Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА КОЛОНИАЛЬНОМ ВОСТОКЕ





 

Следующим – после древности и Средневековья – периодом в истории стран Востока стал колониализм, обусловленный потребностями развития капиталистической Европы. Первые европейские колонии на азиатском, африканском и американском континентах появились в 15-16 вв., когда были совершены Великие географические открытия. Они принадлежали в основном Испании и Португалии, имевшим тогда значительное превосходство на море, но в 17 в. большинство португальских колоний было захвачено Голландией, которая первая из европейских стран вступила на путь капитализма. Проведя ряд успешных войн с Голландией, крупнейшей колониальной державой во второй половине 17 в. стала Англия, которая после буржуазной революции 1640-1650 гг. выходила в мировые лидеры по уровню экономического развития. Два следующих столетия прошли под знаком расширения её колониальных владений, которые находились уже не только в Азии, Африке и Америке, но и в Австралии, присоединённой к ней в 1770 г., хотя она постоянно испытывала противодействие со стороны Франции. К концу 19 в., когда создание колониальной системы было завершено, практически все страны Востока находились в той или иной степени зависимости – как политической, так и экономической – от западных держав.



Формы колониализма. Колониализм в широком смысле представлял собой хозяйственное освоение пустующих или слабозаселённых земель, а также оседание на заморских территориях мигрантов из стран Европы, которые были носителями западной культуры, вступавшей в активное взаимодействие с восточной. Можно выделить четыре формы, в которых он в основном протекал. Первая из этих форм заключалась в том, что пустующие или слабозаселённые земли осваивались европейскими колонистами, которые составляли значительную часть их населения. Что касается коренного населения этих земель, то оно оттеснялось в труднодоступные места или вообще истреблялось. Так, в конце 18 в. началась английская колонизация Австралии, в ходе которой её коренное население подвергалось массовому истреблению. Судьбу австралийских аборигенов разделили североамериканские индейцы и новозеландские маори, а также южноафриканские племена, на землях которых закрепились потомки голландских, немецких и французских колонистов, называвшиеся бурами. Страны, пережившие первую форму колониализма, - Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка – развивали свою государственность по западному образцу, которому только и могли следовать выходцы из Европы. Созданные в них государства, выражавшие интересы частных собственников, не могли игнорировать социальные проблемы, которые особенно обострились в связи с промышленным переворотом. Поэтому с первых своих шагов они развивали социальное законодательство, основу которого составляли правовые нормы метрополий, приспособленные к условиям их бывших колоний. Среди аборигенов, которых это законодательство практически не касалось, сохранялись традиционные формы помощи нуждающимся, уходившие своими корнями во времена первобытной общины.



Вторая форма колониализма имела место в тех странах, коренное население которых не только численно превосходило европейских поселенцев, но и имело развитую государственность. Представленная в истории культуры колонизацией Центральной и Южной Америки, она имела своим результатом создание государств, сочетавших в себе западные и восточные черты. Социальная политика этих государств была не очень активной, а помощь нуждающимся в них принимала в основном традиционные формы, существовавшие уже не одно столетие. Что касается третьей формы колониализма, то она существовала в тех странах, условия жизни которых – например, африканские джунгли – были неблагоприятны для европейцев. Используя систему форпостов, европейские колонизаторы устанавливали сначала экономический, а затем и политический контроль над этими странами, население которых практически не имело государственности. Привычные для них модели поведения почти не распространялись на коренное население их колоний, которое сохраняло верность традиционному образу жизни, включавшему в себя заботу общины о тех, кто находятся в нужде. Наконец, четвёртая – наиболее распространённая – форма колониализма встречалась в тех странах, которые противопоставляли европейской экспансии развитую культуру, включая государственность. Колонизаторы в этих странах (например, в Индии) составляли меньшинство населения, жившее в условиях развитого восточного общества, которое управлялось местными правителями на основе многовековых традиций. Верность этим традициям служила гарантом защиты коренного населения от социальных потрясений, которых восточное общество практически не знало, пока в результате колониальной экспансии в нём не стала набирать силу частная собственность.



Колониализм в собственном (или узком) смысле включал в себя две последние формы, для которых было характерно стремление европейских стран навязать всему остальному миру привычный им образ жизни, определявшийся господством частной собственности. Начало ему было положено в 16 в. торговой экспансией на Востоке, которая стала возможной благодаря разграблению Америки, осуществлённому испанскими и португальскими конкистадорами. Золото и серебро, хлынувшее из Нового света в Старый, использовалось европейцами для торговли со странами Востока, которые славились производившимися в них пряностями, а также изделиями своих мастеров. В 17 в. тон в этой торговле задавали уже голландцы, а в следующем столетии – англичане и французы. Хотя торговая экспансия в страны Востока осуществлялась частными европейскими компаниями, она всегда поощрялась государством, пытавшимся создать для неё наиболее благоприятные условия. К середине 19 в. наиболее крупные из этих компаний (например, Ост-Индская в Англии) перешли под контроль государства, а торговая экспансия уступила место политической, в результате которой на Востоке образовалась колониальная система.

