаре оказался замечательно смешной музыкальный монолог, юмористическая песенка О. Левицкого, с подходящим к случаю припевом:

А Фунтиковы жарят в темноте,

И по своей наивной простоте,

Год просят жилконтору,

Пришлите нам монтера,

Котлеты трудно жарить в темноте!

По смыслу песенки, эта понятная всем тяжба продолжается у бедных Фунтиковых уже никак не менее 20 лет...

Создание сценариев таких тематических концертов — дело достаточно трудоемкое, но очень интересное и творческое.

У многих подобных праздников есть некий свой обязательный ритуал, свой «джентльменский набор» персонажей и тем. Как День города в Петербурге невозможен без выхода с теми или иными словами основателя города Петра Первого, как Новый год невозможен у нас без Деда Мороза — так День рыбака трудно представить себе без выхода Нептуна с русалками, чертями и полагающихся ему по статусу Виночерпия и Брадобрея.

Несколько лет назад сотрудники Министерства коммунального хозяйства отыскали в анналах нашей истории указ царя Алексея Михайловича об учреждении в городах России специальной должности... дворника!

Предложение москвичей было поддержано и в Петербурге. День выхода царского указа был назван «Всероссийским днем дворника», и в Б КЗ был показан специально созданный большой тематический концерт с новым гимном «российских дворников», с переписанным на новый лад «Монологом Пимена», со смешными куплетами на волнующие горожан темы. С той недалекой поры вот уже второе десятилетье этот неплохой праздник отмечается в БКЗ «Октябрьский»...

При создании специального сценария для Тематического концерта к Дню ракетных войск и артиллерии выяснилось, что одним из преподавателей, много лет учивших артиллеристов химии, был Д. И. Менделеев, в эти же годы занимавшийся проблемами русской водки.

Разработка этой темы, понятно, сама просится в руки. Но это не все. Среди педагогов Артиллерийского училища оказался профессор, который в свое время изобрел... кирзовый сапог, точнее, материал, «кирзу» для солдатского сапога, поступившего на обмундирование русской армии. Того самого, который «дошел до Берлина», и т. д. и т. п.

Написанная трогательно-патриотическая «Поэма о сапоге» на том тематическом концерте имела большой успех...

Еще один пример, как документальный материал — на этот раз помещенный в прессе, стал толчком к созданию тематической эстрадной программы.

Некоторые газеты опубликовали статьи по поводу истории русской водки. И несколько лет назад в петербургском Театре эстрады была придумана тематическая концертная программа, посвященная... 500-летию Русской водки. На афишу в качестве названия была вынесена строка из популярной песни, служившая как бы посвящением: «Тебе, любимая и легендарная!».

Эта тема, к сожалению, достаточно популярная в нашей стране, была разработана в специальном конферансе, ряде монологов и миниатюр. В концерте звучали соответствующие музыкальные произведения, оперные арии и песни, от «Налей, налей бокалы полней!» до «Правая, левая, где сторона, улица-улица ты, брат, пьяна!».

Следует обратить внимание на то, что регулярно возникает необходимость создания тематических концертных программ, совсем не обязательно имеющих веселый и развлекательный характер.

Это, например, тематические концертные программы, связанные с Великой Отечественной войной, с памятью о других драматических, а порой и трагических днях, которых немало в нашей истории.

Иногда, можно сказать, с «самых верхов» приходит заказ на создание той или иной тематической концертной программы, посвященной одной из социально значимых тем.

Например, в Москве, в огромном зале Спортивно-концертного комплекса «Олимпийский» была создана тематическая концертная программа под девизом«Женщины мира — против наркотиков». Отлить эту тему в те или иные пригодные для исполнения на большой эстраде формы было делом совсем не простым, но в итоге все получилось.

В том же «Олимпийском» в свое время по инициативе Г. Боровика была реализована тематическая концертная программа, посвященная, как было официально объявлено, «трехлетию нового политического мышления», родоначальником которого в мире тогда считался М. С. Горбачев. Символом программы была избрана известная в мире не менее, чем «Голубь мира» Пабло Пикассо, скульптура, изображавшая большой, величиной с «Медного всадника», поставленный на пьедестал револьвер... с завязанным узлом дулом. Это был символ прекращения гонки вооружений и наступления всеобщего мира.

Тема «Миру — мир», конечно же, неисчерпаема и хорошо поддается соответствующей разработке для нужд тематической концертной программы.

Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится предусматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц.

Это могут быть чиновники из президентской администрации, от руководства города или отрасли, депутаты различных уровней. Выступление может происходить и, что называется, «в живом плане», и в форме специально записанного телевизионного обращения в зал с укрупненного телеэкрана.

Что именно будут говорить в момент своего выступления начальственные лица, всегда непредсказуемо. Бывают случаи, что говорится как раз то, что после выступления должен был бы сказать конферансье или ведущий. И если конферансье еще может что-то сымпровизировать, то для ведущего, который чаще всего произносит заученный текст, а то и вовсе произносит его «по бумажке», — такая ситуация является просто катастрофической.

Хорошо еще если удается через многочисленных посредников договориться об общей продолжительности этого «вкрапления», которое никак не должно превышать одну-две-три минуты, если это не президент страны...

