Сделай Сам Свою Работу на 5

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ПРИКАМЬЯ. ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО. ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА





Сложение нового средневекового мировоззрения в духовной жизни Урала. Развитие религиозных представлений. Христианизация края, начиная со времен Св. Стефана Пермского (XIV век). Основные памятники церковного зодчества. Образование монастырей. Деревянная архитектура.

Дерево - исконный для Руси материал, употребляемый и в жизненном обиходе, и в произведениях различных искусств. Одним из таких искусств была деревянная скульптура, возникшая в древнейшие времена. Особенное развитие она получила в христианстве. Всегда питавшаяся фольклором, в ХVIII – первой половине ХIХ века деревянная скульптура становится истинно народным искусством и широко распространяется по России.

Пермская деревянная скульптура – часть русской деревянной пластики, повторяющая все этапы ее развития. Главные ее черты - монументальность художественных решений, яркая образность, высокое мастерство. Эмоциональность – также непременное свойство пермской деревянной скульптуры. В коллекции Пермской государственной художественной галереи хранится около 370 резных изображений ХVIII – начала ХХ века. Большая их часть собрана экспедициями Н.Н. Серебренникова в 1920-е годы на территории Верхнекамья.



Язык ранних пермских скульптур сохраняет традиционную для древнерусского искусства условность. Резчик всегда стремится к предельному обобщению форм, к строгой симметрии композиций. Как и вся древнерусская пластика, пермская скульптура представляет собой синтез двух искусств – скульптуры и живописи. Мало развитые объемы дополняются росписью.

В ХVIII-ХIХ веках скульптура развивается в нескольких стилистических направлениях: барокко, классицизме и реализме, наивысшим достижением которого можно считать образы страдающего Христа: распятого или сидящего в темнице. Народные, фольклорные корни деревянной скульптуры особенно ощутимы в произведениях так называемого народного примитива. “Народный примитив” в пермской деревянной скульптуре также возникает на основе барокко. Особенно яркое явление - примитив “шакшерской школы”, сложившейся, очевидно, в конце ХVIII – 1-й половине ХIХ века в нескольких поселениях около Чердыни, древней столицы Прикамья. Произведения шакшерской школы отличаются разнообразием жанров, камерностью форм, повторяемостью приемов. Особые как бы гофрированные поверхности делают шакшерские скульптуры своеобразными и узнаваемыми.



В ХIХ веке примитив обретает другие более “романтизированные” и праздничные черты. Эти свойства присущи всем скульптурам Никона Кирьянова, крестьянина из д. Габово Карагайского района. Для деревенской часовни Кирьянов вырезал около пятисот деревянных скульптур, создав наивный по формам, но высокий по духовному строю ансамбль, достойно завершающий высокие скульптурные традиции края.

Задание для самостоятельной работы студентов

Рассмотреть общие тенденции эволюции искусства, присущие французской, английской и немецкой художественной школе в изучаемый период. Выявить историческую обусловленность и художественные принципы сложения нового стиля – романтизма. Составить представление о социальных и художественных истоках стиля. Изучить жанровые особенности изобразительного искусства, композиционные и образные особенности романтизма. Проанализировать специфику романтизма на конкретных художественных примерах. Выявить специфику соотношения общих стилистических тенденций эпохи и особенностей, присущих индивидуальной творческой манере мастеров романтического направления.

Рекомендуемая литература

Пермская деревянная скульптура. Из серии “Искусство Прикамья”. Сост. О.М. Власова. Пермь, 1985.

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928.

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.



Христианская культура пермского Прикамья. Под ред. Н.З. Короткова. Пермь, 1998

Тема № 4

СТРОГАНОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ, ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ,

МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА

Иконописная коллекция Пермской художественной галереи насчитывает около тысячи икон и состоит из памятников ХVI-ХХ века, относящихся к разным художественным центрам и разным уровням исполнения. Отдельные группы икон составляют произведения древнерусских иконописных мастерских Средней Руси, Русского Севера, Поволжья, Урала. С ХVIII века направления иконописи расходятся по направлениям: сохраняются древнерусские приемы письма, возникает старообрядческая традиция, появляются иконы “академического письма”. Среди этих памятников можно выделить высоко профессиональные, средние по уровню мастерства и примитивные по исполнению, но выразительные и самобытные. "Ядро" коллекции – так называемые строгановские письма к. ХVI – н. ХVII века. В Пермской галерее хранится около пятидесяти памятников, причем половина из них – подписные и датированные иконы Истомы Савина, Семена Хромого, Богдана Соболева и многих других живописцев как московского, так и прикамского происхождения.

Еще один высокий подъем древнерусского искусства связан со школой Оружейной палаты Московского Кремля, которую возглавлял “царский изограф” Симон Ушаков. Воззрения Ушакова оказали определяющее воздействие на развитие всего русского иконописания второй половины ХVII века. Основным условием работы иконописца становится “живоподобие”, то есть более прямое отражение предметного мира. Таковы иконы “Спас Нерукотворный” Симона Ушакова, “Троица Ветхозаветная” Ильи Филиппова, “Богоматерь Иверская” Ивана Максимова, одного из самых талантливых основателей новой живописной традиции.

Новации “оружейников” найдут продолжение в “академическом письме” ХVIII–ХIХ веков, в живописи Афонской школы, особенно процветавшей на рубеже ХIХ–ХХ века.

В целом иконописная коллекция из собрания галереи достаточно характерна для музеев российской провинции. Она позволяет рассматривать памятники Прикамья как часть великой древнерусской культуры.

