Сделай Сам Свою Работу на 5

Деловое общение экстремальных условиях





 

Психологическая сущность особых (экстремальных) условий заключается в невозможности строить деловое общение по сложившимся канонам. При этом изменяется мотивация поведения как обычных граждан, так и сотрудников правоохранительных органов. Изменяются нормы (правовые, моральные, этические) поведения.

Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У значительного количества людей понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психологическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции. Население в экстремальных условиях легче поддается влиянию эмоций, а ряду его представителей становится труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, которые приобретают характер внезапного возникновения. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными, рассудочными доводами и аргументами. Сотрудникам правоохранительных органов в таких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции граждан.



Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляется раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия нередко вспыхивают конфликты (порой изза мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большее влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.

Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чувствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти предпринимают все меры для борьбы с последствиями стихийных бедствий, что все делается последовательно, целеустремленно, по единому плану. Население должно видеть, что люди, отвечающие за правопорядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.



В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человека на экстремальные условия. Анализ позволяет их сгруппировать по двум основным уровням.

Положительные реакции:

 

− мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;

− возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;

− актуализация творческих возможностей, повышение готовности к решительным и смелым действиям;

− повышение выносливости, неприхотливости, понижение порогов ощущений, ускорение реакций;

− снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.

Отрицательные реакции:

 

− появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения;

− появление страха, боязни за себя и дело, острая борьба мотивов долга и личной безопасности;

− значительное снижение нижнего порога нравственной допустимости, разрушение обычных нормативных этических представлений;

− проявление растерянности, оцепенения, ступора или фрустрации (появление чувства безысходности и отчаяния);

− непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности;

− разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;



− недостаточная мобилизованность, несобранность;

− утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости;

− острые психозы.

В заключении необходимо остановиться на характеристике такого понятия как судебный этикет. Cудебный этикет – это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в государственном учреждении.

Судебный этикет является неотъемлемой частью культуры правосудия, служит авторитету судебной власти.

Торжественность, обрядовая сторона правосудия находит закрепление в праве как признак особой роли суда в обществе, жизни людей. Так, Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. установил символы судебной власти: Государственный флаг Российской Федерации на здании суда; изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской

Федерации в зале судебных заседаний; мантии, в которые облачаются судьи при осуществлении правосудия.

Обеспечению торжественности правосудия, охране и поддержанию авторитета судебной власти служат правила судебного этикета.

Основы судебного этикета заложены и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Так, УПК Российской Федерации (ст. 262) устанавливает, что все присутствующие в зале судебного заседания при входе судей встают.

Все участники процесса обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступления от этого правила могут допускаться лишь с разрешения председательствующего. Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания граждане должны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании.

Председательствующему (или составу суда) предоставлено право удалить нарушителя порядка из зала судебного заседания, а в некоторых случаях виновный может быть подвергнут штрафу.

Ст. 318 УПК «Провозглашение приговора» устанавливает, что во время провозглашения приговора все присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя. Такое же правило действует при провозглашении вердикта коллегии присяжных заседателей.

В значительной степени к правилам судебного этикета примыкает ряд других установлений уголовно-процессуального закона, регулирующих порядок судебного разбирательства, хотя их предписания направлены непосредственно на достижение иных целей, чем создание внешних форм обращения в суде. Таковы правила приведения к присяге присяжных заседателей, нормы о разъяснении свидетелям и потерпевшим их гражданского долга и обязанности дать правдивые показания непосредственно перед допросом с отобранием подписки.

Суд обязан во всех случаях предоставить подсудимому последнее слово, выслушать его без ограничения во времени и без постановки вопросов, а после этого немедленно удалиться в совещательную комнату для постановления приговора. Приговор постановляется в условиях тайны совещания судей, как и вердикт присяжных заседателей. Приговор, вердикт коллегии присяжных заседателей не «зачитываются», а «провозглашаются». При оправдательном приговоре, а также в иных случаях, когда подсудимый не лишается свободы, находящийся под арестом подсудимый немедленно освобождается из-под стражи в зале судебного заседания (хотя приговор еще не вступил в законную силу). Приговор постановляется и провозглашается именем государства.

Другие требования судебного этикета, непосредственно не опирающиеся на конкретные процессуальные нормы, состоят в обязанности поддерживать в суде необходимую торжественность процедуры. Все обращения друг к другу при общении судей и участвующих в деле лиц должны производиться в вежливой форме. Суд при этом подчеркнуто равно относится к участникам процесса. В суде желательно избегать многословия, создать атмосферу деловитости, целеустремленности, своевременно пресекать нарушения принятых в официальных учреждениях правил поведения.

Судья, прокурор, адвокат должны заботиться о том, чтобы их внешний вид, одежда отвечали обстановке, соответствующей месту, где осуществляется правосудие.

Некоторые рекомендации, связанные с судебным этикетом, не могут быть приняты. Так, А. Л. Ликас советует председательствующему после открытия судебного заседания обращаться с напутствием к собравшимся, в котором он должен сказать о задачах суда и о необходимости поддержки суда со стороны участников процесса, в том числе подсудимого, а также всех присутствующих в зале. Он же рекомендует судье после разъяснения подсудимому его прав напутствовать подсудимого напоминанием, что суд рассчитывает на его помощь в установлении истины. Такая процедура законом не предусмотрена, а в современных условиях сомнительна по существу.

В то же время можно отметить и не совсем обоснованное подчеркивание особого положения суда, в котором якобы нормы общения действуют специфически. Автор ряда публикаций по вопросам судебной культуры и судебной этики писал: «Суд – учреждение строгое.

Здесь не место для какой-то изысканной вежливости и особой предупредительности». Употребленные автором иронические эпитеты не доказывают, что вежливость и предупредительность в их истинном понимании необязательны в суде.

