Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА





В культурном отношении плюралистическое обществоявляется объединением, где совместно проживают разные культурные группы с общей социальной и политической структурой7. Это диаметрально противоположно монокультурному обществу, которое включает «одну культуру, один народ». Такие монокультурные общества действительно когда-то существовали; однако в современном мире трудно найти общество, в котором была бы одна культура, один язык, одна религия и одна единственная идентичность, характеризующая все население. Несмотря на этот очевидный факт, некоторые продолжают думать и вести себя так, будто их общества культурно однородны (или же, если они не являются таковыми сейчас, то им следует такими быть!). Другие же спокойно принимают тот факт, что разные культурные группы живут в их обществе вместе, и что не следует выделять какую-либо одну культуру и один народ из всего этого многообразия.

Известны две противоположные точки зрения на плюралистические общества8.

4 См. Hallowell, 1945.

5 См. Camilleri, 1991; Denoux, 1993.

6 Psychologie interculturelle - (франц.) межкультурная
психология (прим. науч. ред.).

7 См. Skelton& Allen, 1999.
в См. Berry, 1998b.




В соответствии с одной из них («меньшинство мейнстрима»), существует так называемый «плавильный котел», то есть единственное доминирующее общество или общество «мейнстрима», на обочине которого располагаются разные группы «меньшинств», которые, в конечном счете, поглощаются мейн-стримом (господствующей культурой) до полного исчезновения. В результате должен остаться «один народ, одна культура, одна нация» как наивысшая цель. Это напоминание о ранних концепциях, таких, как «проявление судьбы»в американской (США) традиции прошлого столетия. Согласно этой точке зрения, весь континент Северной Америки был предназначен для заселения одной нацией, которая говорит на одном языке и исповедует одну общую систему религиозных и политических принципов. Это также напоминание о той колониальной политике, которую ранее преследовала Франция: «осторожно навести глянец и цивилизовать для человечества дикарей мира». Если такое поглощение не происходит (по каким-либо причинам), тогда группы на обочинах становятся маргинальными (см. ниже). Другая точка зрения — «мультикультурная», согласно которой существует «мозаика» этнокультурных групп,сохраняющих чувство своей культурной самобытности и принимающих участие в социальной структуре, которая характеризуется некоторыми общими нормами (юридическими, экономическими, политическими соглашениями) относительно того, как жить вместе (см. последний раздел этой главы).



Какие виды групп существуют в плюралистических обществах? Ответ на этот вопрос можно дать, рассматривая причины, по которым люди, относящиеся к


разным культурам, проживают вместе на одной территории. Существует три причины. Во-первых, группы могут оказаться вместе или потому что они пришли к такому соглашению добровольно, или, наоборот, потому что их принудили к этому. Во-вторых, какие-то группы остались на родной земле, тогда как другие обосновались вдали от родовых земель (оседлость против миграции). И, в-третьих, некоторые люди прочно обосновались в плюралистическом обществе, тогда как другие находятся здесь лишь временно.

Некоторые из общих терминов, которые были использованы при обращении к компонентным группам плюралистических обществ, могут быть определены в соответствии с этими тремя причинами. Начиная с тех, кто дольше всех тут проживает, индигенные народы— это те, которые «всегда были здесь», в том смысле, что их корни уходят далеко в прошлое, и нет свидетельств ни о каких, живших ранее здесь народах, чьи потомки все еще присутствуют в популяции. Разумеется, все народы мигрировали от общего источника народов (возможно, в Африке) и, следовательно, индигенные народы можно более правильно назвать «ранними мигрантами». В некоторых странах существуют серьезные противоречия относительно термина «индиген-ный» (или «туземный», или «аборигенный») из-за определенных прав, которые могут предъявляться. Аналогичный термин, который используется в некоторых европейских странах, — «национальное меньшинство» (например, баски, бретонцы, каталонцы, фризы и саамы или лопари). Основная особенность таких групп — их длительное проживание на территориях, которые принудительно включались в состав большого нацио-




нального государства; оставшиеся у них земли часто уменьшались в размерах, что снижало их возможность поддерживать свое существование, и они, в конце концов, стали рассматриваться как еще одна «группа меньшинства» в пределах большого плюралистического общества. Понятно, что одновременно они и «вынужденные», и «оседлые».

