Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура и искусство древнего Египта. Пирамида и храм как модели космоса.





Культура др. египтянина целиком зависела от природных условий. Так, все произведения искусства были симметричны. Эта симметричность нашла свое отражение в определенной регистровости изображений. Эта регистровость заключалась в том, что египтяне все видели, как бы разделенным на отдельные полосы. В этом заключается особенность древнеегипет искусства и древнеегипет. системы ценностей. Также существует удивительная пропорциональность фигур. Необходимость строительства ирригационных сооружений привела к тому, что в Египте очень рано была развита система математических и геом. знаний. Уже в 30 в. до н. э. египтяне знали основные свойства «золотого сечения» треугольника. Художники довели все это до совершенства, когда надо было создать скульптуру. Отсюда изображенный человек всегда пропорционален и гармоничен. Египтяне также наносили изображения на рельеф. Скульпторы изображали человека одновременно как бы с нескольких точек зрения, и от этого происходил уход от плоскости, появлялась объемность.

Пирамида: Самым главным для человека, было решение проблемы бессмертия. Проблема бессмертия была связана целиком с движением солнца, отсюда, по представлениям египтян, восток-это то место, откуда солнце восходит, это территория живых, поэтому все поселения находились на восточном, правом берегу Нила; а солнце заходит на западе, поэтому там страна мертвых, и все гробницы , все некрополи находились только на западном берегу. Коль это есть, встала необходимость создания специального архитектурного сооружения. Первоначально создали египтяне сооружение в виде параллелепипеда – мастаба. Фараон третьей династии Джосер, который первым был провозглашен богом решил себя отметить от простых смертных. Он одну мастабу водрузил на другую – так появилась первая пирамида. Египтяне представляли солнечный луч, как равностороннюю пирамидку. Отсюда, солнечное божество, фараон, находящийся в пирамиде, гробнице, не может и не должен отбрасывать тень. Так появились пирамиды Гизы, которые создаются фараонами четвертой династии. В этих пирамидах впервые благодаря наклону граней пирамиды основное время дня солнечный луч скользит по сторонам пирамиды, поэтому пирамиды, которая не отбрасывает тени, становится идеальной формой жилища для сына солнечного божества на земле. Отсюда прямая связь между божеством на земле и божеством на небе. Поэтому пирамида - это первая модель космоса, окружающего человека. Но при этом еще нет людей: люди живут на уровне первобытных отношений. Вся цивилизация только у фараона, и фараон олицетворяет собой этот космос. По представлениям египтян фараон должен соотноситься с миром космоса и ночью, поэтому создается пирамида, которая обращена одной гранью точно на север, по направлению к полярной звезде. Она никогда не движется, вечна, подобно богам. Поэтому, в точке полярной звезды находится благословенная страна, где живут боги. Так, все входы всех пирамид направлены на север, где находилась звезда альфа созвездия драконов. Таким образом, пирамида – это олицетворение представлений египтян о космосе, который слит днем солнечным светом, а ночью связан с миром богов.





Храм: В эпоху Среднего царства произошел взлет культуры и расширение его по всей территории Древнего Египта, а также произошел стремительный прогресс, приведший к появлению новых социальных групп, перешедших на другой уровень социальной стратификации( это произошло в результате появления рабов, которые принимали участие в экономическом процессе, что позволяло определенным группам, которые раньше целиком были погружены в физический труд, получать более высокое образование и совершенно по-другому оценивать себя, и предъявлять свои требования более активно) В результате появляется новое общество, которому нужно осознать, кем оно является. Нужно этому обществу осознать в мифологической форме решить проблему нахождения себя в мире, решить, что такое космос, который расположен вокруг этого общества, и как он с ним соотносится. Поэтому, пирамида, как модель космоса, в эпоху Древнего царства перестает выполнять свою главную задачу. Кроме того, пропала необходимость отрывать большое количества людей на строительство пирамид, ввиду появления возможности непрерывного ведения орошения верхних полей. Все эти факторы привели к тому, что встала необходимость выражения нового сакрального пространства, этим сокральным пространством становится храм. Храм в любой культуре - это модель космоса. Когда верующий приходит в храм, он ощущает себя в центре космоса, окруженный со всех сторон богами, космическим пространством. Весь мир для человека делится на повседневное и сакральное- т.е. территорию храма. Все храмы строились по оному и тому же образцу. Главным, что было когда человек приближался к храму, - это были высокие пилоны, которые символизировали горизонт. Перед храмом находился всегда один или несколько обелисков, которые символизировали застывший луч солнца. Таким образом, перед стенами храма было сакральное пространство. Как только человек проходил мимо застывших лучей солнца и входил в узкую щель между горизонтом на пространство сакрального. Это сакральное пространство включало в себя: мир живых и мир богов. Мир живых – это пространство, которое сразу начиналось после входа между линиями горизонта. Человек попадал в двор, обнесенный колоннами; двор залит светом а колонны отбрасывают тень. Поэтому это было, с одной стороны, солнечное пространство, но уже сакральное. Двор, обнесенный колоннами, назывался перистиль, перистильный дворик. В этом перистильном дворике совершались все основные ритуалы богослужения. После совершения этих ритуалов, человек попадал во второе пространство, крытый колоннадный зал, который назывался гипостилем. Фактически человек подходил к той черте, где кончается его человеческое сакральное пространство, и останавливался перед третьим, последним помещением, абсолютно закрытым, лишенным любых окон, куда бы проникал свет. Это пространство было сокровищницей, кумирня, где стояло изображение бога Ра, главного бога, которому поклонялись.



