Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации для преподавателя.





Занятия проводятся в традиционной форме – в форме лекционных и практических занятий с включением активных и интерактивных методов обучения, выполняющих вспомогательную роль в процессе обучения. Преподаватель учитывает и диагностирует уровень готовности студентов к восприятию материала. Нетрадиционные формы проведения занятия возможны в целях активизации работы студентов при подготовке и в процессе проведения занятий. Официальный стиль изложения в процессе освещения преподавателем теоретических положений, часто приводит к тому, что ослабляется внимание студентов к деталям процедуры работы с документами. Поэтому рекомендуется вводить ролевые игры, работу в малых группах и другие активные способы усвоения материала.

Фрагмент лекции

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики.

Любая лексическая категория может стать источником выразительности, стилистическим средством.

Одним из них является синонимия.

Типы синонимов:

1. Лексические синонимы – это слова близкие, но не тождественные по значению, обозначающие одно и то же понятие, но отличаются друг от друга оттенками: огромный и громадный.



2. Стилистические синонимы – отличаются сферой употребления, стилистической и экспрессивной окраской: бегемот и гиппопотам.

3. Семантико-стилистические синонимы – отличаются значением и стилистической окраской: огромный и колоссальный.

4. Индивидуально-стилистические синонимы (окказионализмы) – это контекстуальные синонимы, которые становятся синонимами только в контексте: отцарствуют, отплачут, отгорят (мои глаза) (Цветаева).

5. Абсолютные синонимы (дублеты) – слова, которые не разделяются ни семантически, ни стилистически: спешить, торопиться.

Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантических слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла.

Синонимы могут выполнять функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль.

Синонимы используются и в функции разъяснения. Особенно часто при употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю.



Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых им понятий; в этом случае автор обращает внимание на различие в их семантики. (Врача пригласить, а фельдшера позвать). Функция замещения для избегания повторов. Синонимы выстраиваясь в ряд, так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию.

 

 

4. Методические указания для студентов

1)методические указания по изучению дисциплины.

Практические занятия имеют цель - помочь студентам в усвоении наиболее важных и сложных вопросов тем курса, а также способствовать выработке у студентов практических навыков ведения делопроизводства, создания и оформления используемых в деятельности документов. При подготовке к занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, учебные пособия, а также обращаться к рекомендованной литературе.

На занятиях предусматривается проведение опросов, выполнение заданий, заслушивание и обсуждение докладов студентов по пройденным темам c использованием заданий-схем. Схема помогает подготовить ответ по теме, изложить теорию в определенной последовательности и раскрыть суть необходимых понятий, является наглядным материалом, помогающим в освоении теории. В программе самостоятельной работы студентов указаны номера заданий-схем в соответствии с изучаемой темой.

Рекомендуется начать изучение дисциплины с учебных пособий, указанных в разделе «Основная литература», затем обратиться к глоссарию (словарю), где даны определения, необходимые для понимания учебного материала. Далее студенту необходимо следовать программе учебной дисциплины, в частности, ориентироваться на учебно-тематический план, где подробно обозначены темы лекционных и практических занятий, и на программу и график самостоятельной работы студентов (СРС).



Студент может активно использовать материалы учебно-методического комплекса; создавать свой комплект учебных материалов, который понадобится на практических занятиях и при подготовке к экзамену. Рекомендуется делать распечатки схем и графиков, обращаться к источникам из сети Интернет, например, к сайтам по делопроизводству, для пополнения студенческого комплекта учебных материалов дополнительными сведениями, не вошедшими в разделы отдельных учебных пособий, но необходимых для понимания соответствующей темы.

2) методические указания по выполнению самостоятельной работы.

При выполнении различных видов заданий самостоятельной работы студенту следует учитывать характер и объем изучаемого материала. Рекомендуется собирать материал, ориентируясь на вопросы практических занятий (вопросы представлены в УМК в разделе «Учебно-тематический план»), делать записи из различных источников, данных в разделе «Основная литература» и «Дополнительная литература», «Интернет-ресурсы», в связи с тем, что не всякая информация, имеющаяся в сети Интернет, подходит для полноценной подготовки.

