Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистика речи (стилистика текста). Введение в стилистику речи





Понятие акта коммуникации. Составляющие акта коммуникации. Таксономия речевых сообщений. Понятие речевого акта (первичного речевого жанра) и вторичного речевого жанра. Обобщение понятия речевого жанра до вида речевой деятельности в понимании Ф.Соссюра. Классификация видов речевой деятельности на основе экстралингвистических признаков (составляющих акта коммуникации): функциональные стили, разговорная речь, словесно-художественные произведения. Взаимодействие экстралингвистических и лингвистических признаков в разных видах речевой деятельности. Понятие текста и функционально-текстовой нормы, различие текста и дискурса. Стиль как общесемиотическое и как лингвистическое понятие. Необходимые и достаточные условия для возникновения стиля. Определение языкового стиля в стилистической концепции В.В.Виноградова. Языковые стили как внутриязыковое многоязычие. Индивидуально-авторский стиль как проявление языковой личности. Индивидуально-авторский стиль в словесно-художественных произведениях.

Стилистика речи (стилистика текста). Функциональная стилистика

Основные функциональные стили русского языка. Общие черты функциональных стилей в аспекте экстралингвистических характеристик. Характеристика функциональных стилей по признаку герметичности - проницаемости. Функциональные стили в соотнесении с разговорной и художественной речью. Языковые средства функциональных стилей в разговорной речи и в художественных текстах. Научный стиль. Экстралингвистические признаки научного стиля. Научный язык как особая языковая подсистема. Взаимосвязь экстралингвистических и лингвистических характеристик в научном тексте. Однородность стилистического пространства в научном тексте. «Картина мира» в научном тексте. Типология научных жанров. Эволюция научных жанров и функционально-текстовых норм. Стилистические средства научного языка в художественном тексте. Официально-деловой стиль. Экстралингвистические характеристики. Особенности лексики, морфологии, словообразования и синтаксиса.Структура стилистического пространства. Типология жанров официально-делового стиля. «Картина мира» в официально-деловом стиле. Средства официально-делового стиля в художественном тексте. Ораторско-публицистический стиль. Экстралингвистические признаки. Языковые характеристики. Стилевая доминанта. Жанры публицистики. Эволюция жанров и функционально-текстовых норм. Прагматический смысл языковых требований к ораторскому дискурсу. Экстралингвистические характеристики разговорной речи. Разговорная речь как подсистема литературного языка. Языковые особенно-разговорной речи. «Картина мира» в разговорной речи. Жанры разговорной речи. Структура связного сообщения в разговорной речи.





Стилистика речи (стилистика текста). Стилистика художественной речи

Экстралингвистические характеристики художественного текста. Два контекста речи словесно-художественного произведения в понимании В. В. Виноградова. Понятие языка словесного искусства (художественного языка) и двух основных его форм: художественного прозаического слова и поэтического языка. Методы лингвостилистического анализа художественного текста. «Микроскопический» анализ В. В. Виноградова, структурно-семиотический и интертекстуальный подходы. Поэтический язык и поэтический текст как объект лингвистической поэтики. Категория образа автора как конституирующая категория художественного текста. Описательный, типологический и диахронический аспекты категории образа автора. Структурные параметры категории образа автора. Понятие повествователя и позиций повествователя в художественном тексте. Локальная позиция и её подтипы. Эпистемическая позиция и её подтипы. Оценочная позиция повествователя. Композиционно-речевые структуры художественного текста. Критерии выделения композиционно-речевых структур. Характеристика авторского монологического слова, художественного диалога, внутреннего монолога и несобственно-прямой речи как основных композиционно-речевых структур. Структурные, количественные и качественные трансформации композиционно-речевых структур. Русский художественный язык в сопоставлении с литературным языком и его стилистической системой в ХIХ-ХХ вв.: общие процессы, сближение, взаимообогащение.



***Ревзина О.Г. Стилистика русского языка: Программа курса//

Русский язык и его история. Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.,1997. - С.94 - 102.

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Планы семинарских (практических) занятий

Тематика лекций

1. Предмет стилистики, основные проблемы и методы. Классификация стилистических дисциплин.

2. Строение русской стилистической системы. Понятие стилистического значения, смысла, языковой выразительности.

3. Функциональная стилистика. Общие черты функциональных стилей в аспекте экстралингвистических характеристик.

4. Научный стиль. Типология научных жанров. Эволюция функционально-текстовых норм.

5. Официально-деловой стиль. Особенности лексики, морфологии, словообразования и синтаксиса. Типология жанров официально-делового стиля.

