Сделай Сам Свою Работу на 5

История всемирной литературы: в 9т.— Т.2: Средние века.— М., 1984..





Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

 

дисциплины

 

"История литературы"

 

для подготовки дипломированных специалистов по специальностям:

080507 «Менеджмент организации»

030602 «Связи с общественностью»

032401 «Реклама»

 

 

Факультет « Предпринимательство в культуре »

 

 

Москва 2006г.

 

Программу составила:

БАГРАТИОН-МУХРАНЕЛИ И.Л.

кандидат филологических наук

 

 

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям:

080507 «Менеджмент организации»

030602 «Связи с общественностью»

032401 «Реклама»

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

Утверждена на заседании Учебно-методического совета Международного университета в Москве «__­­­___»___________200___ г., протокол №_____.

 

Согласования:

Декан факультета

«Предпринимательство в культуре» ____________________________________________

(подпись) (ф.и.о.)

Зав. библиотекой ____________________________________________________________

(подпись) (ф.и.о.)



Ст. эксперт Учебно-методического отдела ______________________________________

(подпись) (ф.и.о.)

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

  стр.
1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………… 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …… 3. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………. 4. Содержание курса ……………………………………………… 5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр ……………………………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………… 7. Темы курсовых работ, рефератов …………………………… 8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету ……………… 9. Учебно-методическое обеспечение ……………………………. 9.1. Литература …………………………………………………. 9.2. Методическое обеспечение дисциплины …………………… 9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………………………………………………   … … … …   … … … … … … …   …  

 

Цели и задачи дисциплины

 

Курс "История зарубежной литературы" адресован студентам первого курса факультетов истории, политологии и права (специальность “Связь с общественностью”, статус общеобразовательный) и музеологии (специальности “Искусствоведение) ; курс «История литературы»,- студентам ФМ (специальность “Культурология”. Последний обеспечивается совместно кафедрами сравнительной истории литератур и кафедрой русской литературы. Т его часть, которая посвящена истории зарубежной литературы по объему и изучаемому материалу в основных чертах совпадает с курсом «История зарубежной литературы». В связи с этим составители программы сочли возможным объединить данные программы, дифференцировав отдельные разделы с учетом специфика каждой специализации.



Предметом курса является история зарубежной литературы стран Западной Европы (Древней Греции, Рима, Англии, Франции, Германии, Италии, Испании) и Америки. Курс охватывает период от Античности до XX века.

Цель данного курса - ознакомить студентов названных специальностей с наиболее общими закономерностями историко-литературного процесса и крупнейшими литературными памятниками, дать представление об основных литературных стилях и направлениях, а также об основных жанрах в их историческом развитии.

Задачи курса:

· Дать целостное представление о ходе развития мирового литературного процесса;

· Показать взаимосвязь и преемственность различных литературных эпох;

· Раскрыть специфику и содержание изучаемых литературных периодов, представленных на фоне широкого историко-культурного контекста;

· Ознакомить студента с наиболее репрезентативными художественными произведениями европейской словесности;



· Ввести студента в проблематику основных эстетических теорий и ознакомить с важнейшей научной и критической литературой;

· Объяснить содержание литературоведческих понятий: жанр, стиль, направление, композиция, сюжет, фабула и др;

· Сформировать у студента навыки литературоведческого анализа поэтических и прозаических текстов;

В результате освоения курса студент должен знать: хронологические границы, периодизацию и типологические особенности культурно-исторических эпох; специфику различных стилистических направлений, школ и иных эстетических объединений; художественные тексты, указанные в обязательном списке литературы.

Студент должен уметь: самостоятельно анализировать художественный текст в его связи с культурно-историческим контекстом; работать с научной литературой; пользоваться базовым аппаратом литературоведческих терминов, - а также приобрести навыки аналитического прочтения источника, составления библиографии по той или иной проблематике, написания и правильного оформления докладов и рефератов.

Данный курс сочетает лекционные и семинарские формы обучения и предусматривает следующие формы аттестации знаний: промежуточный зачет (“связь с общественностью”, “культурология”) после первого семестра и итоговый экзамен по окончании чтения дисциплины. Итоговая оценка в каждом случае выставляется на основании результатов промежуточного контроля знаний: работа на семинарах, письменное реферирование научной литературы, письменный доклад по отдельным проблемам курса.

