Сделай Сам Свою Работу на 5

Экокультурная структура отношений между классами переменных, используемых в кросс-культурной психологии






Риверса «конечная цель всех изысканий человечества ... состоит в том, чтобы получить объяснение с точки зрения психологии ... согласно которому поведение человека, как индивидуальное, так и коллективное, определяется ... социальной структурой, членом которой является каждый человек...» (с.1). В данном случае представлены связи между поведением человека и социокультурным контекстом. Вместе с тем, последовательность экология-культура-поведение стала частью обоснования сходства и различия психологических феноменов во всем мире. Эта схема разработана учеными, которые проводили исследования в области «культуры и личности»29, и теми, кто придерживался «экокуль-турного» подхода в кросс-культурной

29 См., например, Cardiner & Linton, 1945; Witing, 1974; См. гл. 9.


психологии30. Предложенная структура является данью существующей длительное время традиции осмысления разнообразия людей. Она представлена и в первом издании этой книги31 и в работе Сигалла(1999).

Различие между анализом на уровне популяции и на уровне индивида отражено на рис. 1.1., где уровень популяции показан в левой части схемы, а уровень индивида — в правой. Общий ход рассмотрения структуры осуществляется слева направо, переменные уровня популяции (левая часть) понимаются как



30 См., например, Berry, 1966, 1976а; Troadec, 2000.

31 Переменные биологической и культурной адапта
ции сейчас находятся между двумя контекстуальными
переменными, а не на правой стороне (как в первом
издании книги). Это изменение лучше передает нашу
точку зрения о том, что биологическая и культурная
адаптация скорее происходит совместно с экологи
ческими и культурными изменениями (или даже иног
да предшествуют им), а не является их следствием.


факторы, которые влияют на индивидуальные результаты (правая часть). Указанное общее направление отвечает, соответственно, интересам кросс-культурной психологии. Нашей целью было объяснить индивидуальное и групповое сходство и различие психологических характеристик как функции факторов уровня популяции. Очевидно, однако, что полная модель, которая реализует попытку окончательного определения взаимоотношений в реальном мире, должна содержать многочисленные стрелки обратной связи, представляющие влияние отдельных людей на другие переменные в структуре.



Понятие обратной связи необходимо, чтобы исключить рассмотрение в такой структуре развивающихся и действующих индивидов как простых винтиков. Согласно многим философским и психологическим теориям, люди являются активными участниками взаимоотношений с физическим и культурным окружением. Существует интерактивная или диалектическая взаимосвязь32, которая способна как выделять, так и изменять саму природу этих контекстов, поэтому следует учитывать эту возможность при создании любой общей концепции. Однако для упрощения структуры на рис. 1.1. изображены лишь две обратные связи взаимоотношений (индивиды влияют на экологические и социально-политические контексты), которые указывают на наличие в схеме обратных связей в более широком смысле, даже если не все они показаны.

В крайней левой части расположены три основные группы влияния, в том числе, две фоновые переменные экологического и социально-политического контекстов. Биологическая и культурная адаптации осуществляются популяциями по отношению к этим двум контекстам. 32 См. Bosch, 1991; Eckensberger, 1996; гл. 12.


В правой части приведены психологические характеристики, которые обычно являются точкой сосредоточения психологического исследования (включая как наблюдаемое поведение, так и подразумеваемые особенности, такие, как мотивы, способности, характерные черты и установки). Группа переменных посередине (процессуальные переменные) представляет собой различные виды трансмиссии или влияния на индивидов переменных популяционного уровня (включая контекстуальные, биологические и культурные факторы адаптации).



Если рассматривать более подробно, то экологический контекст— это окружающая обстановка, где взаимодействуют люди и физическая окружающая среда, которую следует понимать как комплекс взаимоотношений, обеспечивающих сферу жизненных возможностей для популяции. Эти возможности включают как благоприятно влияющие факторы или возможности, так и ограничения или стеснения для культурного и психологического развития (см. гл. 12). Такая интерактивная точка зрения является сутью экологического подхода к пониманию культуры (см. гл. 9) и позволяет избежать ловушек более ранних подходов, таких, например, как «детерминизм окружающей среды»33. Это взаимодействие показано двунаправленной стрелкой между блоками экологии и адаптации34.