6. Жанры публицистики. Стилевая доминанта. Функционально-текстовые нормы.

7. Разговорная речь как подсистема литературного языка. Языковые особенности и жанры.

8. Стилистика художественной речи.

9. Поэтический язык и поэтический текст как объект лингвистической поэтики.

10. Стилистические концепции в отечественной и в мировой научной литературе.

 

План семинарских занятий

Занятие 1. Стилистика в ряду филологических дисциплин

1. Предмет и задачи стилистики.

2. Строй и употребление языка.

3. Три уровня исследования языка.

4. Основные категории и разделы стилистики.

5. Стиль, стилистическая окраска, стилевая норма.

6.Синонимия и соотносительность способов языкового выражения.

Занятие 2. Стилистика и культура речи

1. Язык, речь, культура.

2. Культура речи как компонент культуры в целом.

3. Культура речи как культура речевой деятельности.

4. Речевая культура общества и речевая культура личности.

5. Критерии оценки культуры речи.

6. Нормированность как механизм культуры речи. Виды норм.

7. Уровни культуры речи.

Занятие 3. Функциональная стилистика.

1. Функциональные стили русского языка.

2. Экстралингвистические характеристики функциональных стилей.

3. Языковые средства функциональных стилей.

4. Функциональные стили в соотнесении с разговорной и художественной речью.

5. Функциональные стили по признаку герметичности – проницамости.

6. «Картина мира» в функциональных стилях.

Занятие 4.Текст как феномен употребления языка (стилистика текста)

1. Различные подходы к тексту.

2. Признаки текста.

3. Определение текста

4. Термин «дискурс»

5. Тексты художественные и нехудожественные.

6. Содержание текста и его языковое выражение. План содержания и план выражения. Содержание и тема. Тема и идея. Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная сторона плана содержания и плана выражения.

7.Межтекстовые связи.

Занятие 5. Субъективация повествования и языковые построения с установкой на изображение «чужого слова» (стилистика текста).

1. Понятие субъективации повествования.

2. Словесные приемы субъективации.

3. Композиционные приемы субъективизации.

4. «Объективация» повествования рассказчика.

5. Понятие о языковых построениях с установкой на изображение «чужого слова».

6. Стилизация. Сказ. Пародия.

Занятие 6. Структура текста и его стилистический анализ.

1. Подходы к понятию структуры текста.

2. Проблемы структуры текста.

3. Стилистический анализ текста.

4. Проблемы, пути и приемы стилистического анализа.

5. Практические задания по стилистическому анализу текста.

Занятие 7. Фоника и орфоэпия (практическая стилистика)

1. Понятие фоники.

2. Значение звуковой организации речи.

3. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение.

4. Русская орфоэпия в стилистическом ракурсе.

5. Стилистические значения произносительных вариантов.

6. Звукопись в художественной речи.

7.Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи.

Занятие 8. Лексическая и фразеологическая стилистика (практическая стилистика)

1. Стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов.

2. Паронимия и парономазия.

3. Стилистическая окраска слов.

4. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

5. Устаревшие слова, новые слова.

6. Стилистическая оценка заимствованных слов.

7. Особенности употребления фразеологизмов в речи.

8. Фразеологическое новаторство писателей.

9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

10. Лексические образные средства.

Занятие 9.Стилистика словообразования (практическая стилистика)

1. Создание оценочных значений средствами словообразования.

2. Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи.

3. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств.

4. Стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств писателями.

5. Словообразовательные архаизмы.

6. Окказиональное словообразование.

7. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке.

Занятие 10. Стилистика частей речи ( практическая стилистика)

1. Стилистика имени существительного.

2. Стилистика имени прилагательного и числительного.

3. Стилистика глагола.

4. Стилистика местоимения.

5. Стилистика наречия.

6. Устранение морфолого-стилистических ошибок.

Занятие 11. Синтаксическая стилистика (практическая стилистика)

1. Стилистическое использование различных типов простого и сложного предложения.

2. Стилистическое использование порядка слов.

3. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения.

4. Стилистическая оценка главных членов предложения и вариантов согласования определений и приложений, вариантов управления.

5. Стилистическое использование однородных членов предложения, обращений, вводных и вставных конструкций.

6. Синтаксические средства экспрессивной речи.

 

Занятие 12. Язык художественной литературы.

1. Художественная и нехудожественная литература. Язык художественной литературы и литературный язык.

2. Язык художественной литературы и функциональные стили.