Методологическую основу курса составляет сочетание хронологического и компаративного подхода, позволяющее представить основные этапы становления европейской литературы в динамике взаимодействия разных культур. При чтении данного курса важно учитывать специфику специальностей. В рамках занятий с искусствоведами и культурологами целесообразно затрагивать проблемы художественного стиля, вопросы взаимодействия литературы и искусства. Для политологов необходимы более углубленные знания историко-культурного контекста.

В программу входят: содержание курса, список обязательной и дополнительной литературы, тематические планы лекционных и семинарских занятий, разработки промежуточного контроля знаний, планы семинарских занятий, итоговые контрольные вопросы.

 

 

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
080507 Менеджмент организации   030602 Связи с общественностью 032401 Реклама  
№ семестра
Аудиторные занятия:
Лекции
семинарские занятия
Самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Виды итогового контроля   Экзамен Экзамен Экзамен

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

АНТИЧНОСТЬ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Миф и литература. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. Миф как воплощение первобытного синкретизма. Специфика мифологического времени. Дихотомия “начальных” сакральных времен и эмпирического текущего времени. Функциональная направленность мифа. Космогонические мифа, календарные, антропогонические, аграрные, героические. Аполлонические мифы (Аполлон, Дионис, музы, Орфей). Титаны и олимпийцы. От Хаоса к Космосу. Боги, полубоги, культурные герои, смертные. Миф как средство поддержания природного и социального порядка и контроля. Отличие римской мифологии от греческой. Связь мифа с ритуалом. Западноевропейские мифологические школы в гуманитарных науках XX века: психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг и др.), ритуально-мифологическая (Д.Фрейзер, М.Элиаде и др.), Символическая (Э.Кассирер, У.Урбан и др.), Структуралистская (К.Леви-Стросс, А.Греймас и др.). Понятие о мифологическом архетипе. Отечественные исследователи мифа А.Буслаев, Ф.Зелинский, Ин.Анненский, А.Лосев, А.Тахо-Годи, О.Фрейденберг, Я.Голосовкер, В.Иванов, В.Топоров, Е.Мелетинский. Историко-культурное значение античной мифологии.

Периодизация античной литературы. Архаический (долитературный) период, классический V-IV , эллинистический и литература периода римского завоевания.

II.

6.Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.

7.Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.

8.Принципы эпической характеристики героев “Илиады” и “Одиссеи”. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера. Ахилл и и Гектор — эпические герои.

9.Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах.

10.Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба. “Гомерический хохот”

11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношения к человеку.

12.Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

13.Эпическое богатырство и эпическое двойничество. Внешний, вещественный психологизм. Мифологическая основа эпоса.

14. Почему формирование эпоса связано с процессом образования народностей и государств.

15. Гомеровский вопрос в истории литературоведения.

16. Своеобразие стиля Гомера. Поэтичеcкая и эмоциональная симметрия. Черты субъективизма: описание Щита Ахилла как гипорхема (хоровая песнь с пантомимой в честь Аполлона). Композиции “Илиады” и “Одиссеи”. Понятие о гекзаметре.

17.Дидактический эпос Гесиода. Черты утопии и антиутопии в космогонии Гесиода.

18. Происхождение лирики и ее виды. Монодийная лирика — декламационная и вокальная. Хоровая лирика.

19. Декламационная лирика и ее жанры. Ямбы Архилоха. Образ поэта и “брошенного щита”. Винственные элегии и эмбатерии Тиртея. Политическая лирика, дидактические элегии Феогнида, образ корабля-государства. Солон. Эротические элегии Мимнерма. “Холиямбы” Гиппонакта. Эзоп. Басни.

20. Вокальная лирика (мелика). Сапфо, Алкей, Анакреонт, Ивик. Жанры, особенности стиха. Алкеева строфа. Сапсическая строфа.

21. Хоровая лирика. Жанры оды, парфениев (хоры девушек), энкомиев и др. Пиндар. Вакхилид. Структура оды.

