|
Движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
Содержание задания
| Характер выполнения
| 1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.
2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.
3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.
4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.
5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»
|
| Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой
| ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; НАБЛЮДАЮТСЯ ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ К ДРУГОМУ, ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.
В. Обследование мимической мускулатуры
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Прием
| Содержание
задания
| Характер
выполнения
| 1.Исследование объема и качества движения мышц лба
| а) нахмурить брови
б) поднять брови
|
| Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается
| 2. Исследование объема и качества движений мышц глаз
| а) легко сомкнуть веки
б) плотно сомкнуть веки
в) закрыть правый глаз, затем левый
г) подмигнуть
|
| Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений
| 3. Исследование объема и качества движений мышц щек
| а) надуть левую щеку
б) надуть правую щеку
в) надуть обе щеки одновременно
г) втянуть щеки в рот
|
| Отмечаются:выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.
| 4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
| выразить мимикой лица:
а) удивление
б) радость
в) испуг
г) грусть
д) сердитое лицо
|
| Отмечаются:правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.
| 5. Исследование символичес-кого праксиса
| а) свист
б) поцелуй
в) улыбка
г) оскал
д) плевок
е) цоканье
|
| Отмечаются:выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается
|
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
V. Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш , ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с-межзубный); в) замена звуков (ж-заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения.
Протокол обследования звукопроизношения.
Звук
| Оптический раздражитель (картинка)
| Речевая реакция на оптический раздражитель
| Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху)
| Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)
| произношение звука
| Характер нарушения произношения звука
| примечание
|
|
|
|
|
| изолированно
| В словах
| отсутствие
| искажение
| замена
| смешение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гласные Ы
| дым
мышь
грибы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| аист
мак
игла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У
| утка
муха
кенгуру
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О
| осы кот окно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И
| ива
слива
петухи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Согласные С
| колесо сосна нос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С΄
| сирень
письмо
гусь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З
| замок
коза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З΄
| земляника
газета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ц΄
| цветок
курица
огурец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ш
| шапка
кошка
мышь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ж
| жук
лыжи
лыжник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ч
| чулок
очки
ключ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Щ
| щетка
ящик
плащ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л
| лодка
пила
стол
бутылка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л΄
| лента
будильник
свирель
туфли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р
| рука
корона
топор
трамвай
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р΄
| редиска веревка
дверь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б
| бабочка
зубы
арбуз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б΄
| белка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П
| панама
платок
сноп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П΄
| петух
ступеньки
сноп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д
| Дом
дедушка
карандаш
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г
| голова
нога
глаза
гитара
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К
| кукла
рука
молоток
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К΄
| кепка
тапки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| халат
мука
хлеб
петух
орехи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М
| мухомор
лампа
дом
мяч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н
| нож
конфета
лимон
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н΄
| сани
нитки
пень
коньки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В
| ворона
корона
гвозди
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В΄
| свинья
венок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ф
| фартук
кофта
шкаф
филин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т
| туфли
котлеты
кот
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т΄
| теле-визор
утюг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Йотация
| яблоко
обезьяна
змея
юбка
верблюд
ель
огурец
ёжик
берёза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| АИ, ЕЙ
| трамвай
чайник
воробей
лейка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЬЯ, ЪЕ
| свинья ружье
платье
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОДЫ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).
Состояние просодики
ГОЛОС – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.
темп РЕЧИ – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.
МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ – выразительная речь, маловыразительная, монотонная.
ДЫХАНИЕ– прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.
ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания И т.д. ; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|