Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция мировой валютной системы





1) Парижская валютная система (1816-1914 гг.). В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золото было единственной формой мировых денег.

Признаки золотомонетного стандарта:

- исчисление цен товаров в золоте,

- обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев,

- свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу,

- отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота,

- обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценной разменной монеты и государственных бумажных денег с принудительным курсом.

В странах законодательно фиксировалось золотое содержание национальных денежных единиц, то есть золотой паритет.

Золотой паритет - это соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию. Золотой паритет служил основой формирования валютных курсов и был отменен Международным валютным фондом (МВФ) в 1978 году. Позднее, когда золотые монеты уже не чеканились, был введен золотослитковый стандарт, то есть урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на слитки золота весом до 12,5 кг. Для совершения данного обмена в банк надо было предъявить довольно крупную сумму денег. Такое положение способствовало вытеснению золота из сферы обращения в крупный международный и оптовый оборот.



Золотослитковый стандарт действовал с 1914 по 1941 год.

Постепенно, наряду с золотом, в международных расчетах стали использоваться фунты стерлингов и доллары США. Так появился золотодевизныйстандарт

.

2) Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.). В ее основу был положен золотодевизный стандарт, то есть урезанная форма злотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото. При золотодевизномстандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран, обесценение которых вызывало неустойчивость подчиненных валют

20. Сущность валютного курса, его виды. Факторы, определяющие валютный курс.

валютный курс- это соотношение обмена одной валюты на другую;

Валютный курс отражает соотношение внешней торговли, процентных ставков, темпов роста цен; опосредует абсолютную обмени- ваемость товара в рамках мирового хозяйства и является связующим звеном национальной экономики и внешних факторов.
Валютный курс необходим: 1)при торговле для сопоставления цен в разных странах. Валютный курс используется для взаимного обмена валют при торговле товарами, услугами, движении капитала, кредитов и рабочей силы; 2)для сравнения цен мировых и национальных рынков (определение уровня мировых цен); 3)для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.



Отсюда следует, что ни один из способов определения валютного курса не является универсальным. В разных условиях может использоваться тот или иной способ.

Виды валютного курса: 1)По способу расчета: фактический; завышенный; заниженный; паритетный (определяется исходя из ППС валют сравниваемых стран). 2)С учетом инфляции: номинальный (рыночный курс); реальный (с учетом инфляции). 3)В зависимости от способа продажи валют: наличный; безналичный; оптовый; электронный. 4)В зависимости от назначения: официальный (устанавливается ЦБ и используется для валютных операций государства); рыночный (устанавливается на биржах или при межбанковской торговле). 5) В зависимости от субъекта: курс покупателя - бит; курс продавца - офер; средний курс (используется дилерами и во внешнеторговых операциях). Разница бит и офер - спрэд (зависит от ликвидности валют, объема сделок, доступности данных, риска незакрытия валютной позиции, политических событий); банковский; клиентский.



Клиентский - банковский = маржа (включает покрытие издержек, риск и прибыль банка, зависит от объема сделки, вида валют, платежеспособности клиента, может быть традиционной и специальной);
Факторы, определяющие валютный курс:

Прежде всего изменение валютного курса происходит под воздействием спроса и предложения на валютном рынке. В свою очередь, на спрос и предложение влияют многочисленные обстоятельства экономического, политического, субъективно-психологического характера. Все факторы, влияющие на спрос и предложение на валютных рынках и меняющие валютный курс, можно разделить на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
К структурным факторам относят: конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; степень открытости национальной экономики; государственное регулирование валютного курса. К конъюнктурным относятся: деятельность валютного рынка; спекулятивные валютные операции; кризисы; войны; стихийные бедствия; прогнозы; цикличность активности в стране.
наиболее важные факторы, влияющие на валютный курс:1) Изменение во вкусах покупателей. Предпочтение иностранными потребителями продукции той или иной страны повышает спрос на ее валюту и способствует повышению курса последней.2 )Протекционистская политика государства во внешней торговле. В случае применения заградительных мер по отношению к импорту спрос на иностранную валюту сокращается, и ее курс по отношению к национальной валюте падает. В свою очередь, курс национальной валюты растет.3) Изменение величины национального дохода страны, а следовательно, и доходов покупателей. С ростом доходов увеличивается потребление как собственных, так и импортных товаров, поэтому растет спрос на иностранную валюту. На валютном рынке это отразится в росте курса иностранной валюты и понижении курса национальной.4) Инфляция (относительное изменение цен). Более высокие темпы инфляции в данной стране ведут к снижению курса ее валюты, поскольку будут способствовать повышению спроса на относительно дешевые иностранные товары.5) Величина реальных процентных ставок. Изменение процентных ставок двояко влияет на валютный курс. С одной стороны, их увеличение внутри страны вызывает уменьшение спроса на национальную валюту, так как кредит становится дорогим. С другой стороны, увеличение реальных процентных ставок делает прибыльным размещение средств в этой стране для иностранцев. Растет приток их капиталов, растет спрос на валюту этой страны, и она дорожает. 6) Состояние торгового баланса. При отрицательном сальдо торгового баланса возрастет спрос на иностранную валюту, что будет способствовать снижению курса национальной валюты, и наоборот.7 ) Всякого рода ожидания различных субъектов рынка относительно изменения обменных курсов. 8) Валютные спекуляции, доверие к валюте, ее популярность также оказывают воздействие на валютный курс.

 

21. Сущность валютного рынка. Спрос и предложение валюты. Регулирование валютного курса.

Валютный рынок - это сфера экономических отношений по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

Объектом анализа валютного рынка являются: валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги - фондовые ценности в иностранной валюте: акции, облигации, чеки, векселя, аккредитивы; драгоценные металлы (за исключением ювелирных изделий) - золото, серебро, платина; естественное драгоценные камни. Функциональное назначение валютного рынка - обеспечение свободы действий владельца валюты. В процессе совершения валютных операциях субъекты рынка стараются получить определенный доход.

Спрос на иностранную валюту. Российские фирмы, желающие импортировать товары, должны продать рубли, с тем чтобы приобрести иностранную валюту, которой и они будут расплачиваться с поставщиками этих товаров. Аналогичным образом будут поступать российские граждане, намеренные совершить заграничное путешествие или осуществить там какой-либо инвестиционный проект. В свою очередь, иностранные туристы, приезжающие в Россию, вынуждены покупать рубли для оплаты товаров и услуг внутри страны. Наконец, население России, живущее в условиях инфляции и обесценения национальной валюты, стремится сохранить свои сбережения в иностранной валюте, главным образом в американских долларах.

Таким образом, спрос на иностранную валюту формируется под воздействием трех основных факторов: а) потребности в импорте товаров, услуг и факторов производства; б) привлекательности инвестиций за границей; в) надежности иностранной валюты как средства сохранения богатства.

Предложение иностранной валюты. Оно формируется под воздействием экспорта товаров национального производства. Чем больше иностранцы будут закупать продукцию национального производства, тем больше экспортеры продукции будут продавать ее на валютном рынке.

Главным органом валютного регулирования является Центральный банк. Он регулирует валютные операции, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций, выдает субъектам рынка разрешение на открытие депозитных счетов за рубежом. Центральный банк определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны, устанавливает коммерческим банкам максимальные размеры курсового риска; определяет единые формы учета валютных операций.

Регулирование валютного курса осуществляется министерством финансов, центральным банком или специально созданными органами валютного контроля и представляет собой совокупность мер, включающих:

дисконтную политику - изменение учетной ставки центрального банка, что ведет к изменению притока иностранного капитала в страну. Если ставка растет, то улучшается платежный баланс и повышается курс национальной валюты;

девизную политику — влияние центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи на валютном рынке иностранных валют. Покупая иностранные валюты за национальную, центральный банк увеличивает спрос на них и тем самым добивается снижения курса национальной валюты;

валютные интервенции;

Официальное изменение курса национальной денежной единицы через:

1)девальвацию - официальное снижение курса денежной единицы, дающее известные преимущества экспортерам страны, которые при обмене валютной выручки получают больше национальных денежных единиц;

2)валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже мировых нормальных цен, связанный с отставанием при инфляции падения покупательной способности денег от падения курса инфляционной валюты, в результате чего у экспортера появляется добавочная прибыль и за счет нее осуществляется понижение цен на экспортные товары;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.