 

22. Устройство греческого театра и театральных представлений. Происхождение греческой трагедии и ее структура. Эсхил как “отец трагедии”. Его вклад в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных до “Орестейи”. Миф об Атридах как основа трилогии. Черты “вечного образа” в Кассандре. Ритуальная модель ее поведения. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции. Характер конфликта в драме. Хор трагедии. Стихомифия — особый диалог в драме, отмеченный драматизмом, состоящий из коротких реплик.

23. Софокл и Афины эпохи Перикла. Вклад Софокла в развитие трагедии. Гуманизм драматурга. Структура трагедии“Эдип-царь”. Понятие “трагической вины” в трагедии рока. Аристотель об Эдипе в “Поэтике”. Хор о человеке в трагедии “Антигона”.Гармоническое равновесие трагического конфликта и партий хора.

24. Новые герои трагедий Эврипида. Характер конфликта и способы его разрешения.“Бог из машины” в финалах трагедий (“Медея”). Черты христианства в “Ипполите увенчанном”. Последующие воплощения образа Федры в мировой литературе.

25.Платон и Аристотель о “подражании” природе (“мимесисе”). Вопрос о происхождении искусства.“Поэтика” Аристотеля. Сравнение поэта и историка. Деление поэзии на три рода: лирику, эпос и драму. Суждения об эпосе и драме. Определение сущности трагедии. Суждение о катарсисе. Фабула и характер. Перипетия и “узнавание”. Основные рекомендации Аристотеля драматургу. Аристотель и Александр Македонский.

Платон. Диалоги. Образ Сократа. “Пир”. Понятие об идеальной красоте.

26.Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий: тема войны и мира (“Ахарняне”, “Мир”, “Лисистрата”), тема власти и народа (“Всадники”), философские и педагогические идеи времени (“Облака”). “Лягушки” Аристофана. Мастерство комедиографа. Условно-фантастический характер фабулы. Пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов (“софистический принцип” в “Облаках”, суд над стилем и структурой трагедии

в “Лягушках”). Агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора. Функции и образ хора.

 

27.Историография. Историки-логографы и “отец истории” Геродот. История греко-персидской войны в девяти книгах — эпическая поэма в прозе. Идея преопределенности событий. Использование вставных рассказов, мифов, анекдотов, сказок наряду с точными научными наблюдениями, географическими описаниями и т.д.

28. Фукидид и “История Пелопонесской войны”. Идеализация образа Перикла. Стилизованные речи исторических деятелей, драматизм и патетичность изложения, интерес к причинности событий.

29. Ксенофонт и идеализация аристократической Спарты как антитезы демократическому афинскому государству, погрязшему в торгашестве и власти денег. “Киропедия” (“Воспитание Кира”): воплощение образа идеального монарха Кира Старшего, основателя персидского царства, мудрого правителя и искусного полководца.

30.Ораторская проза. Судебное красноречие. Лисий. Оратор-публицист Исократ. Панегирик. Демосфен — самый выдающийся из десяти главных “канонических” ораторов. “Филиппики”.

 

31.Литература эллинистической и римской эпохи. Смена жанров, изменение характера драмы. Александрия как новый культурный центр. “Музейон” — храм Муз и Александрийская библиотека. Малые формы поэзии. Бытовая лирическая комедия. Менандр, создатель бытовых лирических комедий. Разработка фабулы, запутанность интриги, сокращение функции хора. Обращение к комедиям Менандра последующих драматургов. Мимы и эпиллии. Герод.

32. Феокрит — представитель буколического жанра в эллинистической поэзии. Любовь — главная тема его идиллий. Он продолжает традиции поэм Стесихора (VII-VI в.до н.э.). Идиллии — небольшие пьесы, посвященные изображению мирной и гармоничной жизни пастухов на лоне природы, противополагающиеся шумной жизни большого города. Любовные песни, мимические бытовые сценки, пастушеские песни, гимны дали основание жанру, развивавшемуся в греческой литературе (Бион, Мосх), в римской литературе Вергилий, в европейской пасторали.

