Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистика языка. Стилистическая система русского языка в ХIХ-ХХ вв.





Содержание

Рабочая учебная программа дисциплины  
  1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП  
  1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология»  
  1.3 Структура курса  
  1.4 Содержание курса  
  1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
  1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий  
  1..5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов  
  1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы  
  1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов  
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины  
Методические рекомендации для преподавателя  
Методические указания для студента  
Технологическая карта  

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП



Стилистика – филологическая дисциплина, изучающая не одинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры. Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи и методики преподавания языка в средней школе, имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода.

Основная задача курса – развить умение студентов оптимально использовать средства русского литературного языка при устном и письменном общении в тех сферах, которые связаны с их учебной и профессиональной деятельностью. Решение этой задачи предполагает достижение целей: повышение культуры и уровня образованности студентов, развитие коммуникативных способностей и готовности к речевому взаимодействию, определение путей речевого самосовершенствования.



Задачами преподавания стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи, развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

Учение о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств тесно связано с функциональной стилистикой. Поэтому изучаемая дисциплина рассматривает проблемы в трех аспектах. Первый аспект - нормативно-исторический - связан с таким качеством речи, как правильность. Правильной признается речь, в которой соблюдаются нормы литературного языка. Соответственно учение о норме, ее природе является центральным в теории культуры речи. При изучении нормы обращается внимание на ее динамический характер. Второй и третий аспекты культуры речи и стилистики – коммуникативный и этический. Для построения речи необходимо умение выбирать языковые средства из числа синонимичных и параллельных способов выражения. Поэтому предметом изучения являются стилистически окрашенные единицы языка, система стилистических ресурсов языка в целом и функциональные стили. При оценке достоинств речи определяющим является принцип коммуникативной целесообразности.



Согласно учебному плану данная дисциплина изучается в 7 семестре. На лекционные занятия отводится 20 часов, на практические занятия – 24 часа, на самостоятельную работу планируется 46 часов. Предусматриваются и письменные работы. При их выполнении студентам необходимы такие навыки и умения, как анализирование текста, использование вариантных средств выражения в области лексики, морфологии и синтаксиса, определение достоинств речи и ее недостатков с учетом специфики функционального стиля, выявление средств создания образности в художественной речи.

Коммуникативные задачи направлены на развитие:

- умений нормативно и целесообразно использовать языковые средства в процессе построения речи во всех областях речевой деятельности с учетом задач коммуникативного акта;

- умений самостоятельно продуцировать тексты разных функциональных стилей с учетом разных видов устной и письменной коммуникации;

- умений распознавать особенности функциональных стилей русского языка;

- умений эффективного использования коммуникативных стратегий, специфичных для каждой сферы общения (стиля).

Когнитивные задачи направлены на формирование и развитие:

- критического мышления (способности производить логические операции: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение, вывод и комментирование);

- способности извлекать, определять и систематизировать актуальную и стилистически значимую информацию из разных отечественных и зарубежных источников на бумажных и электронных носителях.

Развивающие задачи направлены на формирование и развитие:

- общеязыковой и лингвостилистической культуры;

- способности к расширению и систематизации накопленных знаний по стилистике русского языка и культуре речи;

- умений использовать современные информационные технологии при различных видах работы с информацией (поиск, извлечение, сообщение и др.).

Место учебной дисциплины в структуре

Данная учебная дисциплина входит в раздел ОПД.Ф.15. Профиль «Русский язык в межнациональном общении». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих дисциплин: «Введение в языкознание», «Основной язык/языки (теоретический курс)»; «Филологическое обеспечение коммуникаций»; «Основы филологической работы с текстом (создание / редактирование / перевод)».

В результате обучения студенты должны иметь представление обобъекте и предмете стилистики;о взаимосвязи стилистики, культуры речи и риторики; о вариативности языка и нормы;региональном аспекте и учитывать его в практике стилистической корректировкитекста; стилевой дифференциации русского языка; закономерностях построения документации в соответствии с определенными требованиями.

Этот курс связан с такими дисциплинами, как современный русский язык, текстология, литературное редактирование, литературоведение (поэтика художественных текстов). Содержание дисциплины «Стилистика и культура речи русского языка»служит основой для освоения дисциплин общего языкознания, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, теории перевода.

1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности «Филология»

В результате освоения дисциплины студент должен

знать: экстралингвистические исобственно лингвистические основы разграничения функциональных разновидностей современного русского языка,внутриструктурную организацию стилей,ресурсы языка и нормы, принципы организации речевых средств в пределах определенногофункционально-стилевого единства, закономерности использования синонимических способов выражения всоответствии с условиями и целями коммуникации; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; закономерности построения текстов научного, публицистического, художественного, разговорно-бытового и официально-делового стилей;

уметь: разграничивать области применения функциональных стилей русского литературного языка, выявлять особенности официально-делового, научного, публицистического,художественного и разговорного стилей;особенности текста;изобразительно-выразительные средства;давать стилистическую характеристику языковых единиц, вариантов;целесообразно использовать языковые средства в процессепостроения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;самостоятельно продуцировать тексты любого функционального стиля в егоразличных жанрах в устной или письменной формах, проводить стилистический анализ текстов различной стилевойпринадлежности,

владеть стилистическими ресурсами языка; оперировать средствами, способами и приемами выражения заданного смысла; владеть навыками работы с письменными текстами различных жанров, со словарями; эффективно использовать коммуникативные стратегии, специфичных для разных сфер общения.