Другие народы, имеющие за плечами длительную историю проживания на данной территории, — это потомки более ранних волн иммигрантов, которые обосновались в виде распознаваемых групп, часто с осознанием своего собственного культурного наследия (общий язык, самоидентичность и т. д.). Такие этнические группы можно найти во всем мире, например, французские и испанские общины в Новом свете; группы, которые происходят от законтрактованных рабочих (китайские и индийские общины в карибском регионе), от обращенных в рабство (афромериканцы); и группы голландского и британского происхождения в Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Такие группы могут быть большими или маленькими, сильными или слабыми, в зависимости от исторического и национального контекста, в котором они живут. Какой бы ни была их история, большинство из них сейчас являются добровольными участниками национальной жизни своих современных обществ.

В противоположность этим двум оседлым компонентам плюралистических обществ существуют иные группы, которые развились в иных местах и прошли социализацию в других культурах и которые мигрируют, чтобы осесть (на время или навсегда) в другом обществе. Среди этих групп находятся иммигранты, которые обычно переезжают в поисках лучшей


жизни. Для большинства из них «факторы притяжения» (привлекающие в новое общество) оказываются сильнее, чем «факторы отталкивания» (оказывающие давление и заставляющие выезжать). Таким образом, иммигрантов обычно рассматривают как «добровольных» членов плюралистических обществ.

В то время как иммигранты являются относительно постоянными участниками нового общества, известны группы, которые по ряду разных причин проживают там временно (например, студенты из разных стран, дипломаты, бизнесмены, подсобные рабочие или гастарбай-теры). В этом случае, процесс их вовлечения в плюралистическое общество усложняется осознанием того, что они, в конечном счете, или возвратятся домой, или их пошлют в другую страну. Поэтому они могут колебаться, надо ли полностью вовлекаться и устанавливать близкие взаимоотношения, или начать идентифицировать себя с новым обществом. Несмотря на свое неопределенное положение, в некоторых обществах лица, временно пребывающие в стране, составляют значительный процент населения (например, в странах Персидского залива, Германии, Бельгии) и могут либо обладать значительной силой, либо быть относительно слабыми.

С самыми большими проблемами сталкиваются так называемые «вынужденные мигранты», т. е. беженцы и люди, которые ищут убежища. Часто они не хотят покидать свою родину, а если покидают, то нет гарантии, что им будет предоставлено право остаться и поселиться в новом обществе. Достигшие границы страны, подписавшей Женевскую конвенцию о беженцах, имеют право быть принятыми и получить приют, пока не будет вынесено судебное решение об удовлетворении


их требований. Если же им предоставляют постоянный статус беженцев, то их жизнь приобретает меньшую неопределенность. Однако большинство этих людей живут с осознанием того, что, скорее «факторы отталкивания» (а не «факторы притяжения») привели их к бегству с родины и заставили поселиться в новом обществе. Разумеется, большинство из них пережили травмирующие события и потеряли свое имущество.

Существует две причины, по которым эти шесть видов групп были представлены соответственно трем факторам (добровольные—вынужденные; оседлые—мигранты; постоянные—временные), а не просто перечислены. Наиболее существенным является обстоятельство, обладают ли они отличительными признаками группы: численностью, властью, правами и ресурсами, будут ли они включены в межкультурные связи как группы или как личности. Вторая важная причина заключается в том, что установки, мотивы, ценности и возможности (все психологические особенности личностей в этих группах) тоже изменчивы. Эти факторы также влияют на процесс их аккультурации и на развитие межкультурных отношений.

АККУЛЬТУРАЦИЯ

Как мы отмечали в гл. 2, необходимо дифференцировать понятия инкульту-рациии аккультурации.И н культу рация — это процесс, который связывает развивающихся индивидов с первоначальным культурным контекстом, тогда как аккультурация процесс, который претерпевает индивид в ответ на изменение культурного контекста. Мы также отмечали (в гл.11), что аккультурация является одним из антецедентов наблюдаемых вариаций поведения и более


общим феноменом культурного изменения9. Аккультурация — лишь одна из форм культурного изменения, которое происходит в результате контакта с другими культурами.

На практике бывает трудно отделить фактические причины изменения из-за внешних воздействий от тех изменений, которые происходят в результате внутренних причин. Это происходит потому, что в большинстве случаев многие факторы действуют одновременно, включая контакт, проникновение (диффузию) других культур и инновации внутри культурной группы10.

Культурный уровень

Первым крупным исследованием аккультурации было исследование Герсковица (1938); за ним вскоре последовали другие11. Вместе с Редфилдом они дали определение данному понятию:

Аккультурация охватывает те явления, которые происходят, когда группы индивидуумов с различными культурами вступают в длительный непосредственный контакт с последующими изменениями культурных паттернов одной или обеих групп... Согласно этому определению, аккультурация должна отличаться от культурного изменения, которое является всего лишь одним его аспектом, и от ассимиляции, которая иногда является стадией аккультурации12.