33. Александрийская поэзия. Соотношение больших и малых жанров. Аполлоний Родосский. Поэма “Аргонавтика”. Ориентация на Гомера наряду с эрудицией и углубленным психологизмом (Идеализация Медеи. Сон и муки Медеи). Жанры эпиграммы и эпитафии. Асклепиад. Изящество и остроумие эпиграмм. Леонид Тарентский. Каллимах. Мелеагр.

 

 

34. Плутарх — историк и писатель. Черты морализаторства и психологические характеристики “Параллельных жизнеописаний”.

35. Лукиан. Риторика и ее осмеяние (”Похвала Мухе”). Насмешливость в изображении богов и подходах к традиционным мифам. “Разговоры богов”, “Разговоры в царстве мертвых”.

36. Греческий роман. Условность термина “роман” для обозначения античных повествовательных текстов. Авантюрный роман и его топика. Интерес к бытовой жизни, возникновения интимных, в первую очередь любовных чувств в эллинистической литературе. Злоключения любовной пары, возвышенность переживаний, взаимная верность и воссоединение, несмотря на похищение пиратами, морскую бурю, рабство, мнимую смерть, попытки самоубийства. Стандартность сюжетов, ходульность героев, риторическая напыщенность, приключения, разворачивающиеся в экзотической обстановке отличают греческий роман. Среди них выделяются художественными достоинствами “Эфиопики” Гелиодора и пастораль “Дафнис и Хлоя” Лонга, написанная ритмической прозой.

 

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Историческое значение римской литературы. Единство и различия пантеона античных богов (римские — имманентны, греческие — трансцендентны). “Заимствование” греческой культуры с связи со своими идеологическими потребностями. Литература Рима как связующее звено между греческой и западноевропейской литературами эпохи средневековья, Возрождения, Нового времени.

2. Первые поэты. Театральное дело в Риме. Характер латинского фольклора. Римская комедия. Ателлана. Паллиата (комедия плаща, актеры одеты в греческие плащи) и тогата (комедия тоги, более поздняя, актеры носят римские костюмы). Сочетание диалогов и арий, отсутствие хора. Контаминации из “средней” и “новой” аттической комедии. Постоянные маски. Комедии Плавта — комедии интриги, содержащие буффонные черты. “Псевдол”, “Менехмы”, “Хвастливый воин”. Теренций и традиции “трогательной” лирической комедии. “Свекровь”, “Братья”. Различие комедий Аристофана, Менандра, Плавта и Теренция.

3. Кружок Сципиона. Оппозиция греческому влиянию. Проза Катона. (Речи. “Начала” — первая римская историография на латыни. Трактат-наставление “К сыну Марку”). Римская историография, риторика, юриспруденция, философия, филология. Полибий — первый теоретик римского мирового господства. Панэтий — создатель философской системы “средней Стои”. Азианский стиль и аттикизм в красноречии. Братья Гракхи.

4. Золотой век римской прозы. Марк Туллий Цицерон и теория красноречия. Речи (Первая речь “Против Катилины”; вторая “Филиппика” против Антония). Письма. Три трактата об ораторском искусстве. Риторические приемы Цицерона. Значение его языка в качестве нормы “классической” латыни. Влияние Цицерона на последующую мировую литературу.

5. Гай Юлий Цезарь, политический деятель и писатель. “Записки о Галльской войне”, “Записки о гражданской войне”. Жанр “записок” (commentarii) — произведение, не претендующее на художественность, деловое сочинение без риторических прикрас. Сведения о жизни древних германцев, галлов и других народов этно-психологического, религиозного, военного, бытового характера. Простота и безыскуственность стиля как результат продуманного мастерства Цезаря, объективность и ясность изложения в сочетании с апологетическими нотами в образе автора, упоминаемого в третьем лице. Хрестоматийность сочинений Цезаря — чистота, легкость и правильность языка, точность детали, историческая значительность содержания, касающегося истории Германии, Франции, Англии.