Искусство золотого шитья – значительная часть нашей древней культуры, создаваемая руками женщин, мастериц высочайшего уровня. Работали они в княжеских или монастырских светлицах, используя труд лучших художников-знаменщиков, наносивших рисунок на драгоценную ткань: бархат или атлас. В вышивках использовались золото, серебро, драгоценные камни, но особенно часто - жемчуг, добываемый в южных морях или северных реках. Художественное шитье делилось на “лицевое”, то есть фигуративное, и “золотое”, то есть орнаментальное. Каждый вид шитья имел свои художественные особенности, свою красоту и значение.

Произведения шитья в коллекции Пермской галереи, а их более двухсот, относятся к ХVII – ХIХ векам. Это уже позднее время для древнерусского искусства, имеющего свои характерные особенности, но сохраняющего высокий качественный уровень. Рукодельницы, работавшие в мастерских солепромышленников Строгановых, создали вышивки, поспорить с которыми могло в то время только шитье из царских светлиц. Художественные различия между ними были существенными. Московская школа тяготела к горению цвета, строгановская – к блистанию “злата-серебра”. Строгановские вышивки имеют подчас такую плотную “панцирную” поверхность, что уподобляются произведениям ювелира. Недаром эти вышивки сравнивают с иконами в драгоценных окладах и хранят их бережно, “на века”, как самое дорогое сокровище.

Период расцвета строгановского шитья – ХVII век. На протяжении ХVII века оно активно меняется. В первой половине столетия шитье тесно связано с иконописью, а потому сдержаннее, монументальнее в образных решениях и приемах. К концу ХVII века в нем происходят заметные сдвиги. Композиции становятся более камерными, формы – детальными, приемы – декоративными. На фонах появляется крупные растительные орнаменты. Контуры фигур обшиваются жемчугом, а края вышивок – бахромой, кружевами, подвесками. Часто вводятся драгоценные вставки. Со временем “строгое” лицевое шитье утрачивает первенство и уступает место орнаментальному. Не случайно в пермской коллекции преобладают “утилитарные” орнаментальные вышивки: комплексы и фрагменты одежд, головные уборы, элементы иконного обрамления.

Многие произведения, вышедшие из строгановских вотчин, могут считаться подлинными шедеврами “золотого шитья”. По своему значению они выходят за рамки региональных ценностей и органично вливаются в национальную сокровищницу искусств.

Церковное медное литье - одна из значительных коллекций в отделе декоративно-прикладного искусства Пермской галереи. В ней собрано более двухсот памятников металлоплатистики ХVI–ХХ века. Преобладает так называемое старообрядческое литье разных центров, преимущественно уральских.

Памятники литья можно разделить на две большие подгруппы: распятия (на нагрудных, напрестольных и осеняльных крестах) и иконы разных сюжетов, как одиночные, так и многочастные (складни).

Распятия создаются во множестве иконографических вариантов. С ХVII века “одиночное” распятие изображается достаточно редко. Оно чаще всего фланкируется изображениями Св. Троицы, Спаса Нерукотворного (в литье старообрядцев-беспоповцев), Господа Саваофа (у старообрядцев поповского согласия), плачущих ангелов и “орудий страстей”. Часто изображается распятие с предстоящими. Наиболее сложны композиции распятия с предстоящими, праздниками и избранными святыми, называемые в просторечии “лопатами”. Среди литых “лопат” в пермской коллекции преобладают одноцветные, с гладкой, хорошо проработанной поверхностью. Но есть и великолепные образцы полихромной эмали: либо двух цветов (сине-белые), либо многоцветные (с синим, голубым, желтым, зеленым, белым).

Другие сюжеты меднолитых икон не менее разнообразны. Широко распространены трехстворчатые складни с изображением “Деисуса” четырехстворчатые – с “Двунадесятыми праздниками”. В “одиночных” иконах встречаются изображения христологической и богородичной тем, изображения отдельных святых: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, преподобного Сергия Радонежского, изредка – Никиты Бесогона, Антипы, Кирика и Улиты.

Несмотря на небольшие размеры, все произведения культовой металлопластики вполне сопоставимы с иконами – в них те же приемы обобщения и монументализации, та же выразительность и возвышенность образов. Отсутствие цветовой "игры" компенсируется мягкими перепадами рельефа, живописными эффектами фактуры. В целом оно дополняет искусство иконописи и лицевого шитья, образуя неповторимый храмовый синтез всех средневековых искусств.

Задание для самостоятельной работы студентов

Рассмотреть общие тенденции эволюции искусства в данный период. Выявить историческую обусловленность и художественные принципы сложения строгановского стиля в памятниках разных видов искусства. Изучить жанровые особенности строгановского искусства, композиционные и образные особенности. Проанализировать конкретные художественные явления.

Составить представление о социальных и художественных истоках стиля. Выявить специфику соотношения общих стилистических тенденций эпохи и особенностей, присущих индивидуальной творческой манере строгановских мастеров.

Рекомендуемая литература

Власова О.М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской государственной художественной галереи / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник РАН, 1992. М., Наука, 1993

Власова О.М. Величественный эпилог древнерусской монументальной пластики // Наше наследие, 1991, № 1

Власова О.М. Строгановское золотое шитье. // Наше наследие, 1993, №. 3.

Христианская культура пермского Прикамья. Под ред. Н.З. Короткова. Пермь, 1998

Тема № 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.