33 См. Feldman, 1975; Moran, 1990.

34 Как в антропологической, так и в психологической
теории эти воздействия могут происходить в двух на
правлениях. Во-первых, популяции и их отдельные
представители могут каким-либо образом менять кон
текст с целью приспособить к себе окружающую среду.
Эта стратегия «человек выше природы» была названа
в психологи первичным контролем (Weisz, Rothbaum &
Blackburn, 1984) или эффективностью (Bandura, 1998)
и является одной из культурно-ценностных ориента
ции, изучаемых в антропологии (см. гл. 3). Другим на
правлением взаимодействия популяции и ее членов с
окружением является стремление «жить в согласии с
природой», готовность менять свои обычаи и ежеднев
ное поведение, чтобы противодействовать изменени
ям экосистемы. Стрелки в двух направлениях - это
попытка представить такую двойную стратегию.


Одной из центральных особенностей экологического контекста является экономическая деятельность, в которой неиндустриальные культурные группы исследуются в зависимости от степени их опоры на пять видов экономической деятельности: охоту, собирательство, рыбную ловлю, скотоводство и земледелие. Образу жизни в городских индустриальных обществах свойственны другие параметры экономической деятельности, в частности, социально-экономический статус во многих социумах связан с культурными или этническими характеристиками группы. Однако каждая форма экономической деятельности подразумевает различные виды отношений между локальной человеческой популяцией, животными и физическими ресурсами ее среды обитания. Эти взаимоотношения, в свою очередь, подразумевают различные культурные, биологические и психологические результаты, что будет показано в следующих главах.

Что касается адаптации на уровне популяции, мы придерживаемся позиции, что индивидуальное поведение может быть осмыслено в различных культурах только при учете как культурных, так и биологических особенностей нашего вида. Подобное объединение интересов представляется не только сбалансированной, но и единственно приемлемой точкой зрения в данной области. Исключение культуры или биологии как факторов при объяснении изменчивости человека не имеет смысла35. Позже, в главах 9 и 10, будет доказано, что эти два главных источника влияния также адаптируются к условиям жизни людей.

Кроме того, на схеме показаны различные пути, по которым характерные

35 См. Freeman, 1983; Boyd & Richerson, 1985; Mas-simini & Delle Fave, 2000.


черты популяции (слева) включаются в индивидуальный поведенческий репертуар (справа). Эти процессуальные переменные объединяют как генетическую, так и культурную трансмиссию; первая обсуждается в гл. 10, а вторая тщательно рассмотрена в гл. 2 с использованием центральных концепций инкультурациии социализации.

Однако объяснения с точки зрения экологических взаимосвязей недостаточны. Мы разделяем точку зрения, что на культуру и поведение индивида оказывают влияние культурные контакты в социально-политическом контексте группы. Они осуществляются наряду с контактами между популяциями, которые являются результатом таких исторических и современных событий, как колониальная экспансия, международная торговля, вторжения и миграция. Эти контакты приводят к другой процессуальной переменной аккультурации, включающей взаимное влияние контактирующих групп (этот процесс будет рассмотрен в гл. 13).

Важно отметить, что не все отношения между двумя основными фундаментальными переменными и психологическими последствиями опосредованы с помощью культурной и биологической адаптации или трансмиссии. Некоторые типы влияния являются непосредственными и весьма быстрыми, например, изучение окружающей среды в отдельном экологическом окружении (приводит к новому образу действий); дефицит продуктов питания во время голода (влечет за собой снижение работоспособности); или новый опыт связи с другой культурой (создает новые установки или ценности). Эти непосредственные виды влияния обозначены верхней и нижней стрелками на схеме, которые минуют две формы адаптации популяций так же,


как и процессы генетической и культурной трансмиссии. Многие из этих непосредственных типов влияний были предметом исследований в области экологической психологии. Мы также полагаем, что люди могут осознавать, защищать, оценивать и изменять все эти влияния (как прямые, так и косвенные). В результате этого проявляются индивидуальные психологические различия в широком диапазоне, обратные (взаимные) влияния на фоновые контексты и различные процессуальные переменные.

