Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.5. Технологии публичного выступления





I.Задания для самостоятельной работы

Подготовьте устное выступление на одну из предложенных тем. Обратите внимание на такие качества речикак содержательность, точность, выразительность, богатство, чистота и понятность.

· Приносят ли деньги счастье?

· Как надо бороться с курением в обществе.

· Образование должно/недолжно быть платным.

II. План практического занятия

1.Виды ораторских речей. Подготовка речи и выступление.

2.Словесное оформление публичного выступления: средства усиления выразительности речи, основные виды фигур и тропов.

3.Взаимодействие с аудиторией: проблема контакта и приемы управления.

4. Образ и предназначение оратора.

III.Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

При изучении этой темы предполагает достаточно высокий уровень коммуникативной культуры. Критерии коммуникативной культуры следующие:

1. Точность. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова.

2. Понятность. Понятность речи определяется тем, что слова ограниченной сферы употребления, находящиеся на периферии словарного состава языка, не должны использоваться без необходимости.



3. Чистота. Отсутствие в речи лишних слов, слов-паразитов.

4. Богатство, разнообразие, оригинальность. Богатство речи определяется прежде всего богатством индивидуального словаря говорящего.

5. Выразительность речи.

Одно из главных коммуникативных качеств речи – смысловая точность. Однако рациональному деловому общению часто препятствуют речевые ошибки: неправильно построенное высказывание, искажающее смысл информации или придающее тексту нежелательную тональность; нетерминологическое употребление слова, закрепленное нормативно-правовыми актами и т.д.

При работе над текстом выступления следует употреблять слова так, чтобы не нарушать нормы литературного языка, а также в тех значениях и контекстуальных условиях, которые соответствуют общей тенденции развития языка.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 90 – 139



2.Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 2. Культура речи / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 6 – 16

Дополнительная литература

1.Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2.Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4.Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

Тема 2.6. Этика и этикет в профессиональном общении

I.Задания для самостоятельной работы

Изучить рекомендуемую литературу и уяснить содержание следующих понятий и вопросов:

1. Понятие этикета. Основные функции и смысл этикета. Деловой, профессиональный этикет. Нравственные нормы этикета. Вежливость. Тактичность. Скромность. Благородство. Точность.

2. Основные принципы делового этикета. Принцип гуманизма. Принцип целесообразности действий. Принцип эстетической привлекательности поведения. Принцип законности. Иные принципы этикетного поведения.



3. Из истории этикета. Национально-культурные особенности этикета в Англии, Германии, Испании, Японии, Китае, США, Франции, а также в Арабских странах.

I. План практического занятия

1.Основные правила при приветствии, рукопожатии, церемония представления при знакомстве. Телефонный разговор.

2. Речевой этикет, виды обращения.

3.Устойчивые речевые этикетные формулы. Тональность, манера разговаривать, тембр голоса, темп речи.

III. Рекомендации по выполнению заданий

На основе учебной литературы рассмотрите понятие этикета, его основные функции и смысл.

Следует составить ясное представление о правилах этикета, которые базируются на нормах морали, а также усвоить основные моральные качества современного госслужащего. Приступая к изучению делового этикета, нужно, прежде всего, четко усвоить нравственные нормы, на которых основывается этикет.

Обратите особое внимание на основные принципы этикета в различных жизненных ситуациях, а также иные принципы, на которых зиждутся правила этикетного поведения.

Осваивая историю происхождения этикета, студентам следует ознакомиться с литературой, список которой приведен в данной теме, обратить особое внимание на изучение допетровского времени, перед эпохой преобразований и на "облагораживание нравов подданных" в период царствования Петра Великого.

Изучая национально-культурные особенности этикета, студентам следует познакомиться с основными чертами, которые свойственны традициям и культуре следующих стран: Англия, Германия, Испания, Франция, США, Япония, Китай, Арабские страны.

