Сделай Сам Свою Работу на 5

Предотвращение неблагоприятных психических состояний





 

Приведём практические рекомендации тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний в тренировочных условиях и в соревновательной деятельности.

Тревожность

Для предотвращения состояния тревожности у спортсменов рекомендуется:

• развитие волевых качеств (решительности, уверенности, самообладания);

• обеспечение спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для принятия решений;

• формирование у спортсменов адекватной самооценки;

• развитие у спортсменов эмоциональной устойчивости;

• сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена;

• обеспечение страховки при выполнении упражнений и эмоциональной поддержки перед стартом.

Фрустрация

Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если достигнуть его не удаётся, то для предотвращения этого состояния необходимо;

• предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой;

• предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой;

• сбалансирование уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент;



• избегание повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на соревнованиях;

• снижение эмоциональной возбудимости спортсмена;

• развитие волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости).

Монотония

Для предотвращения этого состояния рекомендуется:

• разнообразие содержания тренировочных занятий;

• включение элементов новизны в тренировочные занятия;

• проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах;

• проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера;

• усиление мотивации занимающихся;

• установление поэтапных целей, разбивая тренировочное задание на серии;

• увеличение темпа работы на занятиях;

• чередование выполняемой работы на тренировочном занятии.

Психическое пресыщение

Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения – правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности: волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия.



Страх

Вкачестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется:

• обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов

доступности, последовательности, алгоритмизации обучения;

• учёт степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;

• развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности);

• предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;

• использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником.

Стресс

Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется:

• исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом;

• сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями;

• развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания);

• исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями; повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.

 

Темы рефератов

 

1 Причины возникновения психических состояний в спорте.

2 Пути предотвращения и средства регуляции психических состояний спортсмена.



3 Влияние психического состояния на выступление спортсмена.

 

Литература

 

1 Алексеев, А. В. Преодолей себя / А. В. Алексеев. – М. : Фис, 2006.

2 Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. – М. : Фис, 1981.

3 Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. – М. : Фис, 1971.

4 Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М. : Фис, 2005.

5 Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 1983.

6 Марищук, В. Л. В кн.: Стресс и тревога в спорте / В. Л. Марищук. – М. : Фис, 1983. – С. 72–87.

7 Некрасов, В. П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. – М. : Фис, 1985.

8 Смоленцева, В. Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГУФК, 2003.

9 Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. – М. : Трикста, 2005.

10 Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. – СПб. : Олимп, 2004.

11 Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. – М. : Фис, 1980.


ГЛАВА 22 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

 

 

Проблема психологического обеспечения

Подготовки спортсменов

Психологические аспекты тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов зачастую остаются за пределами внимания тренера, особенно при работе с юными спортсменами. Причины здесь могут быть различные: неверие в психологию, незнание психологии и ее возможностей в спорте, недостаток времени и другие. Попадают они в поле внимания тренера, когда их воспитанники становятся взрослыми, приобретают высокий уровень спортивного мастерства, но дальнейшее их продвижение становится затруднительным и даже невозможным. И вот тут-то тренеры обращаются к психологам за помощью. Но в этой ситуации психологи не всегда могут оказать полезную помощь, так как упущено время. Восполнить на этом этапе, упущенное ранее, становится проблематичным ввиду прочно сформировавшихся психологических стереотипов поведения спортсмена и деятельности.

Именно на этапе высшего спортивного мастерства становится очевидным недостатки психологического обеспечения подготовки юных спортсменов. Обращение тренеров на этапе высшего спортивного мастерства к психологам несвоевременно. Работа с взрослыми спортсменами по восполнению пробелов, допущенных ранее, малопродуктивна и не всегда дает должного эффекта.

Успешное решение задач в учебно-тренировочном процессе и подготовке спортсменов к соревнованиям невозможно без планомерного, своевременного и систематического психологического обеспечения спортивной деятельности. Поскольку психологическому фактору в спортивной деятельности придается важное значение (Б. А. Вяткин, 1981; А. В. Родионов, 1983; И. П. Волков, 1984; Г. Д. Горбунов, 2006 и др.), то учитывать его необходимо с первых лет занятий спортом.

Понимание психики как свойства высокоорганизованной материи, способной отражать окружающую действительность, дает возможность глубже понять закономерности тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена и обеспечить необходимую подготовку его к выполнению двигательных действий в соревновательной обстановке. Только на основе своевременного развития психических функций, обеспечивающих успешность в соревновательной деятельности спортсмена, должен строиться учебно-тренировочный процесс с самого начала занятий спортом.

При исследовании взрослых высококвалифицированных спортсменов (боксеров, штангистов, фехтовальщиков, легкоатлетов, пловцов и др.) показано, что не у всех в должной мере развиты необходимые психические функции. Основной причиной этого является недопонимание отдельных тренеров и разработчиков учебных программ для ДЮСШ роли психики юного спортсмена в управлении движениями. Это обнаруживается и при анализе программ для ДЮСШ и в беседах с тренерами.

