Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет изучения курса. Методология анализа мирового хозяйства.





АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Факультет мировой экономики и международных финансов

Кафедра мировой экономики и международных финансов

Давтян Микаел Анушаванович

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс

(Для подготовки студентов всех форм обучения по специальностям

Мировая экономика» и 06.04.00 «Финансы и кредит»)

 

 

МОСКВА – 2012 г.

 

Мировая экономика: учебно-методический комплекс.

Сост.: д.экон.н., проф. Давтян Микаел Анушаванович. – М.: АТиСО. – 2012 г. – 111 с.

 

 

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Мировая экономика» (требования Государственного стандарта по дисциплине «Мировая экономика»), структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации к работе над курсовой работой, тесты по курсу «Мировая экономика», примерный перечень экзаменационных вопросов и литература по дисциплине).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения по специальностям 06.06.00 «Мировая экономика» и 06.04.00 «Финансы и кредит»



 

 

Составитель: д.экон.н., проф. Давтян М.А.

Рецензенты: д.экон.н., проф. Валовой Д.В.

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом Академии для подготовки студентов всех форм обучения по специальностям 06.06.00 «Мировая экономика» и 06.04.00 «Финансы и кредит» (протокол № 6 от 21 февраля 2012 г.).

 

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом АТиСО (протокол № 6 от 28 февраля 2012 г.).

 

 

@ Академия труда и социальных отношений, 2012 г.

@ Давтян М.А., 2012 г.

Введение

Цели и задачи дисциплины.Ускорение процесса глобализации обусловливает расширение и углубление международных экономических отношений, возрастание роли внешнеэкономической сферы, расширение присутствия национальных хозяйствующих субъектов на мировых рынках. Для успешного проведения операций в сфере международных экономических отношений необходимо знание основ их организации и ведущих тенденций развития, степени воздействия на национальную экономику. Курс мировой экономики является одной из основных учебных дисциплин для подготовки экономистов по специальностям «Мировая экономика», «Финансы и кредит. Его изучение предусмотрено Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Конечной целью обучения является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков анализа сложных явлений в мирохозяйственных связях в условиях глобализации мировой экономики.



Изучение дисциплины «Мировая экономика» основывается на ранее изученных студентами предметах – экономической теории, микроэкономике, макроэкономике, финансах, банковском деле и др. В свою очередь курс «Мировая экономика» является базой для изучения магистерских программ.

В процессе изучения курса «Мировая экономика» необходимо решить следующие задачи:

· усвоение студентами теоретических основ мировой экономики и международных экономических отношений;

· формирование знаний о сущности и структуре современного мирового хозяйства;

· выработка системного подхода к анализу тенденций развития российской и мировой экономики;

· формирование знаний о принципах классификации стран по уровню социально-экономического развития;

· усвоение сущности, форм проявления и подходов к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

· изучение структуры международных экономических отношений;

· усвоение содержания международных интеграционных процессов;

· анализ проблем мирового хозяйства и мирового рынка;

· формирование знаний о мировых рынках товаров, услуг, труда и капиталов;



· анализ места и роли России в мировой экономике и системе международных экономических отношений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.В ходе изучения дисциплины студенты должны:

1. Знать:

– структуру современного мирового хозяйства, основные группы стран;

– теории мировой экономики и методику измерения уровня социально-экономического развития различных стран;

– факторы формирования мировой экономической конъюнктуры;

– особенности конъюнктуры важнейших мировых рынков;

– ресурсную базу мирового хозяйства.

2. Уметь:

– осуществлять отбор первичных статистических данных о состоянии мировой экономики на основе публикаций национальных и международных экономических организаций;

– использовать систему знаний о мировом хозяйстве для анализа и сопоставления данных об уровнях развития отдельных стран и групп стран;

– использовать полученные при изучении курса знания в деятельности по проведению внешнеторговых операций;

– проводить аналитические исследования в целях оценки факторов и тенденций развития международных экономических отношений;

– анализировать факторы и последствия международных интеграционных процессов, их воздействиена экономику России.

Большое внимание в процессе изучения курса уделяется международной торговле и внешнеторговой политике в современных условиях. Анализируются факторы формирования конъюнктуры мирового рынка и особенности ценообразования в международной торговле. Рассматриваются вопросы о роли России в мировой экономике и о проблемах и перспективах ее интегрирования в международные экономические организации и мирохозяйственные связи. В программе курса изучается опыт и механизм функционирования международных экономических организаций (МВФ, Группы Мирового Банка, ВТО, МБР), а также международных интеграционных группировок и союзов (ЕС, АСЕАН, НАФТА, АТЭС, СНГ и др.).