 

Технологическая карта

Технологическая карта

по дисциплине «Стилистика и культура речи»

для студентов 4 курса специальности «Филология»

7 семестр

Текущий контроль успеваемости по дисциплине «Стилистика и культура речи» осуществляется в форме балльно-рейтинговой системы на основании «Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в НФ БашГУ».

 

Распределение баллов

Максимальное количество баллов по дисциплине – 100:

36 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

30 баллов – выполнение контрольных заданий;

34 баллов – самостоятельная работа студента.

Всего семинарских занятий во 7 семестре – 12, т.е. 24 часа.

 

Система оценивания участия в семинарских занятиях

Выступление студента на семинарском занятии оценивается в 3 балл. За решение практических заданий, активное участие в обсуждении проблемных вопросов студент также может получить дополнительно 0,5 балла.

Контрольные работы

Во 2 семестре предусмотрено выполнение 2 контрольных работ в письменной форме, проверочной работы и итогового компьютерного тестирования.

Контрольная работа № 1(практическое задание) содержит задания по темам: «Стилистическое значение произносительных вариантов» (вопросы семинарскго занятия №8) и оценивается от 0 до 5 баллов.

Контрольная работа № 2 (письменная) содержит задания по всем пройденным в 7-ом семестре темам и оценивается в зависимости от качества выполненной работы, от 0 до 5 баллов.

Проверочная работа (письменная) содержит вопросы на знание терминологии и оценивается от 0 до 10 баллов.

Контрольное компьютерное тестирование по всем разделам курса оценивается от 0 до 10 баллов.

Самостоятельная работа

Результатом самостоятельной работы студента является разработка вопросов, которые предлагаются для самостоятельного изучения в планах семинарских занятий и наличие конспектов по ним. В таблице приведены темы для самостоятельного изучения, формы отчётности и система оценивания.

Конспектирование по темам семинарских занятий(сроки в таблице1)

Стилистический анализ текста и составление комментария (срок- до 5 декабря)

Анализ примеров на выявление речевых ошибок, дифференциация ошибок по типам, разработка способов их устранения(срок- до 25 ноября).

Отчет по самостоятельной работе необходимо сдавать строго в указанные сроки. В случае несвоевременной сдачи отчета количество баллов за работу сокращается в 2 раза (вместо 1 балла – 0,5 балла).

В целях оказания помощи студентам в самостоятельной работе проводятся консультации. Время проведения консультаций: среда, 13.00 - 15.00, аудитория 208, III корпус.

4. Порядок аттестации студента

Завершающим этапом оценки уровня освоения студентами дисциплины является экзамен. Студент, набравший по итогам текущего контроля 60 баллов, аттестуется по экзаменнационным вопросам.

от 61 до 79 баллов - «удовлетворительно»

от 80 до 90 баллов - «хорошо»

от 91 до 100 баллов - «отлично»

Студент, набравший по итогам текущего контроля менее 25 баллов, является неуспевающим. В этом случае, в зачётную ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно», пересдача осуществляется в соответствии с графиком ликвидации задолженностей по результатам экзаменационной сессии. Порядок пересдачи в случае неудовлетворительного результата определяются «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов НФ БашГУ».

Условием допуска к пересдаче является выполнение студентом заданий по самостоятельной работе, предусмотренных технологической картой по дисциплине.

 

Таблица 1 Задания для самостоятельного изучения


 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нефтекамский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра филологии и журналистики

 

Рабочая программа

по дисциплине «Стилистика и культура речи» для студентов очного отделения

специальности «Филология»

 

Рабочую программу осуществляет: Лекции: канд. филол. наук доцент Галимьянова В.Р.   Практические занятия: кан.д филол. наук доцент Галимьянова В.Р.   Учебных часов: Всего- 128, из них Лекций – 20 Семинарских – 24 КСР - 2 Самостоятельная работа студентов – 46 Экзамен – 36 в 7 семестре

 