Готовя публичное выступление, нужно тщательно проработать собственно языковой аспект: точность словоупотребления, грамматическую правильность текста, логическое развертывание материала. Особое внимание необходимо обратить на словесное оформление текста, вводную часть, содержащую обращение к слушателям, и формулы речевого этикета при завершении выступления.

Весьма важным представляется четкое произношение, голос, интонирование, паузы, логическое ударение. Необходимо следить за жестами и мимикой во время выступления.

При изучении этой темы необходимо четко уяснить, что технология публичного выступления предполагает систематическую подготовку. На начальном этапе следует определить тему и целевую установку, поскольку от этого зависит композиция речи, отбор языковых средств. При подготовке публичной речи следует на практике применять советы, данные в учебной литературе.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская. - 22-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с. С 90 – 162

2.Русский язык и культура речи: учеб. пособие. Модуль 1. / Н.Г. Келеберда. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011 – 64 с. С 28 – 31

3. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учеб. пособие. / В.С Кукушин. – 3-е изд. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2009. С.40 – 76

 

Дополнительная литература

1.Боярышникова, Е.Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е.Н. Боярышникова - 3-е изд. - М.: Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2.Зарецкая, Е.Н Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е.Н. Зарецкая - 22-е изд. - М.: Логос, 2008. - 285 с.

3.Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е.В.Клюев - 22-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4.Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2007. - 413 с.

Интернет-ресурсы

Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

 

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Понятие о “национальном” и “литературном” языке. Устная и письменная разновидности русского литературного языка.

2. Понятие о литературной норме. Вариант и норма. Динамика нормы.

3. Основные понятия культуры речи. Культура речи и речевые ошибки: контаминация, тавтология, плеоназм, двусмысленность.

4. Понятие о функциональных стилях современного русского языка.

5. Экспрессивные стили в современном русском языке. Уместность их употребления в разных функциональных стилях.

6. Официально-деловой стиль. Общая характеристика стилевых особенностей.

7. Официально-деловое устное общение. Виды делового общения.

8. Подготовка и проведение деловых бесед, совещаний, коммерческих переговоров. Виды деловых бесед.

9. Письменная деловая речь. Лексико-грамматические и синтаксические особенности официальных деловых документов.

10. Способы передачи чужой речи в деловой документации.

11. Правила оформления цитат, сносок, библиографии.

12. Служебная документация: понятие о служебном документе, типы документов, унификация языка служебных документов.

13. Трудные случаи именного согласования и глагольного управления в письменной деловой речи.

14. Технология публичного выступления (ораторское искусство): подготовка речи, поиск материала, словесное оформление. Виды речей.

15. Понятие о тропах и фигурах речи.

16. Синонимы. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

17. Антонимы. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов.

18. Паронимы. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

19. Омонимы. Речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением.

20. Речевые штампы, канцеляризмы. Уместность их употребления.

21. Понятие о терминах. Сфера и особенности их использования.

22. Нормы русского произношения.

23. Нормы русского словообразования.

24. Нормы постановки ударения в русском языке. Виды ударения.

25. Морфологические нормы. Имя существительное.

26. Морфологические нормы. Имя прилагательное.

27. Морфологические нормы. Имя числительное.

28. Морфологические нормы. Местоимение.

29. Морфологические нормы. Глагол.

30. Морфологические нормы. Причастие и деепричастие.

31. Синтаксические нормы. Словосочетание.

32. Синтаксические нормы. Координация подлежащего и сказуемого.

33. Синтаксические нормы. Простые предложения. Порядок слов в предложении. Инверсия: оценка уместности.

34. Синтаксические нормы. Сложносочиненное предложение.

35. Синтаксические нормы. Сложноподчиненное предложение.

36. Правила и принципы русской орфографии и пунктуации.

37. Нормы русского речевого этикета.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: Культура речи

 

Направление подготовки (специальность): 036401.62«Таможенное дело»

 

Квалификация выпускника: специалист

 

 

Автор:

Нина Григорьевна Келеберда

 

 

Издано в авторской редакции

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.