6. Классичность литературы эпохи Августа. Вергилий — эпический поэт, “свой Гомер”. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее, основателе римского государства для эпохи императора Августа. Синтез мифа и истории в поэме. Представление о Риме как о “возрожденной Трое”. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы. Римская история в “Энеиде” как отдаленное будущее, основы которого закладывает герой, ведомый богами. Морские странствия героя. Эней и Одиссей. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона. Шестая книга, ее роль в развитии истории героя. Трансформация идеи циклического времени в идею линейного, предопределенного и целенаправленного времени. Италийский период деятельности героя. Провиденциальная целесообразность. Эней как человек судьбы. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия. Образы Энея и Дидоны у А.Ахматовой, И.Бродского. “Буколики” Вергилия. Пророчество, о рождении младеца, будущего властителя мира и о приходе золотого века на смену железного, содержащееся в четвертой эклоге (к Асинию Поллиону). Средневековое толкование пророчества как вести о рождении младенца Христа. Данте в “Божественной комедии” о Вергилии.

7. Традиции греческой лирики в поэзии неотериков. Уход в мир частной жизни и описание душевных переживаний в эпилиях, посланиях и любовных элегиях. Жанр любовной элегии в творчестве Катулла, Тибулла, Проперция. (Греческая элегия из малоазийских заплачек — двустиший, сопровождаемых игрой на флейте, состоящих из гекзаметра и пентаметра). Сужение тематики элегии. Стихи к Лесбии, складывающиеся в цикл. “Сюжетность” повествования о перипетиях любовной истории в элегиях Катулла.

8. Литературная жизнь века Августа. “Царей потомок, Меценат” и Гораций. Лирика Горация — сатиры, близкие к диатрибе, оды, эподы, послания, опирающиеся и на ранних греческих поэтов (Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара), и на поэтов-александрийцев (Каллимаха, Феокрита), “эолийскую песню переложил на италийский лад” (“Памятник”). Расширение границ жанра оды, высокий стиль, философская проблематика, обращение к личному опыту, воплощение римского идеала “золотой середины”, нравственные, социальные, религиозные проблемы. “Римские оды”, “Ода к Мельпомене” (“Памятник”) Размышления о характере и назначении поэта и поэзии в посланиях. “Наука поэзии”. Проблематика и поэтическое мастерство поэзии Горация. Гораций в русской поэзии.

9. Продолжение традиций элегии в творчестве Овидия. Цикл стихов, обращенных к Коринне. Риторичность лирики (ср. “На смерть воробушка Лесбии” Катулла и “На смерть попугая Коринны” Овидия). “Героиды”, “Метаморфозы”, “Фасты”. Биография Овидия. Ссылка. “Скорбные элегии”, “Письма с Понта”. Закрепление за жанром элегии содержания “печальное раздумье” после “Тристий” Овидия. Пушкин и Овидий.

10. Римская историография. Корнелий Непот, Светоний, Тит Ливий, “который не заблуждается”, Тацит.

11. Культура I века и начала II в. от Р.Х. Расцвет науки. Плиний Старший.“Новый стиль”. Сенека и Нерон. “Моральные письма к Луциллию”. Трагедии “Медея”, “Федра”, “Неистовый Гекулес”, “Эдип” — усиление риторики, отсылки к предыдущим авторам, использовавшим классические фабулы, наличие эффектных сцен, зачастую связанных с жестокостью. Отношение к предшествующей традиции и влияние на западно-европейский театр классицизма (Расин, Вольтер). Поэзия времени Нерона. Реакция на “новый стиль”. Квинтилиан “Обучение оратора” как возвращение к цицероновскому стилю. Стаций “Фиваида”, эпигонство гомеро-вергилиевой традиции. “Сильвы” — ничтожность содержания поэта, изображающего парадную сторону римской жизни и льстящего богатым заказчикам.

12. Марциал — эпиграммы. “Книга зрелищ”. “Ксении”. “Апофореты” (“Уносимое”) — надписи к подаркам. Противопоставление эпиграммы “высоким” мифологическим жанрам, эпосу и трагедии как произведения, изображающего жизнь, а не “пустые игрушки” или “чудовища”, вроде Медеи, Эдипа.

13. Сатира. Басни Федра, опирающегося на басни Эзопа и Барбия. “Ювеналов бич” — традиции “негодующей сатиры”.

14. Письма Плиния Младшего. Апологетический образ автора, создаваемый средствами, отличающимися от используемых Цезарем для автохарактеристик. Меньший удельный вес вопросов политических, расширение бытовой сферы интересов.