Когда наступали первые лучи, в храм могли заходить только жрецы, внутреннее помещение освещалось факелами и лампадами, жрецы совершали омовение, совершали молитвы, приносили дары, подношения изображению бога Ра.

Таким образом, на место одной модели космоса, которая была при неразвитом обществе, приходит другая, состоящая из трех частей: мир людей, сакральный, и мир богов, тоже сакральный. Эта модель помогала человеку решить проблему бессмертия…

 

 

Билет 11

Влияние природы на цививилизацию древней Месопотамии. Основные эта­пы истории и цивилизационные характеристики

Месопотамия располагалась в междуречье рек Тигр и Евфрат (недалеко от впадения в Персидский залив)

1. Евфрат часто менял свое русло

2. Только глинистая почва (без камней, металлов и деревьев) => контакты с другими народами, товарообмен. Т.е. было практически полной отсутствие ресурсов, что привело к практически повсеместному использованию в шумерском хозяйстве вещей, сделанных из глины. Острый недостаток в ресурсах, риск наводнения принуждал членов общины селиться плотнее, поближе к храму (который был хозяйственным центром и, одновременно, местом, где можно было спастись), а также заниматься ремеслом и торговлей. Это привело к созданию множества взаимосвязанных между собой городов-государств численностью до 10 тысяч человек и более.

3. Разливы этих рек никогда не совпадали (не было ритма). Тигра и Ефрат развивались нерегулярно, потому что питались, в отличие от Нила, от трех разных источников: дождей на Севере, вод Персидского залива (соленых) и тающих снегов в горах Армении. Это приводило к тому, что предсказать разливы, как это было возможно в Египте, было невозможно, наводнения происходили гораздо чаще. В таких условиях просто не могло сложиться централизованное государство – оно было бы бесполезно, и крайне неэффективно в таких условиях ведения земледелия. В результате каждая община развивалась самостоятельно. Кроме того, эти реки впадают в Персидский залив и периодически, когда начинают дуть южные ветры, они запирают сток воды, вызывая наводнения в регионе (аналогия в Питере). Начинались наводнения, к которым никто не был готов.

4. Солнечных дней меньше

Это наложило отпечаток и на характер жизни, и на характер деятельности, на характер их поселений и на культурно-исторический тип человека. Совершенно иной природный ритм, совершенно иные природные условия и совершенно иной Вызов, соответственно иной ответ на этот Вызов. Это породило инаковость месопотамской цивилизации, сформировался особый тип личности, трудолюбивой и инициативной. Непостоянство природы принуждало шумеров приспосабливаться к природе, противостоять ей, проявлять собственную инициативу. Это привело к тому, что шумеры стали изобретателями многих вещей, без которых немыслима наша жизнь сегодня: колесо, письменность, емитские кирпичи и т.п. Они обладали хорошими познаниями в астрономии. Частый риск наводнений привел к увеличению влияния жрецов-энси – руководителей городской общины. Храм превратился из места религиозного культа еще и в складской и хозяйственный центр, что также способствовало возникновению вокруг них крупных городов.