По нашему мнению, распределение психологических особенностей внутри групп и между ними можно лучше всего понять с помощью такой структуры, как данная схема. Когда будут идентифицированы и учтены экологические, биологические, культурные и аккультурационные факторы, мы сможем объяснить, чем и почему люди отличаются друг от друга, и почему они в то же самое время одинаковы.

ВЫВОДЫ

Мы показали, что по своему содержанию и подходу кросс-культурная психология опирается на различные установившиеся научные традиции: биологию, которая дает информацию о структуре и функционировании человеческого организма, общую психологию, изучающую на индивидуальном уровне человеческое поведение в лабораторных и полевых условиях; на уровне популяций на социальные науки, к которым принадлежит, в частности, культурная антропология, использующая более естественные методы наблюдений. Сама по себе, кросс-культурная психология — область «междисциплинарная». Она занимает не изучаемое другими дисциплинами пространство, представляющее особый интерес.


Эту потребность понимания влияния популяционного уровня на психологическое функционирование (на индивидуальном уровне) лучше всего удовлетворяет неэтноцентрическая точка зрения при сохранении ориентации на долговременную возможность создания универсальных психологических законов.

Наш теоретический подход включает два важных положения. Во-первых, мы должны серьезно учитывать культурный контекст, чтобы понимать психологические явления на индивидуальном уровне, сравнивая при этом разные культуры. Оба аспекта необходимы, так как ни один из них не является достаточным сам по себе: совместно «культурный» и «компаративистский» (сравнительный) подходы и представляют кросс-культурную психологию. Во-вторых, поведение и культура взаимосвязаны: индивиды создают культуру, а культура влияет на индивидуальное поведение. Однако, по нашему мнению, это отдельные уровни деятельности и анализа, поэтому необходимо различать уровни осмысления и измерения. Ни один из них не может сводиться к другому или подчиняться ему.

Наконец, мы пришли к выводу, что нам необходимы два методологических положения. Одно состоит в том, что в континууме от чистой феноменологии до неограниченного позитивизма мы занимаем промежуточное положение (хотя одни из нас более, а другие менее позитивистски настроены). Для нас основанием науки являются эмпирические исследования, которые предназначены для того, чтобы на фактическом материале выявлялись ложные предположения и ожидания исследователей. Другими словами, теоретические понятия должны быть открыты для эмпирической проверки. Второе методологичес-


кое положение этой книги — неизбежная неоднозначность, которая сопутствует интерпретации любых наблюдаемых различий в поведении для разнообразных культурных групп: действительно ли существуют обнаруженные психологические различия, или эти различия являются просто артефактом использованных

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

абсолютизм

кросс-культурная психология индигенные психологии инкультурация релятивизм


методов? Мы разделяем критическую точку зрения на межгрупповые сравнения психологических данных: кросс-культурная психология, критически рассматривающая другие области наук о поведении, но не свои собственные недостатки, поставила бы под сомнение саму возможность своего существования.

социализация универсализм уровни анализа экокультурная структура этноцентризм



 



 


ПЛАН ГЛАВЫ

Культурная и биологическая трансмиссия Раннее развитие и уход за ребенком Инкультурация и социализация Юность

Нравственное развитие Построение концепций развития Выводы Ключевые термины


Вконце главы 1 мы представили общую структуру (рис. 1.1.). психологического влияния экологического и социально-политического контекстов популяции на отдельного человека. Человеческий род и культурные группы воспроизводятся и передают свою культуру новым членам за счет двух ключевых элементов: биологической и культурной трансмиссии. Биологическая и культурная трансмиссия — это два ключевых элемента модели, с помощью которых некая часть человечества и культурные группы воспроизводят сами себя и передают свою культуру новым представителям. Очевидно, что люди овладевают моделями поведения благодаря опыту, характерному для того контекста, в котором они живут. Нач-


нем с понятия трансмиссии, поскольку оно является главным для большей части материала этой главы и книги в целом. В следующих разделах мы рассмотрим развитие индивида на протяжении жизни, которое часто называют онтогенетическим развитием.Один из разделов посвящен раннему развитию и уходу за ребенком. Младенцы не могут самостоятельно формироваться и нуждаются в уходе в течение более длительного периода времени, чем детеныши других видов млекопитающих. В разделе об инкультурации и социализации мы обсудим культурные практики в процессе трансмиссии взрослыми и изучения детьми культурно приемлемых моделей поведе-


ния. Здесь мы используем данные, как из этнографических отчетов, так и из материалов психологических исследований. Далее глава содержит краткий раздел о юности, том периоде жизни, который часто обсуждают в кросс-культурной литературе. Один из разделов посвящен более специальному вопросу— нравственному развитию. Эта тема выбрана не случайно, так как относится к поведенческому аспекту, который привлекает особое внимание в процессе исследования. Наконец, еще один раздел знакомит нас с построением концепции развития — в нем представлены некоторые теории онтогенетического развития, главным образом, те, которые напрямую касаются роли культуры.