Взаимосвязь колониализма и капитализма. Если под колониями иметь в виду оторванные от первоначального центра поселения, вызванные к жизни потребностями его экономического развития и сохранявшие свойственную ему социальную структуру, то первенство в их изобретении следует отдать финикийцам, которые в начале 1 тысячелетия до н. э. не знали себе равных в морской торговле. Крупнейшей финикийской колонией был Карфаген, основанный в 8 в. до н. э. и превратившийся впоследствии в могущественную державу Средиземноморья, для сокрушения которой Риму понадобилось сто лет. Традиции основания колоний, заложенные финикийцами, развивались древними греками, а затем и самим Римом. В средние века они были подхвачены Венецией и Генуей, которые представляли собой торговые республики, служившие посредниками между Западной Европой и Востоком. Создание колоний как в древности, так и в средние века имело в своей основе частнособственническую инициативу, которая на Западе всегда поддерживалась государством, а на Востоке в лучшем случае вызывала его насторожённость. Развитие этой инициативы сделало актуальной проблему первоначального накопления капитала, необходимость решения которой привела к новой волне колониализма, превосходившей по своей мощи все прежние.

То, что колониализм стал одним из факторов, способствовавших первоначальному накоплению капитала, не вызывает сомнений. Хотя разграбление Америки было осуществлено португальцами и испанцами, они не сумели воспользоваться его результатами для перехода в своих странах к буржуазным отношениям, духу которых Макс Вебер ставил в соответствие этику протестантизма, а не католицизма. Поэтому капитализм начал развиваться в Голландии и Англии, сумевших извлечь пользу из торговли со странами Востока, которая стала возможной благодаря награбленным в Америке драгоценным металлам. Пока в странах Европы не произошёл промышленный переворот, их затраты в этой торговле на одну пятую покрывались производившимися в них товарами, прежде всего оружием, а на четыре пятых - золотом и серебром. С переходом этих стран к машинному производству Восток стал рынком сбыта дешёвых европейских товаров, поток которых расшатывал основы хозяйствования, ставшие для него традиционными. Таким образом, колониализм не только способствовал развитию буржуазных отношений на Западе, но и готовил почву для их становления на Востоке.

Развитие буржуазных отношений на Востоке, ставшем объектом колониальной экспансии европейских стран, оказалось не столь значительным, как можно было бы ожидать. Во многих восточных странах капитализм пустил корни, но ни в одной из них, за исключением Японии, он не утвердился полностью. Утверждению его в качестве господствующего типа отношений в этих странах препятствовали как государственная собственность, которая подчиняла себе все её остальные формы, так и традиционная социальная структура, отличавшаяся необычайной прочностью. Сопротивление становлению буржуазных отношений на Востоке проявлялось в усилении народных восстаний, а также росте недовольства местной аристократии, традиционные права которой часто ущемлялись колониальной властью. Так, в 1857-1859 гг. Индию потрясло одно из таких восстаний, начавшееся с выступления сипаев, которые были возмущены попранием колонизаторами их религиозных чувств. Англичане его жестоко подавили, но были вынуждены отказаться от резкой ломки традиционного образа жизни, которому оставалась приверженной подавляющая часть индийцев.

Уникальное положение среди стран Востока занимала Япония, которая в период колониализма сумела синтезировать привычный ей образ жизни с принципами хозяйствования, заимствованными на Западе. Как и соседний Китай, она была ослаблена колониальной торговлей, которая вела к усилению экономической мощи западных стран. Но если в Китае протест против политики колониализма выразился в восстании тайпинов, провозгласивших в 1853 г. Небесное государство великого благоденствия, то в Японии – в революционном перевороте, который устранил власть сёгунов и заложил основы её капиталистического развития. В результате этого переворота, осуществлённого в 1868 г., к власти пришёл император Муцухито, политика которого имела антифеодальную направленность. Его деятельность – аграрная реформа, замена ежегодных выплат княжеских пенсий единовременной компенсацией и передача в частные руки неэффективных промышленных предприятий, находившихся в государственной собственности, - способствовала становлению капитализма в Японии. Социально-экономические преобразования в японском обществе были закреплены в конституции, принятой в 1889 г. Согласно этой конституции, в Японии провозглашались демократические свободы и гражданские права, без которых развитие капитализма в ней оказалось бы невозможным.

Трансформация системы социальной помощи. Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор экономики, а в Японии он даже стал решающим. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по уровню экономического развития. Так, после ликвидации в 1856 г. Ост-Индской компании Индия стала английской колонией, для управления которой было создано специальное министерство, осуществлявшее контроль за проводившимися в ней реформами. Эти реформы, касавшиеся образования, местного самоуправления и других сторон жизни общества, способствовали укоренению на индийской почве западных идей, основу которых составляло представление о приоритете частной собственности. В сфере экономики они были направлены на поощрение частного предпринимательства, в рамках которого складывалась национальная буржуазия. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабочий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направленными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положением, дававшим возможность контролировать торговлю между странами Запада и Востока. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не претерпевала существенных изменений.

Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унаследовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему служила для неё община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торговцев и ростовщиков. Потребность в социальной помощи особенно возрастала в годы неурожаев, приводивших к массовому голоду людей, а зачастую и к их смерти. Понимая свою зависимость от благосостояния общинников, традиционная власть освобождала их в такие годы от уплаты налогов.

Молодой пролетариат в странах Востока формировался за счёт разорившихся крестьян, которые уходили в город в поисках заработка, порывая всякие связи с общиной. Хотя численно он был ещё невелик, его возникновение означало изменение в социальной структуре этих стран, которая всегда отличалась стабильностью. Поскольку система социальной помощи, основу которой составляла деятельность общин по защите своих членов, не распространялась уже на всё население стран Востока, её необходимо было дополнить новыми формами, опирающимися не на традицию, а на законодательство. Так, стихийные выступления индийского пролетариата в конце 19 в. подтолкнули колониальную власть к выработке фабричного законодательства. С 1891 г. в Индии запрещалось использовать на фабриках труд детей до девяти лет, а длительность рабочего дня стала понемногу сокращаться, хотя в начале 20 в. она была ещё – по европейским меркам – очень велика (12-14 часов). Как Индия, так и другие страны Востока, испытавшие влияние европейского колониализма, распадались на две части – капиталистическую и традиционную. В первой из этих частей, включавшей в себя прежде всего крупные города с европейскими кварталами, шёл более или менее интенсивный процесс развития буржуазных отношений, тогда как во второй, которая охватывала преимущественно сельские районы, он был почти неощутим. Развитие капитализма на Востоке влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало особенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эффективность в странах Запада. Первые школы, осуществлявшие на Востоке подготовку специалистов в области профессиональной помощи нуждающимся, были открыты ещё в 30-х годах в Индии и Египте.

В отличие от других стран Востока, Япония после революции 1868 г. сама избрала капитализм в качестве пути своего развития, а не привязывалась к нему насильно западными державами. Тем не менее становление в ней буржуазных отношений также сопровождалось обострением социальных проблем, затрагивавших прежде всего представителей низших слоёв общества. Согласно аграрной реформе, осуществлённой императором Муцухито, крестьяне не получали землю безвозмездно, а выкупали её за небольшую плату. Те из них, кто не могли выкупить свой участок, становились арендаторами или батраками, а часто просто уезжали в город, где они попадали на промышленные предприятия. Рабочие этих предприятий жили в нищенских условиях, а трудиться им приходилось по 12-14 часов в сутки.

Специфика раннекапиталистического пути Японии заключалась в том, что он был пройден ею сравнительно быстро. Специалисты объясняют её действием двух факторов, одним из которых является ранее развитие японского профсоюзного движения, а другим – «культивирование патерналистских традиций, стремление предпринимателей наладить прямой контакт со своими рабочими на началах гармонии труда и капитала»[32]. К особенностям общественной жизни Японии Л. П. Пендюрина относит группизм, корни которого следует искать в организации традиционной семьи. Японская семья традиционно строилась таким образом, что старший сын наследовал имущество отца, а остальные шли в ученики к мастеру, который передавал им секреты своего искусства в обмен на их преданность ему. Поэтому «японцы ориентируются и ментально, и эмоционально на внутреннее пространство своей группы, на её микромир, на существующие в ней иерархические и патерналистские отношения»[33]. Выбор патернализма в качестве основного принципа социальной помощи позволил Японии избежать тех потрясений, которыми сопровождалось развитие капитализма в странах Запада.

 


[1] Феминология. Семьеведение / Под ред. Л. Т. Шинелевой. М., 1996. С. 139.

[2] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 52.

[3] Там же. С. 53.

[4] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 66-70.

[5] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 217.

[6] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 95-96.

[7] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 102.

[8] Богословский Е. С. Повседневная жизнь в Древнем Египте // Восток. 1995. № 4. С. 146.

[9] Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992. С. 10.

[10] См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32-37.

[11] Исход 22, 21.

[12] Исход 22, 22-24.

[13] Исход 22, 25-27.

[14] История философии / Под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 1999. С. 23.

[15] Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 391.

[16] Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПБ., 1999. С. 79.

[17] Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996. С. 132.

[18] Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995. С. 170.

[19] Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова. М., 1996. С. 128.

[20] Древнекитайская философия. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 164.

[21] Древнекитайская философия. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 145.

[22] Там же. С. 161.

[23] Там же. С. 153.

[24] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 313.

[25] Коран 107, 1-7.

[26] Коран 93, 9-11.

[27] Коран 90, 12-20.

[28] См.: Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 266.

[29] См.: Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995. С. 168.

[30] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1998. С. 155.

[31] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1998. С. 402.

[32] Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 221.

[33] Пендюрина Л. П. Семья в структуре общественных отношений в Японии // Научно-теоретическая конференция «Первые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы». Тезисы докладов и сообщений 25-26 мая 2000 г. Новочеркасск, 2000. С. 90.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.