 

 

Основные этапы истории:

1. Ранний Династический Период - первая половина III тыс.д.н.э

● Возникновения Шумерской цивилизации

● Появление Царства

● Характеристики: Ни одна центральная власть в III тысячелетии была не способной отреагировать быстро и эффективно в данном регионе на вызовы природы, поэтому единого централизованного государства не сложилось. Община играла главную роль по выживанию, во всех сферах она также играла ведущую роль. Так сложилось равновесие между государственной сферой и общиной. Государство не получило столь всеобъемлющего развития, как в Египте. Население Месопотамии, в отличие от Египта никогда однородным не было. Оно постоянно менялось: из степей и полупустынь приходили кочевые и полукочевые племена, и они вторгались в эти земли и оседали. Самую активную роль играли семмито-язычные племена, одним из них было племя аккадцев.

2. Аккадское Царство – XXIV-XXIII (24-23 века до н.э.)

● Вторжение Аккадских народов на Месопотамию – завоевание и объединение царства. В этом царстве главой был Саргон I. Ему, чтобы управлять завоеванными территориями, нужно было создать сильное централизованное государство. Таким образом, ценрализованное государство в Месопотамии возникло по политической! Причине. В это время здесь также создается ирригационная система, отличная от египетской. ( в Египте – это система каналов и дамб, где открывали закрывали водостоки, в Месопотамии – это бассейновая система, когда выкапывали искусственные озера, наподобие водохранилищ). Аккадцы были на ступень ниже шумеров, и после объединения шумеров и аккадцев возникло Шумеро-Аккадское царство.

3. Шумеро-Аккадское Царство – XXII-XXI (22-21 века до н.э.)

● Последний расцвет Шумеров

● Период царей Ура

● Это царство существовала во главе с городом Уром. В этом городе правила III династия, и при ней произошел последний расцвет шумерской цивилизации. К этой династии относился ЗИККУРАТ (наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья), основные культурный, экономические и политические достижения. Затем вторгаются новые кочевые племена, и в результате все население становится семмито – зычным. Эти семитские племена на рубеже XX в. создают Вавилон.

4. Старовавилонский Период XIX-XVI (19-16 века до н.э.)

В этот период происходит новая территориальная интеграция Месопотамии, осуществленная знаменитым Хаммурапи.

● Заселение разных народов с востока и юга

● Многоязычное население

● Расцвет Вавилона

5. Средневавилонский Период XVI-XII (16-12 век до н.э.)

Упадок в связи с расцветом других государств.

6. Нововавилонский Период XI-VI (11-6 века до н.э.)

Последний расцвет. К этому времени относиться царствование самого известного правителя – Навуходоно́сора II. Именно он покорил Сирию, Палестину, Финикию и др. земли.

 

Билет 12

Религия месопотамского общества. Представление о жизни, смерти и бес­смерти

Религией Месопотамии было язычество. Мир богов моделировался по образу и подобию мира людей: в нем были свои владыки и подданные, движимые примерно теми же ценностями и мотивами, что и люди. В частности, шумеро-аккадский пантеон возглавлялся 2мя богами: высший небесный космовладыка Ан («Небо), и его сын/наместник Энлиль («Господин дыхания/воздуха»), космостроитель, который и осуществляет управление делами селенной. Нельзя не угадать здесь отражение распространенный в первобытности практики раздела полномочий меду сакральным и военным вождями человеческого сообщества. Поэтому, например, медицина этого на­ро­да ориентировалась не на изучение функционирования организма, а на ма­ги­ческие действия, при которых из тела заболевшего изгонялись демоны, вы­звавшие болезнь.

В месопотамской картине мира нет ни универсального промысла, ни благодати как руководящего начала. В конечном счете она оказывается такой же слепой и раздробленной, находящейся в рамках космической несвободы, какой ее видит атеистически настроенный физик нашего времени. Существование богов здесь ничего не меняло, т.к. они сами были не всемогущи, не всеоблаги и не сверхъестественны.

Людям, по их собственному мнению, оставалось в своих интересах распорядиться тем немногим, что им отпущено на этом и на том свете. Заранее заданного, «объективного» смысла в существовании они не усматривали вообще. Единственной здравой целью жизни, которую могло бы себе поставить живое существо, будь то бессмертный бог или смертный человек, считалось удовлетворение его основных потребностей. Смысл и высший авторитет общей поведенческой нормы и всего основанного на ней соц. порядка видели именно в том, что вне них достижение указанной выше цели было для людей совершенно невозможно. Следует подчеркнуть, что этика никоим образом не считалась порождением богов, спущенным людям «сверху». Этические нормы вырабатывали сами разумные существа для защиты и осуществления своих природных потребностей, т.к. те были необходимы для их наилучшего выживания.