 

Структура курса

Тематический план

Тема и содержание ЛК ПЗ СР
Предмет стилистики, основные понятия, проблемы и методы.
Стилистика в отечественной и мировой научной традиции.
Строение русской стилистической системы.
Понятие стилистического значения, стилистического смысла
Функциональная стилистика
Стилистика текста
Практическая стилистика
Всего часов

 

 

Содержание курса

Введение

Предмет стилистики, основные понятия, проблемы и методы. Классификация стилистических дисциплин. Стилистика как лингвистическая и как филологическая дисциплина. Стилистика в соотнесении с новейшими направлениями в языкознании и других науках гуманитарного цикла. Стилистика в отечественной и в мировой научной традиции. Стилистика «в именах». Стилистика языка. Строение русской стилистической системы.Понятие литературного языка. Признаки литературного языка. Понятие стилистической системы языка. Особенности стилистической системы языка. Единица стилистической системы. Понятие стилистического значения. Определение социально-жанрового и эмоционально-оценочного компонентов стилистического значения в современной стилистике. Частные значения социально-жанрового и эмоционально-стилистического компонентов. Формальные критерии выделения языковых стилистических значений. Стилистическое значение во взаимодействии с контекстом. Понятие экспрессивности. Трактовка стилистического значения в новейших направлениях языкознания. Понятие стилистического смысла. Основные стилистические смыслы русского языка. Связь между стилистическими смыслами и стилями языка. Стилистическая шкала и её строение. Три яруса стилистической шкалы и стилистические места (стилистические ранги). Стилистическая шкала как структурная доминанта стилистической системы языка. Значение стилистической шкалы для описания строения стилистической системы и стилистических процессов.

Особенности выражения стилистических значений на разных языковых уровнях. Парадигматические отношения в стилистической системе: стилистическое сходство и стилистическое противопоставление. Основные типы стилистических оппозиций (межуровневые и внутриуровневые, двучленные и многочленные). Лексическая стилистика. Понятие стилистической парадигмы слова. Семантические, конструктивные и сочетаемостные различия членов стилистической парадигмы. Структурные признаки различения стилистических парадигм (число стилистических ярусов, число стилистических смыслов одного стилистического яруса, число лексических единиц; одним стилистическим смыслом). Формально-содержательная типология стилистических парадигм. Полные и неполные, стандартные и специализированные, минимальные и расширенные, сильные и слабые стилистические парадигмы. Особенности стилистических парадигм существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Стилистические парадигмы как текстовые номинативные цепочки. Русская орфоэпия в стилистическом ракурсе. Стилистические значения произносительных вариантов. Особенности выражения стилистических значений на словообразовательном, морфологическом и синтаксическом уровнях. Стилистические различия в соотнесении с планом выражения: вариантность словообразовательных и словоизменительных морфем. Стилистические различия в соотнесении с планом содержания: грамматическая и синтаксическая синонимика. Стилистические значения у служебных слов и междометий. Понятие языковой выразительности. Соотношение стилистического и выразительного языкового значения. Стилистические знаки как выразительные языковые единицы. Индивидуально-авторские выразительные языковые знаки и их источники: системно обусловленные и текстовообусловленные выразительные средства.

 

Стилистика языка. Стилистическая система русского языка в ХIХ-ХХ вв.

Структурные характеристики этапов развития литературного языка и его стилистической системы (общественно-политическая и культурная ситуация; языковая рефлексия и нормализаторская деятельность; стилистические процессы; взаимодействие литературного языка и языка художественной литературы).

Становление, развитие и завершение формирования стилистической системы русского языка на протяжении XIX века. Основные этапы развития стилистической системы (первая треть XIX века; 40-70-е гг. XIX в.; последняя треть XIX века вплоть до 1917 года) и их характеристика. Признаки стабильности - нестабильности стилистической системы (объем, скорость, характер стилистических изменений). Основные этапы развития стилистической системы русского языка в XX веке и их характеристика (1917 - середина 20-х годов: нестабильность; середина 20-х - середина 50-х: обретение стабильности, пуризм; вторая половина 50-х - середина 80-х: стабильность, противонаправленные процессы «стагнации» и демократизации; вторая половина 80-х - 90-е годы: настоящее время: нестабильность стилистической системы). Языковая политика и активная позиция филолога в периоды нестабильности и падения норм культуры речи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.