Сделай Сам Свою Работу на 5

Христианство как явление культурного прогресса. Христианизация древней Беларуси.





Понятие о культуре. Основные определения культуры. Основные подходы к пониманию сути культуры: аксиологический (ценностный), проксиологический (практический), семиологический (знаковый), диалогический.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа. Основные подходы к определению культурыКультура есть подлинная душа и лицо своего народа и именно в ней отражены и осуществляются цели общества. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Изучение культуры имеет давнюю традицию. В рамках культуры эпохи Просвещения складывается историко-просветительский подход к определению культуры. Историко-просветительскийподход к пониманию культуры оптимистически устремлял человека к прогрессу, укреплял веру. В ХУ111 – Х1Х веках складывается и вторая традиционная линия трактовки культуры – историко-этнографическая. Историко-этнографическая традиция обогатила культурологию яркими, замечательными исследованиями первобытной и традиционной культуры. Третьим вариантом стал социально-деятельностный подход. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало пониманию культуры как результата социально-значимой деятельности, как инобытия человека, как воплощения его родовой сущности. Семиотический подход к пониманию культуры представлен прежде всего работами Р. Барта. Он рассматривает всю культуру как текст. Знаковая реальность – реальность культуры – предзадана человеку, она может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющее «автора», как устойчивая семиотическая структура. Деятельностный подход (Э. Маркарян) определял культуру как специфически человеческий способ деятельности, а М.С. Каган рассмотрел человеческую деятельность, лежащую в основе культуры как систему. Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л.Н. Когана, В. М. Межуева, Э.В. Соколова. Культура как воплощение сущностных сил человека, культура как способ социально-исторического бытия личности. На первый план выходят вопросы связанные с ролью культуры в жизни человека, о личностно формирующих возможностях культуры. Ценностный подход, определение культуры как системы духовных ценностей прослеживается в работах Н. Чавчавадзе, З. Какабадзе,Л.Н.Столовича.





Диалоговый. М.М. Бахтин говорит о культуре как о диалоге, встрече смыслов, об изменении смысла в зависимости от контекста. Он выделяет три сферы культуры: наука (необходимое для освоение мира познание), живая событийная реальность (сфера поступка, морали, практическое поведения) и эстетическая деятельность (искусство обладающее способностью ценностного уплотнения и оформления «события бытия»). В самой форме явлении культуры заключена энергия авторства.




Религиозно - просветительная деятельность Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

Огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов внесли наши знаменитые соотечественники Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский.

Евфросинья Полоцкая

Свою просветительскую деятельность Евфросинья Полоцкая начала еще в ранние годы как переписчик книг. Для организации этого дела в Полоцке имелись необходимые предпосылки — библиотека Софийского собора была одной из богатейших на Руси. Часть переписанных Евфросиньей и ее сподвижниками книг впоследствии составила основу библиотеки созданного ею монастыря. В то же время она начинает заниматься и написанием собственных литературных сочинений.
В последующие периоды жизни Евфросиньи Полоцкой ее просветительская деятельность получает новое содержание. Она фактически положила начало осуществлению широкого образования народа, с ее именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Создав недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь, она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по ее реализации — сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монашек. В монастырях, учрежденных Евфросиньей Полоцкой, действовали библиотеки, училища, а также гостиницы. Грамоте обучали не только монахинь, но и всех желающих учиться светских женщин. В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна, приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь.
Полочанка призывала людей к миру и согласию, пламенно протестовала против братоубийственных усобиц, отстаивала необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой.Своей просветительской деятельностью Евфросинья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племен.
Кирилл Туровский— церковный деятель, писатель, проповедник. Родился и воспитывался в городе Турове в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование.
В 1161 году стал епископом туровским. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность.Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг - заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием. Причислен церковью к лику святых. Снискал себе славу как блестящий стилист и оратор, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры. Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского — человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.
Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

 


3. Культура и природа. Теория двух Mиpoв Імануила Ребра: "Mиpa необходимости" и"Mиpa свободы". Восточная (Китай, Индия) традиция одухотворения и поэтизации природы.

