Химическая промышленность
Химическая промышленность производит свыше 100.000 наименований продукции. 4% этой продукции ежегодно совершенствуется и обновляется.
Потребление химических продуктов позволяет снизить остроту проблемы ограниченности сырьевых ресурсов. За 40 лет (1960-2000) потребление пластмасс возросло в 40 раз; химических волокон и синтетического каучука – в 15 раз, в то время как потребление металлов, натуральных волокон и натурального каучука возросло лишь в 2-3 раза. С 1% до 20-30% возросло потребление основных конструкционных материалов в строительстве.
Интенсификация сельского хозяйства привела к росту производства минеральных удобрений.
На развитие химической промышленности повлияло появление биотехнологий (технологии, которые преображают материю на молекулярном уровне) и нанотехнологий (преображают материю на надмолекулярном уровне).
Доля химической промышленном производстве развитых стран возросла с 8-9% - 12-15% . В развитых странах формулировалась устойчивая структура химической индустрии с преобладанием производства органических химикатов, фармацевтики, производства пластмасс и химических волокон.
Машиностроительный комплекс
Машиностроение любой промышленно-развитой страны – это ведущая отрасль экономики страны.
Машиностроение включает совокупность отраслей, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также предметы потребления.
В машиностроительном комплексе промышленно развитых стран наблюдаются тенденции к сокращению старых, традиционных отраслей (тяжелое, транспортное, судостроение) и рост точного машиностроения, увеличение наукоемких производств. Наиболее ярко это проявляется в США, Японии, Германии (более 90% машиностроительной продукции производится в промышленно развитых странах).
В современном мировом хозяйстве выделяются 4 региональных машиностроительных центров:
- Северная Америка – здесь производится вся номенклатура машиностроительной продукции;
- Западная Европа – производится массовая машиностроительная продукция, также развиты некоторые новейшие отрасли;
- Юго-Восточная Азия, где лидирующие позиции занимает Япония. Здесь сочетает массовое производство с производством отраслей высоких технологий;
- СНГ – тяжелое транспортное машиностроение. Здесь отмечается наличие достаточной производственной мощности, но отставание по развитию отраслей машиностроения.
Машиностроительный комплекс мира делится на 5 основных групп:
a. производство металлоизделий и металлообработка;
b. общее машиностроение;
c. электроника и электротехника;
d. транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение, ракетно-космическая промышленность);
e. приборостроение.
Самой быстро растущей отраслью современного машиностроения остается электронная и электротехническая отрасль, доля которой в общем объеме обрабатывающей промышленности составляет 30-32%.
Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост.
В структуре общего машиностроения происходят следующие изменения:
I.уменьшается доля сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования;
II.увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования. Доля транспортного машиностроения остается стабильной, но в структуре транспортного машиностроения происходят изменения:
- сокращается доля судостроения и подвижного железнодорожного
состава;
- увеличивается доля автомобилестроения.
Ведущую роль в развитии машиностроении в конце XX-начале XXI играли ТНК. Лидеры в машиностроительном комплексе является ТНК Германии, США, Японии. Причем особенностями современных ТНК в машиностроительном комплексе является то, что их нельзя отнести ни к одной конкретной области, их деятельность диверсифицирована. ТНК с одной стороны производить автомобили и одновременно двигатели для самолетов. Широкая диверсификация позволяет укреплять свою конкурентоспособность, расширять свою деятельность. Объединяя различные отрасли, направления, компания может существенно повысить качество продукции.
Топливно-энергетический комплекс
ТЭК является базовой составляющей современной мировой экономики. Он охватывает все процессы от добычи и переработки топлива, до транспортировки и распределения топлива и электроэнергии.
Доля ТЭК в МВП составляет около 3%.
В состав ТЭК входят:
Ø топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, торфяная, атомная промышленности);
Ø электроэнергетика (ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные виды станций);
Ø транспортировка и распределение (газопроводы, трубопроводы, продуктопроводы, линии электропередач).
Структура потребления:
Структура потребления первичных ресурсов в мировом хозяйстве:
I.нефть (40%);
II.уголь (28%);
III.газ;
IV.атомная энергия;
V.ТЭС, ГЭС.
География потребления:
- развитые страны (53%);
- развивающиеся страны (29%);
- страны СНГ и Восточной Европы.
Потребление энергоресурсов существенно отличается по странам, что обусловлено не наличием запасов, а уровнем экономики.
Энергопотребление с 1996-2003 г выросло на 27%. При этом наблюдается понижение темпов прироста энергопотребления. Наибольшие темпы прироста энергопотребления наблюдались в НИС Азии (Таиланд, Малайзия, Китай ). Наименьшие темпы прироста энергопотребления наблюдается в некоторых развитых странах Европы и странах с переходной экономикой. РФ потребляет 60% энергоресурсов, а 40% - экспортирует.
Основные крупные экспортеры:
Нефти:
Ø Саудовская Аравия;
Ø Кувейт;
Ø Россия.
Газа:
- Голландия;
- США;
- Республика Коми;
- Россия
Угля:
Тенденции в развитии ТЭК
o рост добычи нефти и газа;
o уголь сегодня утрачивает свои позиции (проблемы технического характера, маленькая энергоемкость, загрязнение окружающей среды);
o ежегодная потребность мирового хозяйства в энергии оценивается в 12 млрд. т нефтяного эквивалента;
o усиливается роль нетрадиционных источников энергии, особенно в развивающихся странах, он ожидается снижение потребности в энергоресурсах . Например, в 90-е годы использование атомной энергетики составляло 3%, к 2050 г – до 15% .
Мировой транспорт
Данная отрасль подверглась наибольшим изменениям как в количественно, так и качественно.
В XX веке возникли новые транспортные отрасли, которые являются очень важным компонентом мировой экономики. К ним относятся:
- автомобильный транспорт;
- трубопроводный;
- авиационный.
Традиционным видом транспорта был морской транспорт. На состояние и развитие данного вида транспорта повлияла НТР, которая обусловила появление новых видов судов, рост грузоподъемности, объемов перевозок, увеличение безопасности морских перевозок, увеличение объемов судов.
Благодаря всем этим изменениям морские перевозки с середины 50-х годов до конца XX века увеличились в 10 раз. За 100 лет тоннаж возрос в 50 раз. Главную роль в морских перевозках играют танкеры.
Железнодорожный транспорт вытеснил гужевой, но в настоящее время испытывает сильную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Сегодня железнодорожный транспорт в основном используется для перевозок на дальние расстояния. На короткие и средние расстояния преимуществом обладает автомобильный транспорт. Указанная тенденция относится к развитым странам Западной Европы.
В таких странах как Россия, Китай значение железнодорожного транспорта остается высоким из-за больших расстояний.
Еще одной очень важной тенденцией является то, что очень динамично меняется обстановка с пассажироперевозками - происходит распределение между различными видами транспорта.
Межконтинентальные перевозки осуществляются в основном воздушным транспортом, тогда как раньше преимущественно морским.
Для ускорения темпов роста торговли используется юнитизация отправок. Происходит унификация грузовых мест,, что позволяет ускорить погрузочно-разгрузочные работы и их механизацию.
По степени развитости транспортной инфраструктуры лидируют 3 региона:
- США;
- Западная Европа;
- Япония.
Эти страны имеют наибольшие объемы перевозок. Внутренние перевозки в США составляют 11,5 млрд. тонн в год. На страны Европы (в первую очередь ЕС) приходится ¼ объема мировых перевозок грузов. Япония – 10% грузоперевозок. Морской флот Японии по тоннажу занимает 2 место в мире.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|