15. Римский роман — большая повествовательная форма, называемая “dramata”, “biblio” и др. Формирование римского романа, также содержащего большое количество приключений под воздействием “менипповой сатиры”, беседы на морально-философские темы, близкой к диатрибе. Индивидуализация героев, появление исторического и местного колорита. “Сатирикон” Петрония — свидетельство “упадка нравов”. Отсутствие положительных персонажей. Комментарий “от автора” с помощью вставных стихов в жанре эпоса, эпиграммы, элегии. Пародийная отсылка к платоновским диалогам, в частности к “Пиру”. Описание подготовки к пиру, самого пира Тримальхиона и последующих событий. Хронотоп романа — грязный рынок, притоны, сомнительные гостиницы. В авторской позиции — отсутствие идеализирующей тенденции. Влияние “Сатирикона” на последующее развитие плутовского и приключенческого романа.

16. Апулей. “Метаморфозы”, “Золотой осёл”. Усиление индивидуализации персонажей. Сатирические, волшебно-магические и фольклорные черты романа. Вставная новелла сказка об Амуре и Психее. Стиль Апулея.

17. Латинская литература III—VI вв. Христианская литература Тертуллиан. Амвросий Медиоланский. Иероним. Кассиан. Лев Великий. Взаимодействие христианских и античных традиций в творчестве Иеронима, бл. Августина. «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты». «Паломничество Этерии. Внецерковная проза: “панегирики” по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония, “бревиарии” по образцу Флора. Боэций “Об утешении, доставляемом философией”. Античная литературная традиция в патристике, средневековой западно-европейской и русской литературах.

 

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Средние века как самостоятельная культурно-историческая эпоха. Значение термина "Средние века". Основные задачи медиевистики: публикация источников, текстология, научное комментирование текста, анализ литературного самосознания эпохи, соотношение письменной и устной литературы, проблема авторства, понятия жанра и стиля.

Хронологические границы эпохи. Понятие средневековой культуры и средневековой цивилизации. Концепция “долгого” средневековья (Жак Ле Гофф).

Основные культурные пласты, участвующие в формировании средневековой культуры и литературы: античное наследие, христианство и варварская культура. Христианство как главный культурообразующий фактор Средневековья. Католическая церковь в средневековой Европе. Формирование нового, христианского, мировоззрения, изменение картины мира, пространственно-временных представлений. Христианство и античная культура: отношение к мифологии и искусству античности, философия и христианство.

Формирование жанровой системы, ценностная иерархия жанров. Круг памятников средневековой словесности, изучаемых в курсе истории литературы (философский трактат, историческая хроника, агиографическая литература, проповедь, рассказы о путешествиях, описания животных и минералов и т.д.). Значение художественного канона для развития и функционирования средневековой литературы. Соотношение традиции и новизны. Символизм и аллегоризм средневекового художественного мышления.

Периодизация латинской литературы. Система жанров латинской литературы. Клерикальный характер средневековой латинской литературы, ее дидактизм и аллегоричность.

"Исповедь" Блаженного Августина и ее роль в трансформации жанровой системы от античности к средневековью.

Петр Абеляр и “История моих бедствий”: жанровое своеобразие. Автор и герой у Абеляра: проблема художественной дистанции.

Древнеанглийская эпическая поэзия. "Беовульф". Традиционные эпические и фольклорные мотивы как основа для создания образа Беовульфа. Мифологические и христианские мотивы в "Беовульфе". Тематическая структура “Беовульфа”: поединок, встречи, проводы, восхваление героя, пир и т. д.

Кельтский (ирландский) эпос, время его создания. Ирландские саги как основная нарративная форма средневековой ирландской литературы.

Древнеисландкая литература: жанровый состав (саги, эддическая поэзия, скальдическая поэзия). “Старшая Эдда”: история текста; структура сборника; песни о богах - речи, перебранки, повествовательные песни; песни о героях - монологическая и диалогическая форма. “Песни о богах” как образец мифологического эпоса: космогонический и эсхатологический миф, мотив добывания жены, мотив добывания сакральных предметов, мотив добывания сакрального знания и т.д. Героические темы и мотивы в “Старшей Эдде”.