КУЛЬТУРНАЯ И

БИОЛОГИЧЕСКАЯ

ТРАНСМИССИЯ

Понятие культурной трансмиссии

использовали Кавалли-Сфорца и Фелд-ман1 по аналогии с понятием биологическойили генетической трансмиссии,

согласно которой определенные черты популяции фиксируются во времени в различных поколениях с помощью генетических механизмов (см. рис. 1.1.). Биологическую трансмиссию в контексте теорий о влиянии биологических факторов на кросс-культурную психологию2 мы обсудим в гл. 10. Пока же обратим ваше внимание на основную биологическую черту трансмиссии, а именно на передачу специфически видового генетического материала человеку от двух родителей в момент зачатия. Аналогично, культурная группа, используя разнообразные формы культурной трансмиссии, может

1 См. Cavalli-Sforza & Feldman, 1981.

2 См. также другие источники, например, Keller, 1997.


фиксировать свои поведенческие черты в последующих поколениях, применяя механизмы познания и обучения. Кавалли-Сфорца и Фелдман определяют культурную трансмиссию от родителей к их потомству как вертикальную, поскольку она включает передачу культурных характеристик от одного поколения следующему по наследству. Тем не менее, хотя вертикальная передача по наследству является единственно возможной формой биологической трансмиссии, существуют две другие формы культурной трансмиссии — горизонтальная и непрямая (см. рис. 2.1.).

Описанные три формы культурной трансмиссии включают два процесса: инкульту рациюи социализацию(см. раздел ниже). Инкультурация происходит в результате «погружения» индивидов в их культуру, что приводит к включению приемлемого типа поведения в их репер-туары. Социализация осуществляется в результате более специализированного обучения и воспитания, которые, в свою очередь, приводят к овладению культурно-приемлемым типом поведения.

При вертикальной трансмиссии родители передают культурные ценности, умения, убеждения и мотивации своим детям. В этом случае трудно разделить культурную и биологическук* трансмиссии, поскольку мы, как правило, учимся у тех же самых людей, кто нас зачал; очень часто биологические и культурные родители — это одни и те же люди. При горизонтальной трансмиссии мы учимся у наших сверстников в повседневном общении с ними, развиваясь от рождения до совершеннолетия; в этом случае биологическая и культурная трансмиссия не смешиваются. При непрямой культурной трансмиссии нас обучают другие взрослые и общественные институты



 


2.1. Вертикальная, горизонтальная и непрямая формы культурной трансмиссии и аккультурации(по Берри и Кавалли-Сфорца, 1986, с изменениями)


(например, школа), либо же наша собственная культура или же другие культуры. Если обучение проходит полностью внутри нашей собственной или первичной культуры, тогда применим термин «культурная трансмиссия» (см.левую часть рис. 2.1.). Однако, если это происходит в результате контакта с другой (вторичной) культурой, употребляют термин аккультурация(см. правую сторону рис. 2.1.). Последний термин относится к той форме трансмиссии, которая осуществляется в результате контакта индивида с людьми (институтами), которые принадлежат к другим культурам, отличающимся от его собственной культуры, и находятся под их влиянием (подробнее см. гл. 13).


Хотя на рис. 2.1. эти формы трансмиссии представлены стрелками, которые направлены только на развивающегося индивида, было признано важным взаимное влияние субъектов культурной трансмиссии и аккультурации, особенно в отношениях между ровесниками, а также между родителями и детьми3. Таким образом, возможно, двусторонние стрелки, показывающие взаимодействие и взаимное влияние, были бы более уместны, чтобы точно представить, что происходит во время культурной трансмиссии и аккультурации.

См. Lamb, 1986.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.