Другое определение звучит следующим образом:

Культурное изменение — это то, что начинается соединением двух или бо-

9 См. Berry, 1980c; Segall, 1999, гл. 11.

10 См. Berry, 1990a.

11 См., например, Linton, 1940.

12 См. Redfield, Linton & Herskovitz, 1936, с. 149-152.


лее автономных культурных систем. Аккультурационное изменение может быть следствием непосредственной культурной трансмиссии; оно может происходить попричинам, несвязанным с культурой, таким, как модификация экологических или демографических факторов, которые вызываются культурой, с которой сталкиваются; оно может быть отсрочено из-за внутреннего урегулирования после принятия чужих характерных черт, паттернов или же оно может быть реактивной адаптацией традиционных образов жизни. (Совет по исследованиям в области социальных наук, 1954, с. 974)

В первом определении аккультурация рассматривается как «один аспект» более широкого понятия культурного изменения (что следует из межкультурного контакта), который производит трансформации в «одной или обеих группах», и отличается от ассимиляции (которая может быть «иногда стадией»). Во втором — добавляются несколько особенностей, включая косвенное изменение (не культурное, а «экологическое»), отсроченное «внутреннее урегулирование», предположительно, как культурного, так и психологического характера, которое действует постепенно. Оно может быть «реактивным», т. е. отклоняет культурное влияние и изменяется в сторону «более традиционного» образа жизни, чем неизбежно уходит от большего сходства с доминирующей культурой.

Психологический уровень

В кросс-культурной психологии важно проводить различие между групповым и индивидуальным уровнем аккультурации. Грейвз13 вывел новый термин — психологическая аккультурация,т. е. изме-13 См. Graves, 1967.


нения, которые претерпевает индивид в результате нахождения в контакте с другими культурами и в результате участия в процессе аккультурации, через который проходит его или ее культурная или этническая группа. Это различие между групповой аккультурацией и психологической аккультурацией важно по двум причинам. Одна из них состоит в том, что феномены различаются на двух уровнях, как мы увидим позже в этой главе: например, на уровне популяции часто происходят изменения в социальной структуре, экономической основе и политической организации, тогда как на индивидуальном уровне происходят изменения таких феноменов, как идентичность, ценности и установки. Вторая причина различения двух уровней заключается в том, что не все индивиды, проходящие через аккультурацию, принимают участие в коллективных изменениях, которые происходят в их группе в одинаковой степени или одинаковым образом. Итак, если мы хотим, в конечном счете, осмыслить взаимосвязи между культурным контактом и психологическими результатами для индивидов, нам следует оценить (используя отдельные измерения) изменения на уровне популяции и участие индивидов в этих изменениях, а затем связать оба эти параметра с психологическими последствиями для индивида.

Из определения аккультурации, которое было представлено ранее, мы можем выделить некоторые ключевые элементы, которые обычно исследуются в кросс-культурной психологии. Во-первых, необходимо, чтобы имелся постоянный и непосредственный контакт или взаимодействие между культурами: это исключает кратковременные, случайные связи и распространение (диффузию) практик одной культуры на дальние расстояния.


Во-вторых, результатом является некоторое изменение культурных и психологических феноменов среди людей, которые находятся в контакте; обычно оно продолжается и в течение жизни последующих поколений. В-третьих, если сочетать эти два аспекта, мы можем провести различие между процессом и состоянием: проявляется активность во время и после контакта, который носит динамический характер. Имеет место также долговременный результат процесса, который может быть относительно стабильным и включать не только изменение существующих феноменов, но также и некоторые новые явления, возникающие в результате процесса культурного взаимодействия. На данный момент должно быть понятно, что аккультурация не приводит неминуемо к культурной потере или к внешней или внутренней культурной однородности. Несмотря на то, что этот процесс может быть деструктивным (через устранение или поглощение), он также может быть реактивным, когда отдельные люди и группы восстанавливают свои первоначальные культуры (в результате возрождения к жизни или повторного утверждения своих культур). Он также может быть творческим, когда через некоторое время в результате взаимодействия появляются новые культуры.

Общая структура

На рис. 13.1. представлена структурная схема, которая выделяет и связывает культурную и психологическую аккультурацию и идентифицирует две (или более) контактирующие группы. Эта структурная схема служит картой тех явлений, которые необходимо концептуализировать и измерить в процессе исследования аккультурации. На культурном уровне



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.