Общая характеристика зрелого средневековья. Историко-культурная ситуация в Европе ХI-XII вв. Различные теории происхождения героического эпоса. Роль жонглеров в обработке, циклизации и распространении героических сюжетов. Устная традиции и письменная фиксация героических поэм. Проблема авторства. Влияние рыцарской культуры на героический эпос.

Французский героический эпос. "Песнь о Роланде" - крупнейший памятник французского героического эпоса. История и вымысел в поэме. Эпический стиль в "Песне о Роланде". Образ эпического героя и средства его создания. Система персонажей в поэме. Элементы рыцарской культуры.

Испанский героический эпос. "Песнь о Сиде". Историко-легендарная основа поэмы (Сид - национальный герой, Сид - победитель мавров).

Немецкий героический эпос. "Песнь о Нибелунгах". Древнегерманские мотивы в сюжете произведения. Историко-мифологическая многослойность поэмы. Тематическое многообразие поэмы: честь, судьба, вассальная верность, месть, героизм, междоусобные распри. Тема гибели героического века - основа сюжетно-композиционной целостности поэмы. Проблема эпического героя. Жанровая специфика "Песни о Нибелунгах".

Формирование рыцарской идеологии в ХII-XIII веках. Провансальская любовная поэзия. Проблема генезиса (латинская поэзия, фольклорное происхождение, влияние арабо-мусульманской поэзии). “Куртуазный универсум” поэзии трубадуров. Лирика трубадуров как система жанров. Роль художественного канона. Образ Прекрасной Дамы и средства его создания. Национальные варианты куртуазной лирики: поэзия труверов и миннезингеров. Поэзия трубадуров и ее рецепция в последующей европейской поэтической традиции.

Рыцарский роман. Роман бретонского цикла: происхождение и эволюция. Влияние кельтской эпической традиции. Истоки “артурианы” - хроника Гальфрида Монмутского "История бриттов". Романы Кретьена де Труа: сюжетно-композиционная структура, характер конфликта. Легенда и роман о Тристане и Изольде, основные версии романа. Роль мифологических мотивов в романе о Тристане и Изольде. Светский и христианский идеал: Круглый стол и Грааль. Немецкий рыцарский роман - "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха. От романа “испытания” к роману “воспитания”: роль “биографии” героя в романе.

Роль городов в общественной и культурной жизни средневековой Европы, их экономический и политический подъем в XIII веке. Характерные черты и специфика городской литературы: дидактизм и нравоучительность; аллегоризм; формирование нового типа героя; пародийность городской литературы. Смысл и функция средневековой пародии.

Проблема предвозрождения. Культурная ситуация в Европе XIII-XIV веков (религиозные ордена, философские школы и мистические учения).Политические процессы в Италии второй половины XIII. Данте - поэт рубежа двух эпох. Основные события политической и личной жизни Данте в преддверии создания “Божественной комедии”. Поэтическая школа "сладостного нового стиля", ее воздействие на творчество Данте. "Новая жизнь" Данте - лирическая исповедь поэта.

“Божественная комедия”: проблема жанровых источников (латинский эпос, “загробные видения”, жизнеописание, автобиография и т.д.); композиционная структура и система персонажей поэмы; аллегоризм и символизм “Божественной комедии” (символика числа, цвета, музыкального ряда); автор и герой “Божественной комедии”. Данте и проблема Предвозрождения: изменение оценки роли античного наследия в истории культуры (мифологические образы поэмы, образы Вергилия и Стация, аристотелизм).

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Историко-культурное значение понятия “Возрождение”: ренессанс и “ренессансы”. Представление о “новом человеке”, для которого возрождение античности открывает путь к культурному самопознанию и творчеству. Взаимодействие языческого/светского и христианского моментов. Современные подходы к решению проблемы “гуманизма” и пониманию его возможностей. Studia humanitatis и система воспитания нового человека. Критика текста как филологический метод и принцип мышления.

 

Итальянское возрождение. Ф.Петрарка - тип нового человека. Спор Петрарки с Августином. “Книга песен” и европейская традиция любовной поэзии.