Важнейшим понятием месопотамской картины мира была «судьба» (шимту). Шимту каждого объекта- это совокупность всего, что происходит с ним по чьей-то чужой воле, независимо от его собственной. Представления о шимту были сложными. Месопотамцы полагали, что какая-то часть всей совокупности шимту предустановленна изначально сама собой, раз и навсегда, и неизменяема даже усилиями богов. Все остальное в шимту в разное время предустанавливается, устанавливается и переустанавливается богами и людьми в меру их влиятельности и желания вмешиваться в чужие судьбы.

Особенности восприятия времени.Категория времени — ключ к по­ни­ма­нию своеобразия каждой культуры. В шумеро-вавилонском обществе сложи­лось особое понимание времени. Вавилоняне довольно точно определяли про­должительность лунного месяца, состоявшего из 30 дней, и года, включавшего 12 месяцев. Так как продолжительность календарного года не совпадала с ас­тро­номическим, приходилось время от времени вставлять дополнительный ме­сяц. Однако абстрактного представления о времени выработано не было.

В отличие от других архаических обществ, где время воспринималось дви­жущимся по кругу, в шумеро-вавилонском обществе сложилось пред­ставле­ние о линейном движении времени. Оно неразрывно было связано с конкрет­ным потоком событий, включавшим мифологические представления, смену пра­вителей, явления политической жизни, природные катаклизмы. Так, в древ­них месопотамских текстах в единую цепочку были связаны сотворение мира и человека, сошествие царской власти с небес, время потопа, периоды правления династий и т.д. В этой сложной картине переплетения вымысла и реальности время получило конкретное, предметное воплощение, что привело к отноше­нию к нему как к предмету, сохраняющемуся в прошлом и уже существующем в будущем. К такому времени можно вернуться, в него можно заглянуть. Это породило расцвет различных форм гаданий и предсказаний. Для месопотам­ско­го человека, ориентированного на нормы и традиции предков, так же как и у народов с циклическим восприятием времени, будущее представлялось как встреча с хорошо известным прошлым, проверенным опытом предшествующих поколений, адаптированным к жизни, хорошо знакомым и удобным, в котором уже ничего не надо менять.

Лунный календарь, загробный мир и система ценностей.При лунном календаре ночь и тьма играли значительную роль в ориентации человека в ми­ре. Сутки начинались с заходом солнца, время делилось на темное, небла­го­при­ятное для человека, и светлое, благоприятное для него, а после смерти ду­ша умершего, подобно безликой тени, попав в царство луны, где царят ночь, мрак, холод, бродила неприкаянной в загробном мире. Месопотамский человек страшился смерти, ведь и праведников, и злодеев ждало унылое прозябание. Шумеро-вавилонское общество, жившее по лунному календарю, не смогло со­здать представлений о счастливой и радостной загробной жизни, в отличие от народов с солнечным календарем, например, египтян.

Это во многом предопределило иерархию ценностей. В обществе, где смерть предстает как вечное зло и ее страшатся, человеку прежде всего желали долголетия, как можно дольше не попадать в загробный мрак; далее желали детей, которые позаботятся о человеке в старости, а после смерти, принося жертвы, скрасят унылое пребывание в царстве мрака; затем желали богатства.

Такая высокая оценка роли имущества в жизни человека обусловли­ва­лась, конечно, общей ориентацией месопотамской культуры на земное суще­ст­во­вание. Но кроме этого между человеком древних общества и вещами, кото­ры­ми он владел, существовала тесная духовная связь. Вещи в традиционных обществах воплощали качества владельца, обусловливали счастье и успех. Они были, по существу, характеристикой личности и выражали духовные качества человека за пределами его тела. Потеря имущества означала гибель человека как личности.

Поэтому имущество оказалось тесно связанным с понятием судьбы, ко­то­рая давалась человеку от рождения богами. Чтобы изменить ее, надо стать другой личностью. А для этого необходимо было избавиться от всего имуще­ст­ва, которое воплощало в себе духовные качества владельца. Именно так посту­пает Ут-Напишти — единственный человек, спасшийся по решению богов во время потопа, так поступает "невинный страдалец" в "Вавилонской теодицее", только таким был выход для каждого месопотамца, страдавшего от выпавшей доли.

 

 

Билет 13

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.