Более того, разного рода начальство сегодня предпочитает выходить. на сцену не коротким путем, из-за кулис а непременно из зала, в свете прожекторов, чтобы все видели, да еще требует, чтобы звучали фанфары, особый сигнал (Мало кто знает об этом, и хотя тут нет государственной тайны, но у президента, например, существует свой особый артист, которому доверено из-за кулис четко и ясно произносить его имя, отчество, фамилию и занимаемую должность... Нет уверенности в том, что его возят за главой страны по всему миру, но что он летает с этой целью по всей России, - несомненно Тут можно удивляться, но спорить с «протоколом» бессмысленно. Его надо выполнять).

Еще одна сложность возникает при работе над сценариями подобных тематических концертных программ, когда кроме обычной художественной части существует еще и техническая, связанная с награждениями орденами, медалями, грамотами, конвертами с деньгами, букетами цветов, путевками за границу, ордерами на квартиры, и т. д. и т. п.

Конечно, это бывает важно. Это и радостно и приятно — для награждаемых и их родственников и друзей, сидящих в зале. Но это останавливает концертную программу, «разваливает» ее, «сажает» темпоритм представления.

Характерным в этом отношении примером могла бы служить тематическая концертная программа-церемония награждения лауреатов премии Всероссийского конкурса «Надежда России» в Б КЗ «Октябрьский» осенью 2006 года.

Нужно было провозгласить со сцены фамилии более 100 (!) награжденных, назвать города, откуда они приехали, что и за что получили, а потом еще и вернуться к концертной программе. Плюс к тому следовало назвать фамилии тех, кто награждает лауреатов. Приходилось и разбивать саму церемонию на эпизоды, и «вывозить» самих награждаемых на транспортере из-за кулис, а награждающих «выкликать-доставать» из зала. В подобных случаях сценарист должен сутками находиться рядом с режиссером, имея при себе ноутбук, и тут же, по-ходу дела, придумывать реплики, остроумные ответы, переписывать четверостишия для изменившейся ситуации... Таковы условия этой «железной игры».

Еще одной характерной проблемой, не столько для тематических концертов, сколько для юбилейных, — является непременное застолье.

Оно всегда существует, но это счастье, если застолье вынесено «за скобки» самого юбилейного концерта и происходит после него. Хотя и в этих случаях часто просят это застолье как-то театрализовать. И приходится придумывать интермедии «На вынос холодных закусок» и на «Внос горячего блюда», и «создавать» смешные и торжественные тосты в стихах и в прозе, и согласовывать все это с кинороликами, специально подготовленными к этому случаю...

Сейчас на юбилейных театрализованных программах часто демонстрируются специальные телесюжеты, созданные на основе массива в 100-150 различных фотографий юбиляра, от первых пеленок — до сегодняшнего дня процветания и торжества. Все это сопровождается более или менее остроумными репликами закадрового ведения и музыкой*.

В завершение главы можно констатировать: тематические, юбилейные, корпоративные концертные программы имеют много общего, часто похожи друг на друга по своей структуре; поэтому круг встающих перед сценаристом и режиссером проблем по сути заключается в создании особых форм театрализованных сборных концертов, которым придается особый колер и ряд смысловых акцентов, соответствующих данному конкретному случаю.

Иногда имеющие место в реальной жизни отдельные случаи, когда концертная бригада, едущая на юбилей одного лица или предприятия, по ошибке попадает к другому лицу или на другое предприятие, — прекрасный драматургический ход и для сценки, и для смешного монолога, и для целого пародийного блока в программе. Вопрос, как всегда, — в профессиональной разработке этого «хода». Только и всего.

При этом, конечно же, следует учитывать, что тема и смысл праздника диктуют его форму.

Примером может служить своеобразный «Праздник Самого длинного в мире шарфа», проведенный несколько лет назад Российским этнографическим музеем в Петербурге.

Идея праздника была, можно сказать, «импортная» и завезена к нам из «Туманного Альбиона» Это англичане первыми стали общими усилиями вязать шарф, растянув его на несколько сухопутных миль и мало заботясь о том, где они найдут такой длины шею для подобного шарфа. Нашим сотрудникам Этнографического музея британская затея понравилась Было сделано объявление, и наши старушки несколько месяцев, сменяя друг друга, из принесенной с собой шерсти вязали этот предмет, превзойдя жительниц Объединенного королевства. Это был символ служения общему делу, трудолюбию, уважения к капризам погоды, и т. д. Наконец настал торжественный день окончания коллективного труда. На ступенях Этнографического музея состоялась торжественная презентация небывалого изделия народных промыслов, костюмированные персонажи вынесли его из дверей дворца, грянул оркестр, прозвучали речи, стихи. Процессия с ряжеными, костюмированной охраной на лошадях обнесла Шарф вокруг квартала Русского и Этнографического музеев, а затем была устроена «Народная дискотека». По поводу этого события можно вспомнить хороший лозунг, висящий у входи Петербург-концерт: «Мы празднуем все, что только можно отпраздновать!». Что ж, совсем не так плохо!

 

 

ГЛАВА 15

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.