Противопоставление культуры и природы впервые появилось в западноевропейской философии эпохи Просвещения в XVII— XVIII в. В Англии, а немного позднее во Франции и Германии стало очевидным, что человек существует в «двух мирах»: природном (естественном) и культурном (искусственном). Наиболее полно это противопоставление было зафиксировано в работах немецкого философа И.Канта. Согласно Канту, человек одновременно существует в двух мирах: - в «мире необходимости», или природе, которая существует сама по себе, вне и независимо от человека но своим собственным законам и не способна к качественному развитию; - в «мире свободы», или культуре, которая создана человеком, зависит от его воли, наиболее полно удовлетворяет потребности человека и способна к качественному развитию от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Согласно Канту, природа - все существующее в пространстве и во времени, а культура-свобода — все должное, идеальное, не всегда реальное, но необходимое для человека. С идеями Канта в большей или меньшей степени были согласны многие просветители и представители немецкой классической философии. При этом культура признавалась более «человеческим», совершенным уровнем бытия, который превосходил природу, хотя и черпал материал для культурогенеза из природного окружения. В современ. культурологии часто подчеркивается, что западное отношение к природе имеет христианские корни. Мир природы изначально характеризовался как менее одухотворенный и совершенный по сравнению с человеком. С эпохи Возрождения превосходство над природой было перенесено и на творения человека - культуру, во всем многообразии ее форм. Эта тенденция была ярко выражена в европейской философии от Ф.Бэкона с его утилитарным, потребительским отношением к природе, до Г.В.Ф.Гегеля е его теорией «объективизации духа», его воплощении, опредмечивании в косном мире природы с ее неизбежным преобразованием. История культуры знает и иные модели взаимоотношения культуры и природы. Китай или Индия создали великие культурные традиции, основанные на одухотворении и поэтизации природы как источника высших знаний и ценностей. В восточных традициях культура стремится к гармонии с природой, черпает из природного окружения сокровенные знания, силы и образы. Например, за последние три тысячи лет западная цивилизация уже трижды принципиально сменила свой облик и систему хозяйствования (античность, средние века и Новое время), в то время как Китай или Индия в значительной степени сохранили свои древние особенности. Не случайно в XX в. часто раздавались голоса о необходимости конвергенции, взаимовыгодного обмена культурными достижениями Востока и Запада. Восток должен был «поделиться» своей этикой, а Запад — техникой.


Христианство как явление культурного прогресса. Христианизация древней Беларуси.

Христианство как явление культурного прогресса. Христианство возникает в I веке н.э. в восточной части Римской империи. Христианство берет свое начало в иудаизме (религия древних евреев). Монастыри были крупными центрами учености и знания. В 6 веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии, В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры.

Если посмотреть на христианство как явление культуры в средние века, то заметим следующее.

Жизнь средневекового человека была всесторонне проникнута религиозными представлениями.

Христианство очевидно имело тогда цивилизующее значение и являлось фактором окультуривания жизни. Центрами же мудрости, в частности книжной, в Средние века являлись поначалу (да и потом) именно монастыри. Позже школьное образование стало концентрироваться в городах, в которых школы устраивались прежде всего при кафедральных соборах. И наконец, в позднем средневековье появились и начали множиться европейские университеты. Изучение Библии и богословия, теологии и в школах и в университетах занимало важнейшее место.

Что же привнесло христианство в культуру и историю? Это не только азбука Кирилла и Мефодия с письменностью, живопись, летописания, но так же и архитектуру, и саму духовность человека. Древняя София Киевская и Новгородская, Софийский собор в Полоцке, Крест Ефрасини Полоцкой и храм Покрова на Нерли, и иконы Андрея Рублева и т.д. — все это сегодня производит на людей, как верующих, так и неверующих, глубокое впечатление.

Христианизация древней Беларуси. Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства неотделима от мифологического сознания. До принятия християнства у славян было многобожие. Среди восточнославянских богов известны: Велес — бог скота, Ярила — различные воплощения Солнца, Перун — бог грозы и т.д.

Принятие христианства (988г.) привело к перевороту в духовной жизни восточных славян.

В этот период возникли выдающиеся памятники письменности: летописные своды (11 в.), «Повесть временных лет» (начало 12в.), «Слово о полку Игоревом», жития кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (11 -начало 12вв.). Князья, священники создавали храмы, монастыри, школы, библиотеки, привлекая для этого лучших строителей, архитекторов, живописцев. В 11 вв. были построены: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, в 12в. - Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске, которые представляют своеобразие местных архитектурных традиций. Особая роль в развитии культуры того времени принадлежит Кирилле Туровскому, Ефросинье Полоцкой, Клименту Смолятичу, Авраамию Смоленскому.

В конце 10 века возникла необходимость в замене языческой религии на религию более подходящую для господствующего класса. В качестве новой религии Владимир выбрал христианство византийского образца. В конце 10 или в самом начале 11 вв. в Турове была основана православная епархия, одна из первых на Руси. Там же возникают первые деревянные церкви. Уже в 11 веке здесь ведётся переписка церковных книг (об этом свидетельствует находка пергаментного Туровского Евангелия), распространяется грамотность, христианская культура.

В середине XI в. знаменитым князем Всеславом в Полоцке был возведен Софийский собор (завершен до 1066 г.), который стал государственным храмом княжества и национальной святыней для всех последующих поколений белорусов. Это первый из известных храмов и первое каменное сооружение на Беларуси. Большие заслуги в распространении христианства, письменности и культуры в Полоцкой земле принадлежат Евфросинии Полоцкой.

Принятие христианства явилось одной из важнейших событий начальной истории Беларуси. На протяжении веков православная церковь оказывала сильное влияние на все стороны жизни наших предков, на их культуру, мораль, быт. Оно способствовало созданию многих замечательных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, библиотек, появлению школ, проникновению на белорусские земли произведений иностранных авторов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.