Вежливость, внимательность по отношению к участвующим в деле лицам обязывает, например, предложить пожилому свидетелю сесть во время его допроса. Свидетеля-женщину желательно допросить первой среди свидетелей. При допросах следует проявлять терпение, сдержанность, умение внимательно слушать. Во время прений сторон неэтично листать уголовное дело, не обращая внимания на речи, адресованные суду. Судьям и сторонам следует следить за своими позами, жестикуляцией, тоном обращения к присутствующим.

Судья должен держаться с достоинством, спокойно, просто, скрывать свое плохое настроение, как говорится, «быть застегнут на все пуговицы».

Вопросы для самопроверки

 

1. Определите понятия: этикет, служебный этикет.

2. Назовите основные нравственные принципы служебного этикета.

3. Перечислите этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

4. Какие этические нормы необходимо соблюдать при приеме населения?

5. Назовите основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.

6. Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?

7. Каковы правила телефонного общения?

8. Назовите основные этикетные правила, используемые при подготовке деловых бумаг.

9. Каковы особенности делового общения в экстремальных условиях?

10. В чем заключаются особенности юридического этикета?

Рекомендуемая литература

 

1. Волгин Б.Н. Деловые совещания, М., 1970.

2. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М. 1996.

3. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. С-П. 1997.

4. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та. 1996.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Личность в групповом процессе / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995.

6. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура", 1994

7. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов. Под редакцией доктора философских наук, профессора А.В. Опалева и доктора философских наук, профессора Г.В. Дубова.

8. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1997.

9. Шахов В. О судебной этике//Советская юстиция. 1965. № 1. С. 22.

10. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ. 1994 (2-е изд. – 1997).

11. Шмидт Р. Искусство общения. М. 1992.

12. Ягер Д. Деловой этикет. — М.: Джон Уайли энд Сан, 1994.

 

 

6. Междисциплинарные связи с другими дисциплинами образовательной программы

 

 

№ п/п   Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
I II III IV V VI VII
1. Логика   *   * * * *
2. Судебная власть и правоохранительные органы * *   * * * *
3. Семейное право * *   * * * *
4. Уголовный процесс   * * * * *  
5. Гражданский процесс       * * *  
6. Арбитражный процесс         * *  
7. Криминалистика   * *   * * *
8. Административно-процессуальное право     * * * *  
9. Делопроизводство и документооборот в юриспруденции           * *
10. Доказательственное право   * * * * *  
11. Прокурорский надзор   * * * * * *

 

 

7. Разделы дисциплин и виды занятий

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц Практ. зан. Лаб. раб. Семин. СРС Всего
I. Предмет и категории этики    
II. Мораль как способ регулирования поведения людей    
III. Понятие и специфика профессиональной этики юриста    
IV. Нравственные основы правовых норм    
V. Профессиональная этика при осуществлении процессуальных действий во время расследования преступления    
VI. Профессиональная этика представителей отдельных юридических профессий    
VII. Служебный этикет    

 

Разработчик:

 

Кафедра гражданского преподаватель Косенко И.Е. ___________

и арбитражного процесса

3. Материалы для самостоятельной подготовки студентов:

3.1. Тематический план дисциплины:

№ п/п Раздел дисциплины. Наименование темы, наименование вопросов, подлежащих изучению Кол-во часов, отводимых на лекцию Кол-во часов, отводимых на семинарские занятия СРС
  Раздел I. Предмет и категории этики.
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ. 1.1. Понятие и предмет этики. 1.2. История развития этики. 1.3. Характеристика основных этических категорий.        
  Раздел II. Мораль как способ регулирования поведнения людей
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ 2.1. Понятие морали. 2.2. Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.        
  Раздел III. Понятие и специфика профессиональной этики юриста
ТЕМА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА. 3.1. Понятие и виды профессиональной этики. 3.2. Специфика нравственных проблем юридической деятельности. 3.3. Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.        
  Раздел IV. Нравственные основы правовых норм.
ТЕМА 4. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОСУДИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4.1. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. 4.2. Нравственное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г. 4.3. Нравственное содержание уголовно- процессуального законодательства Российской Федерации.        
  Раздел V. Профессиональная этика при осуществлении процессуальных действий во время расследования преступления.
ТЕМА 5. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ. 5.1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. 5.2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте. 5.3. Нравственное значение свободной оценки доказательств. 5.4. Этические основы использования отдельных видов доказательств.          
ТЕМА 6. ЭТИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. 6.1. Общие правила производства следственных действий. 6.2. Нравственные требования при производстве основных следственных действий. 6.3. Нравственные основы избрания меры пресечения.        
ТЕМА 7. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ. 7.1. Нравственные требования к деятельности судебной власти. 7.2. Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса. 7.3. Этические основы в содержании выносимых решений.        
Тема 8. ЭТИКА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ. 8.1. Нравственное значение судебных прений. 8.2. Этика обвинительной речи прокурора. 8.3. Этика речи защитника.        
  Раздел VI. Профессиональная этика представителей отдельных юридических профессий.
ТЕМА 9. ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ. 9.1. Этические и нравственные основы деятельности адвоката. 9.2. Этические и нравственные основы деятельности нотариуса. 9.3. Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы.  
  Раздел VII. Служебный этикет.
ТЕМА 10. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА   10.1. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета. 10.2.Виды и особенности юридического этикета.        
  Итого
Итоговая форма контроля зачет

 

Всего – 72 часа

Аудиторные – 36 часов:

в т.ч. лекций – 18 часов,

практических занятий (семинары) – 18 часов.

Самостоятельная работа студентов – 36 часов.

Итоговая форма контроля – зачет.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.