3. Вопрос о «поэтическом» языке.

4. Образность художественного текста. Образ в искусстве. Слово и образ. Природа образности и образа. «Безобразная» образность.

5. Строение словесного образа.

 

1..5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов

1. Этапы развития стилистической системы.

2. Языковая политика и активная позиция филолога в периоды нестабильности и падения норм культуры речи.

3. Взаимодействие литературного языка и языка художественной литературы.

4. Нормы современного русского языка.

5. Индивидуально-авторский стиль.

6. Культура русской речи.

7. Русская орфоэпия и стилистика.

8. Особенности разговорной речи.

9. Концепция В.В.Виноградова.

10. Стилистика текста.

11. Методы лингвостилистического анализа.

12. Эмоционально-оценочные компоненты.

13. Стилистическая шкала и ее строение.

15. Стилистические знаки.

16. Языковая выразительность.

17. Русский художественный язык.

18. Концепция Ш.Балли.

19. Концепция Г.О.Винокура.

20. Лингвистическая поэтика.

21.Современная терминология.

22. Научная и профессиональная речь.

Задания для самостоятельной работы*

Задание 1.Распределите слова по трем группам: 1) произношение Э после мягких согласных; 2) произношение О после мягких согласных; 3) вариантное произношение Э и О после мягких согласных.

Вариант 1.

Афера, бытие, забредший, опека, оседлый, блекнуть, маневренный, околесица, скабрезный.

Вариант 2.

Затекший, острие, одноименный, маневр, поблекла, помпезность, околесица, совершенный вид, поблескивать.

Вариант 3.

Белесый, желчь, преемник, решетчатый, головешка, помпезный, иноплеменный, отыменный, отекший.

Вариант 4.

Безнадежный, блеклый, разновременность, сие, склеп, хребет, перенесенный, смиренный, привезший.

Задание2. Распределите слова иноязычного происхождения в две группы: 1) с мягким согласным перед Е, 2) с твёрдым согласным перед Е. Отметьте случаи вариантного произношения.

Вариант 1.

Вернисаж, капелла, бифштекс, интерьер, пенсне, тезис, тостер, декорация, ремарка, аннексия, Флобер, террор.

Вариант 2.

Версия, каравелла, бутерброд, кашне, полонез, темп, туннель, инцидент, реприза, бактерия, сессия, терроризм.

Вариант 3.

Пеленг, купе, генезис, кортеж, рандеву, тенденция, цитадель, кларнет, резюме, декадент, сентенция, трек.

Вариант 4.

Абвер, резюме, генетика, отель, сервант, термос, шедевр, компонент, декан, претензия, терапия, фешенебельный.

Задание 3. Расставьте ударение в следующих словах. Особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения.

Вариант 1.

Баловать, запломбировать, втридорога, облегчить, взвился, красивее, приданое, созыв, каталог, тортом, грузны, крупна, загнутый.

Вариант 2.

Балованный, запломбированный, донельзя, опошлить, гнался, квартал, намерение, искра, рублях, свекольный, густы, милы, тронутый.

Вариант 3.

Делящий, искриться, издревле, плесневеть, занялся, заржаветь, дремота, недуг, мышление, о штемпелях, скатертей, годны, изогнутый.

Вариант 4.

Заиндеветь, маркировать, мастерски, принудить, принялся, ломоть, знамение, инсульт, партер, о должностях, тонки, колледж.

Задание 4.Найдите ошибку (подчеркните), определите её тип как можно точнее, дайте исправленный вариант.

Вариант 1.

1) Повесть "Поединок" Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии.

2) Все пристально слушали выступление знаменитого артиста, выступавшего в нашем городе впервые.

3) Большую роль имеет правильная организация труда.

4) Творчество Толстого волнует читателей на самых разных языках.

5) Дождевую воду перед употреблением следует хорошо прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений.

6) Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.

7) Мозговали долго и, наконец, нашли правильное решение,
которым надлежит руководствоваться.

8) Как они проявляют патриотизм к Родине?

9) Это явилось новшеством в литературе, не имевшее места
ранее.

10) Надо проявлять терпеливость к недостаткам людей.

11) Каждую ночь сторожевые катеры зорко охраняют нашу границу.

12) Мальчик рос круглой сиротой.

Вариант 2.

1) Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.

2) Ученый стоял у источников самолетостроения.

3) Куприн - потрясающий писатель своего времени.

4) В городе выявлен притон наркомании.

5) В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

6) Дворяне остались верны красоте вишневого сада, и поэтому

они так ничтожны.

7) Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков.

8) Докладчики и выступающие отметили серьезные дефекты и недостатки в деле комплексной автоматизации завода.

9) Положение этих молодых людей стало затрудненным.

10) Базаров любит и понимает народ, он сам побывал в его шкуре.

11) Федоров умышленно старался воздерживаться от комментарий относительно достоинства экспериментов.

12) Главная бухгалтер Иванова пришла на работу.

Вариант 3.

1) Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

2) Когда Русь была раздроблена, её смогло покорить татаро-монгольское иго.

3) Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

4) Речи Трофимова, как и другим персонажам пьесы, свойствен
лиризм.

5) "Слово о полку Игореве" поймет каждый человек, который
подлинно любит свою Родину.

6) Неприглядно выглядят эти нарушители дорожного движения.

7) В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься
биографический фильм о Лиз Тейлор.

8) Приведённые докладчиком факторы никого не убедили.

9) Вышеупомянутые студенты не явились на экзамен.

10) Пуля, выпущенная Дантесом, застряла глубоко в сердце Лермонтова.

11) Посевные площади в районе составляют 43 тыс. гектар.

12) Наконец я смогла купить 5 метров красивой тюли.

Вариант 4.

1) Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как "имеет место", "оказывает помощь." и т.п.

2) Артист завоевал признательность зрителей.

3) Питательная маска подпитывает кожу.

4) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.

5) Есть большое желание заполучить очередное издание этой книги.

6) Для всей школы этот ученик стал басней во языцех.

7) Есенин умел преодолевать свою меланхолию, различные угрюмые чувства, побеждать себя.

8) Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших гостях.

9) Партия графини из этой оперы не может быть сведена к типу буффонных персонажей.

10) Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

11) Полезная ёмкость скрепера составляет 1500 килограмм.

12) Докладчик остановилась на самых основных проблемах.

Задание 5.Дайте характеристику вариантам: что из себя представляет данная группа, каковы различия между вариантами (род, падеж, множ.число).

Вариант 1.

Ряд человек сидел - ряд человек сидели

Нельзя купить спичек - нельзя купить спички

Ущелий - ущельев

Вариант 2.

Уважаемый товарищ Иванова - уважаемая товарищ Иванова

Полотенец - полотенцев

В цехе - в цеху

Вариант 3.

Около миллиона человек бастует – около миллиона человек бастуют

Этот плакса - это плакса

Из-за ошибки - по ошибке - по причине ошибки

Вариант 4.

Поехали машинист и помощник - поехал машинист и помощник

Работать на селе - работать в селе

Ветрен - ветреней

Задание 6.Найдите изобразительно-выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры) в предложенном тексте, дайте им характеристику, покажите их функцию в создании образа.

Вариант 1.

Потом прошла ещё неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и всё на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в чёрный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество чёрных, металлически блестящих синевой крупных мух на её тёмно-зелёной глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах ещё были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днём этот цвет становился всё белее, всё гуще и благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. Но Катя не только не отступала, не терялась среди них, а напротив, - участвовала в них во всех и всему придавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны, с этим всё роскошнее белеющим садом и всё темнее синеющим небом.

И.Бунин

Вариант 2.

В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства. Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенной и очарованной в виду этой сказочной обстановки - моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве.

А.Чехов

Вариант 3.

Шуршит и лесная дорога, – она тоже вся под листвой, – и далеко слышно это шуршанье по лесу, ещё сквозному, раскрытому, а всё-таки уже не зимнему. Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. Солнце село, но вечер светлый, долгий. И Тамара чувствует всю эту весеннюю красоту не меньше меня, – она идёт особенно легко. Подняв шею и глядя вперёд, в далеко видную и ещё просторную сероватую чашу стволов, идущих нам навстречу, выглядывающих друг из-за друга. Внезапно, как кол, свалилась со старой осины мохнатая совка, плавно метнулась и с размаху села на берёзовый пень, – просыпаясь, дёрнула ушастой головкой и уже зрячим оком грянула кругом: здравствуй, мол, лес, здравствуй, вечер, даже и я теперь не та, что прежде, готова к весне и любви! И как бы одобряя её, на весь лес раскатился где-то близко торжествующим цоканьем и треском соловей. А под старыми берёзами, сквозящими своей кружевной наготой на сероватом, но лёгком и глубоком вечернем небе, уже торчат тугие и острые глянцевито-тёмно-зелёные трубки ландышей.

И.Бунин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.