Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура и искусство древней Месопотамии. Храм как модель космоса





Художественная культура Древней Месопотамии зависела от представления о жизни. В Месопотамских верованиях – Луна (мертвый мир) представляла собой мрачный мир, вечную ночь – это привело к пессимистическому образу жизни и культуры.
В отличие от Египтян, Месопотамцы не смогли выразить ритмичную красоту. Пессимистический образ жизни привел к новой форме литературы и искусства. Все идеальное находилось в прошлом.
Огромный вклад в художественную культуру: различные сказки, поэмы, фольклоры, лирические произведения.
Яркие примеры художественной литературы:
- Поэма о сотворения мира (о богов и о человека)
- Эпос Гилгамеша (безнадежность бессмертия)
Архитектура
Сооружённые ими большие города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. Составной частью храма был зиккурат— четырёхугольная в плане, кверху суживающаяся ступенчатая башня. Огромное значение придавалось постройке дворца. Самой важной частью дворца был тронный зал, где царь с подобающими церемониями принимал послов и приносящих дары подданных. Он соответствовал целле, святилищу храма, где восседало божество. Значительную часть дворца занимали жилые помещения, существовал также просторный зал, используемый для роскошных пиров. Святилище от дворца отличала храмовая башня — зиккурат. С III династии Ура башня стала существенной частью месопотамского храма. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с определением календарных сроков сельскохозяйственных работ. Огромным достижением месопотамских архитекторов было изобретение арки и сводов.



Храм в Месопотамии как модель космоса.

Данный тип храмов назывался зиккурат, он отражал модель мира в представлениях шумерах.

Состоял из трех платформ.

Нижняя платформа-черного цвета( выбросы нефти)- подземное царство

средняя платформа- красный цвет( охра)- символ жизни

верхняя платформа- белый цвет ( известь)- символ сакральной чистоты и божественности



Таким образом, данный тип храмов ни в коем случае не лестница, так как нельзя спуститься в подземное царство и подняться в мир богов. Это символ взаимного единения человека с богами, соединения земного и небесного, первородности жизни.

Чтобы обеспечить эконом прогресс,работника с малоэффективными орудиями труда нужно было организовать! И храмы получили такое широкое распространение, что храмы были не опиум для народа, не распрроостранение религиоз верований и знаний а главнпая функция храма-экономическя!!!!!!

Храмы организовывали несколько десятков работников по принципу кооперации и специализации. Все работники были сведены в отряды и каждый занималс я выполнением одной операции. Благодаяря тому, что храмы организовывали рабочих по принц кооперации и специализации эффективность экономики резко возрастала. Именно в храмах получали самые высокие урожаи, именно в храмах получали самый высокий прибавочный продукт. Весь прогресс общества в эпоху бронзового века связан с крупными храмовыми хозяйствами с их принципами организации и кооперации.

Кроме того, в храмах жили и образованные жрецы, которые в отличие от общинников умели читать и писать, и отсюда храмы то место, где налаживали учет и контроль всех произведенных продуктов+ремесленного и с-х труда. , которую эти работники создавали.

Самый расцвет этой кооперации приходится на времия 3-ей династии Уров. По данным раскопок, оновными работниками в храмах были женщиныи дети! , т.к. мужчин обращать в подневольных работников было невыгодно (к мужчинам воинам необход приставлять одного «выпрямителя»,надсмотрщика)



Полное огосударствление экономики на основе бюрократии долго существовать не может. (просущ 110 лет)

Храм имел огромное значение и занимал центральную позицию в жизни месопотамца:

· Энси (жрец, который, кстати, стоял выше, чем военный предводитель) осуществлял связь с богами, когда начиналась природная катастрофа (в основном, наводнения, которые было сложно пердсказать). Именно от милости богов и зависело выживание населения Месопотамии.

· Во время наводнений все население собиралось на этих платформах, где благополучно существовало все то время, пока бушевала стихия. В случае, если смывало весь урожай и разрушал дома, месопотамцы пользовались запасами из хранилищ, сооруженных как раз на этих платформах.

 

Билет 14

Своеобразие развития цивилизации на Крите и на Балканской Греции

1. Крито-Микенская цивилизация:

А) предыстория

Цивилизация бронзового века, названа по двум основным центрам развития цивилизации: остров Крит и лидер материковой Греции – город Микены. Цивилизацию создали прото-греческие племена, которые не относились по своему языку к индоевропейской языковой семье: корийцы, пеласги, этокритяне, жившие в 3-ем тыс. до н.э. (т.е. в эпоху неолита), когда шло становление производящей экономики. В 3-ем тыс. до н.э. приходят первые индоевропейские греческие племена. XXI век до н.э. – ахейцы, полу-кочевые, полу-земледельческие племена. Последнее переселение греков, завершившее освоение балканского региона – переселение греков-дорийцев, пришедших со стороны Малой Азии примерно в конце XII – начале XI веков до н.э.

Первоначально цивилизация возникла на территории островов Эгейского моря, которые опережали в своём развитии материк: острова Киклады и Спорады. В конце 3 тыс. на территории Крита, и затем на других островах, возникла цивилизация сначала бронзового века, а в 1 тыс. до н.э. после прихода дорийцев сформировалась античная цивилизация.

Б) особенности цивилизации

· Письменность: иероглифическая, слоговая, сакральное письмо (рисунчатое);

· Дворцы – главные элементы цивилизации бронзового века (~1900 год до н.э.) Кносс (~1600 м2), Фест, Малии, Като Закро – самые большие и многоэтажные.

Функции дворцов: организация экономической жизни, хозяйственные функции: организация работ, учёт, контроль и хранение продукции; центр политической жизни, место жительства всей придворной администрации, религиозный центр (2-ой этаж), организация торговли и обмена.

· Периодизация:

1) Додворцовый (26 – 20 вв до н.э.) – родовая община, бронзовый век;

2) Эпоха старых дворцов (19 – 17 вв до н.э.) – цивилизация;

3) Эпоха новых дворцов (1700 – 1450 года до н.э.) – землетрясение на о. Фера.

· Социальные реформы царя Миноса (самый мудрый законодатель древности) в ответ на выступления рядовых общинников против их принуждения и эксплуатации.

1) Все население стало свободным и независимым;

2) Однородная социальная структура (отсутствие стен у дворцов и храмов);

3) В собственность давали землю.

 

В) культура

· Матерь-богиня (змеи в руках, открытая грудь) – хтоническое божество,символизировала подземное царство, дающее жизнь растениям, но отбирающее жизни людей, приносящее болезни и землетрясенияи т.д.Олицетворяла женское плодородие.

· Бык – оплодотворитель (его символизировал двусторонний топорик – лабрис). Люди верили, что бык обитает на Кноссе во дворце («лабиринт» - дом лабриса). Обряд с прыжками через быка – сакральный ритуал в отсутствии жертвоприношения.

· В условиях священного страха перед матерью-богиней формируется концепция возвышения женского божества – «минойский матриархат» (…)

Во второй половине 15 века или в начале 14 века до н.э. – извержение вулкана на о. Фера, землетрясение, цунами, потоплен весь флот, разрушены дворцы, затоплены прибрежные города, выпало ~50 см пепла. Цивилизация на Крите погибла.

2. Цивилизация Балканской Греции:

А) предыстория

ХХI век до н.э. – переселение греков-ахейцев на Балканский п-ов, где появились дворцовые центры. Но переходу к цивилизации помешали ахейцы, которые находились на стадии первобытно-общинного строя. Ими были разрушены все дворцовые центры (Лерна - протогосударство). Цивилизация в ахейской Греции сформируется к 16 веку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.