Поскольку в работе в юными спортсменами (этап начальной спортивной специализации) не уделяется должного внимания психологическому обеспечению подготовки спортсменов, то это сказывается на результатах их будущей соревновательной деятельности и достижении ими высоких спортивных результатов.

Долгое время в спортивной науке существовало понятие медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов, и только в последнее время в спортивный обиход введено понятие «психологическое обеспечение подготовки спортсменов». Психологическое знание все больше и больше стало использоваться при подготовке спортсменов. Это стало возможным благодаря ряду Российских психологов А. В. Алексееву, Г. Д. Горбунову, Г. Б. Горской, И. П. Волкову, А. В. Родионову и др.

Г. Б. Горская в своей работе (1995) выделяет следующие составные компоненты психологического обеспечения подготовки спортсменов: 1) анализ требований вида спорта к психике спортсмена; 2) установление степени соответствия индивидуально-психологических особенностей спортсмена требованиям деятельности в избранном виде спорта; 3) опережающее планирование психологического обеспечения подготовки спортсменов в соответствии с задачами этапа многолетней подготовки; 4) разработка обучающих, развивающих, коррекционных и реабилитационных программ; 5) психологический контроль. В многолетней подготовке спортсменов автор выделяет три этапа (этап начальной подготовки, специализированный этап, этап высшего спортивного мастерства). В соответствии с содержанием подготовки спортсменов (физической, технической, тактической) автор приводит задачи и содержание работы по психологическому обеспечению многолетней подготовки спортсменов. При обосновании содержания психологического обеспечения многолетней подготовки спортсменов в качестве основного принципа автор придерживается принципа опережающей постановки задач (Ю. В. Верхошанский, 1973). Однако в предлагаемой автором системе психологического обеспечения подготовки спортсменов данный принцип реализуется не в полной мере. Так, например, развитие у спортсменов способности к саморегуляции автор предлагает осуществлять на этапе спортивного совершенствования, что слишком поздно.

Такая работа со спортсменами должна проводиться на этапе начальной спортивной специализации. Использование психотехнических игр для совершенствования концентрации внимания, идеомоторики, регуляции уровня активности Г. Б. Горская предлагает на этапе высшего спортивного мастерства. Исследования (Г. Д. Бабушкин, 1985; Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева, 1996), проведенные по развитию указанных выше психических функций у взрослых фехтовальщиков и боксеров высокой квалификации, показали низкую эффективность такой работы с взрослыми спортсменами. Далеко не у каждого спортсмена наблюдались положительные результаты в развитии психических функций.

В ином ракурсе психологическое обеспечение подготовки спортсменов представляет Г. Д. Горбунов (2006) в своей монографии «Психопедагогика спорта». Психологическое обеспечение спортивной деятельности автор понимает как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. Представляя содержание психологического обеспечения спортивной деятельности, автор включает в него: психодиагностику, психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую подготовку, управление состоянием и поведения спортсмена. В своей концепции психологического обеспечения спортивной деятельности автор не выделяет содержание этой работы по этапам многолетней подготовки спортсменов, что затрудняет использование ее в практической работе тренера.

По своему содержанию, назначению и задачам психологическое обеспечение подготовки спортсменов значительно шире ранее существующего понятия «психологическая подготовка спортсменов», которая является составной частью психологического обеспечения. В содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов входит психологически обоснованная организация всего процесса подготовки спортсменов, а не только к соревнованиям. Основной задачей такого обеспечения является мобилизация психических резервов спортсмена с целью повышения эффективности тренировочного процесса и надежности соревновательной деятельности.

Будет правомерным, если в психологическом обеспечении многолетней подготовки спортсменов главным направлением считать своевременное создание предпосылок для высокой результативности тренировочной и соревновательной деятельности. Такими предпосылками считаются следующие: оптимальная структура спортивной мотивации и ее высокая устойчивость; соответствие индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена выбранному виду спортивной деятельности; развитые до необходимого уровня профессионально важные психические функции; сформированная у спортсмена психологическая структура спортивной деятельности; развитая способность к управлению своим состоянием, поведением, деятельностью; психологическая совместимость и срабатываемость партнеров.

Цель психологического обеспечения подготовки спортсменов – создание психологических предпосылок, обеспечивающих успешность тренировочной и соревновательной деятельности в спорте. Под психологическим обеспечением понимается система мероприятий, направленных на реализацию поставленной цели и задач.

Содержание психологического обеспечения подготовки спортсменов целесообразно будет разделить на две составляющие: тренировочный процесс и соревновательный процесс. Исходя из этого, психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов будет включать два направления: 1) психологическое обеспечение тренировочной деятельности спортсменов; 2) психологическое обеспечение соревновательной деятельности спортсменов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.