 

 

Учебно-тематический план учебной дисциплины

(распределение часов)

№ п/п Название темы Форма обучения
Очная Очно-заочная (вечерняя) Заочная (МОГ, сокращенная, ускоренная)
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная подготовка Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная подготовка Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная подготовка
Предмет изучения курса. Методология анализа мирового хозяйства.        
Различные теории развития мировой экономики и международного разделения труда (МРТ).
Мировая экономика как хозяйствующая система.                
Ресурсная база мирового хозяйства.
Отраслевая структура мирового хозяйства.
Мировой экономический рост: основные тенденции, характер, темпы и качество.        
Глобализация и транснационализация мировой экономики.
Экономика регионов и интеграционных объединений (США, ЕС, Япония, Китай, Индия, НИС, Латинская Америка)
Экономика стран с переходной экономикой.                
Развивающиеся страны в мировой экономике.                
Международная торговля и конъюнктура мировых рынков.
Внешнеэкономическая политика и организация внешнеэкономической деятельности.                
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.
Международное движение капитала.        
Особенности функционирования мировых рынков товаров, рабочей силы и услуг.
Интеграционные процессы в мировой экономике.
Международные экономические организации.
Россия в современной мировой экономике.
Итого:

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет изучения курса. Методология анализа мирового хозяйства.

Понятие и сущность мировой экономики как сложной, целостной иерархической хозяйственной системы. Мировое хозяйство как историческая и политэкономическая категории. Динамизм мирового воспроизводственного процесса на основе развития производительных сил, углубления международного разделения труда и интернационализации хозяйственной жизни. Этапы становления современной мировой экономики.

Необходимость использования институционально-эволюционной теории как методологической базы при анализе структур и динамики современной экономики. Основные принципы понятия институционально-эволюционного подхода к экономическим явлениям и процессам. Парадигма нелинейности.

Формальные и неформальные институты, нормы и правила в национальной и мировой экономике. Эволюция социальных институтов и систем, фазы их жизненного цикла. Диалектическое единство хаоса и упорядоченности в самоорганизующихся нелинейных системах. Кризисные состояния, кризисы и катастрофы в социальных системах. Феномен и механизм бифуркации.

Применение системного и институционально-эволюционного подхода к изучению состояния и трендов мирового хозяйства, циклического характера его развития.

Тема 2. Различные теории развития мировой экономики и международного разделения труда (МРТ).

Методологические особенности и проблемы создания целостной теории мирового хозяйства в связи с незавершенностью глобализации и поисками экономической парадигмы. Связь теории мировой экономики с теорией общественного развития. Факторный и комплексный подходы к разработке теории экономического развития.

Критическая оценка некоторых экономических, социологических и социокультурных теорий общественного развития (теории стадий экономического роста У.Ростоу, теории единого индустриального и постиндустриального общества Р.Арона, теории постиндустриального общества Д.Белла).

Разработка теории мирового хозяйства в контексте цивилизационного дискурса (теории единой цивилизации Ф.Факуямы, теория столкновения цивилизаций С.Хантингтона и др.) с использованием институционально-эволюционной теории и системного подхода.

Различные теории международного разделения труда (МРТ).

Меркантилистская теория международной торговли.

Теория абсолютных преимуществ А.Смита. Модель абсолютных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Альтернативная цена. Соотношение цен при торговле. Теория взаимного спроса. Выигрыш при торговле. Торговля несколькими товарами. Значение теории сравнительных преимуществ.

Теория соотношения факторов производства Э.Хекшера и Б.Олина. Фактороинтенсивность. Различная обеспеченность факторами производства. Выравнивание цен на факторы производства. Тестирование теории соотношения факторов производства. Парадокс В.Леонтьева.

Теория конкурентных преимуществ М.Портера. Факторы макросреды и их влияние на конкурентоспособность фирм.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «мировая экономика». В какой исторический период времени возникло мировое хозяйство?

2. Различаются ли понятия «мировой рынок» и «мировое хозяйство»? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Чем отличается широкое и узкое определение термина «мировая экономика»?

4. Раскройте основные черты отдельных периодов развития мирового хозяйства, предварительно выделив их.

5. Какие стадии экономического роста Вы знаете?

6. С какими положениями теории единой цивилизации Вы согласны, а с какими нет?

7. Чем постиндустральное общество отличается от индустриального и доиндустриального?

8. Чем отличается теория сравнительных преимуществ от теории абсолютных преимуществ?

9. Чем отличается теория соотношения факторов производства от теории конкурентных преимуществ?

10. В чем суть парадокса Леонтьева?

Тесты

1. Мировое хозяйство – это:

а) глобальный экономический организм;

б) международная торговля;

в) совокупность национальных взаимосвязанных экономик;

г) международный вывоз капитала.

 

2. Укажите соответствие между названиями и авторами теорий международной торговли:

1) теория абсолютных преимуществ;

2) теория относительных преимуществ;

3) теория факторов производства и их взаимосвязи;

4) теория жизненного цикла товара;

5) теория конкурентных преимуществ.

а) Р.Вернон;

б) Э.Хекшер и Б.Олин;

в) Д.Рикардо;

г) М.Портер;

д) А.Смит.

3. Международное разделение труда представляет собой:

а) специализацию субъектов мирового хозяйства внутри крупных сфер по отдельным отраслям и направлениям;

б) специализацию национальных экономик на производстве отдельных видов продукции с целью последующего обмена на мировом рынке;

в) разделение труда между предприятиями разных стран или внутри одного предприятия;

г) специализация на производстве отдельных деталей и компонентов в рамках международной внутриотраслевой кооперации;

д) разделение труда между странами по крупным материальным и нематериальным сферам хозяйства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.