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материала (кол-во часов) Межпредметные связи Наглядные пособия Задания по самостоятельной работе Кол-во часов Формы контроля
лекции семинары
Предмет стилистики, основные понятия, проблемы и методы. Классификация стилистических дисциплин. Стилистика языка. Строение русской стилистической системы. Понятие литературного языка. Понятие стилистической системы языка. Единица стилистической системы. Понятие стилистического значения. общее языкознание общее языкознание схемы схемы, таблицы подготовить сообщение написать рефераты опрос обсуждение
Функциональная стилистика. Основные функциональные стили русского языка. Общие черты функциональных стилей в аспекте экстралингвистических характеристик. Научный стиль. Типология научных жанров. Эволюция научных жанров и функционально-текстовых норм. Официально-деловой стиль. Экстралингвистическая характеристика, особенности лексики, морфологии, словообразовании и синтаксисе. Типология жанров официально-делового стиля. Газетно-публицистический стиль. Языковые характеристики. Стилевая доминанта. Жанры публицистики. Разговорная речь как подсистема литературного языка. Языковые особенности. Жанры разговорной речи. культура русской речи делопроизводство современный русский язык социолингвистика схемы, раздаточный материал, схемы, раздаточный материал, таблицы раздаточный материал   подготовить образцы текстов функциональных стилей доклады подготовитьдоклады, лингвистический анализ газетной статьи подготовить доклады   опрос, письменная зачетная работа обсуждение тест опрос письменная зачетная работа
Стилистика художественной речи. Экстралингвистические характеристики. Понятие языка словесного искусства. Композиционно – речевые структуры художественного текста лингвистика текста схемы анализ текста опрос, тест
Практическая стилистика языковые стили как внутриязыковые многоязычие. Фонетика м орфоэпия. Лексическая и фразеолы. Стилистика. Стилистика словообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика. лингвистика текста таблица   обсуждение
Индивидуально-авторский стиль как проявление языковой личности. Индивидуальный авторский стиль в слов – художественных произведениях. общее языкознание   подготовить рефераты обсуждение, письменная контрольная работа

 

Основная:

1.Солганик, Григорий Яковлевич. Стилистика современного русского языка и культура речи : Учеб. пособие / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева .— М. : Академия , 2004 .— 256 с. — (Высшее профессиональное образование) .— УМО .— ISBN 5-7695-1826-X (в пер.)

2.Солганик, Г.Я. Стилистика текста : учеб. пособие / Г.Я. Солганик .— 6-е изд. — М. : Флинта; Наука, 2005 .— 256 с. — ISBN 5-89349-008-8 (Флинта) .— ISBN 5-02-022608-4 (Наука).

3.Стилистика и литературное редактирование : Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Максимова .— М. : Гардарики, 2005 .— 651 с. — ISBN 5-8297-0146-4 (в пер.)

4.Столярова, Е.А. Стилистика русского языка : Конспект лекций / Е.А. Столярова .— М. : ПРИОР, 2004 .— 160 с. — ISBN 5-9512-0182-9.

Дополнительная:

1.Дроняева, Т.С. Стилистика современного русского языка : практикум / Т.С. Дроняева, Н.И. Клушина, И.В. Бирюкова ; под. ред. Т.С. Дроняевой .— 4-е изд., испр. — М. : Флинта, Наука, 2005 .— 184 с. — ISBN 5-89349-303-6 : р60.61 .— ISBN 5-02-022529-0

Электронные ресурсы

Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка [Электронный ресурс] / Голуб И. Б. — М. : АЙРИС-пресс, 2009 .— 298с. — (Высшее образование) .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online" .— ISBN 978-5-8112-3504-9 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/79004/>.

Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Богданова Л. И. — М. : Флинта, 2011 .— 125с. — () .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online" .— ISBN 978-5-9765-0912-2 .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/57882/>.

Зверева, Е.Н. Основы культуры речи. Теоретический курс [Электронный ресурс] / Зверева Е. Н. — М. : Евразийский открытый институт, 2009 .— 216с. — () .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online" .— ISBN 5-374-00011-Х .— <URL:http://www.biblioclub.ru/book/90792/>.

Лыткина, О.И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие [Электронный ресурс] / Лыткина О. И. — М. : Флинта, 2009 .— 104с. — () .— Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.