Повествовательный стиль раннего Возрождения - новелла. Жанр новеллистического сборника у Боккаччо (“Декамерон”). Дальнейшая эволюция жанра новеллы. Черты социальной утопии в «Декамероне» Бокаччо.

Основные этапы эволюции гуманизма: гражданский гуманизм во Флоренции, платоновская Академия, натурфилософия. Судьба идеи всесторонне развитого достойного человека (homo universalis) и ее превращение у Н.Макиавелли. Практика достойной жизни (Кастильоне, Челлини).

Судьба рыцарской идеи в жанре поэмы: Боярдо, Ариосто, Тассо. Историческая судьба итальянской культуры и ее европейское значение.

Отношение к империи и католическому Риму в Германии и Нидерландах. Формирование бюргерской культуры. Возникновение образа Фауста. Гуманистический мир глазами реформированной веры; современный мир глазами гуманистического разума. Литература о глупцах - С.Брант, Эразм Роттердамский. “Письма темных людей” как образ лжеученой схоластической среды.

Отношение гуманистов северной Европы к Италии. Христианский/благочестивый гуманизм Эразма Роттердамского. Литературные жанры в творчестве Эразма; его деятельность просветителя. Спор с Лютером о свободе воли.

Становление французского Возрождения в событиях итальянских войн. Жанры французского Возрождения. Ф.Рабле: тип личности, судьба гуманиста. Творческая история романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Теория “смеховой народной культуры” М.М.Бахтина.

Петраркизм и судьбы европейской поэзии. Создание первой национальной литературной школы: деятельность “Плеяды”. Создание теории национальной поэзии. Лирические жанры на пересечении культурных традиций: ода, сонет, гимн, элегия.

Судьба гуманизма во Франции. Формирование французского скептицизма. М.Монтень и жанр эссе как выражение гуманистического опыта постижения реальности.

Зарождение английского гуманизма - Оксфордский кружок. Личность и деятельность Т.Мора. Утопическая идея и историческая реальность XVI столетия. Начало ренессансной поэзии (Уайет, Сарри, Сидни).

Истоки и условия формирования английского театра. От моралитэ к пьесам на исторический сюжет. Предшественники Шекспира и возникновение новых жанров.

Эволюция творчества Шекспира. Концепция героя истории в отношении к идее национального государства. Две исторические тетралогии. Создание жанра трагедии и переосмысление прежних мотивировок трагического события - “Ромео и Джульетта”. Путь изменения трагического конфликта. Рождение “рефлектирующего героя” - Гамлет. Сюжет и конфликт великих трагедий.

От комедии к трагикомедии. Последний период творчества Шекспира: жанр античной трагедии. Значение утопической идеи.

Становление ренессансного романа в его основных вариантах: пасторальный, пикарескный, рыцарский. Творчество Сервантеса во многообразии жанровых форм. Пародия и утопия в романе Сервантеса. Дон Кихот - один из архетипических образов новой культуры. Дон Кихот и Санчо Пансо; Дон Кихот и Гамлет - лики нового времени.

 

 

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

Проблемы периодизации. Дискуссионный статус XVII века как особой историко-литературной эпохи; его место в историко-культурном континууме. Интерпретации соотношения средних веков, Возрождения и Нового времени в исторической науке и в культурологии. Проблема хронологических границ XVII в. в литературе. Переходный характер культуры XVII века как финальной фазы эпохи “рефлексивного традиционализма”: специфика авторского сознания и функция канона.

Становление новой концепции знания (Декарт “Рассуждение о методе”). Специфика рационализма XVII века в сравнении с рационализмом Возрождения и Просвещения..

Новые качества модели мира: несовершенство, децентрированность, бесконечность, механицизм. Метафора “мир – часовой механизм”. Бог как “великий часовщик” и его место в мире.

Две эстетические подсистемы XVII века: барокко и классицизм. История терминов, динамика их переосмысления. Традиция антитетического описания барокко и классицизма. Соотношение понятий барокко и маньеризм. Национальная специфика восприятия терминов, принятая национальная терминология: культизм и концептизм (Испания), прециозность и либертинаж (Франция), метафизическая поэзия и поэзия кавалеров (Англия), маринизм (Италия).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.