Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

 

 

Тема №1.Предмет «Основы безопасности и жизнедеятельности». Понятия и виды опасных ситуаций».

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапно) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения возникновения опасные ситуации социального характера. Дать понятия о видах опасных ситуаций социального характера. Изучить понятие «человек и общество: единство и противоречия».

Сформировать у обучающихся системные знания об опасностях социального характера. Сформировать знания о генетической безопасности, наркомании. Сформировать умение организовать работу в системе «Человек – социальная среда».

ВРЕМЯ - 2 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – круглый стол.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Учебная литература

1. «Курс медицины катастроф», Соков В.А., М. 1999г.



2. Гражданская оборона. Учебное пособие под редакцией В.Н.Завьялова, Москва, Медицина, 1989 год.

3. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией В.М. Рябочкина, Москва, 1989 год.

4. Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2002.

5. Учебник «Социология»,Т.Л.Кончалин, Москва 2001.

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

2. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68 от 11 ноября 1994г.

3. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

4. Федеральный закон « О защите персональных данных» №152 от 11.03.2011.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Структура занятия, наименование вопросов Время мин
Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности и снизить отрицательное влияние различных факторов на безопасность личности, общества и государства.
Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».
Проверка подготовленности студентов к занятию методом опроса учебных вопросов:
3.1 Понятия и виды опасных ситуаций социального характера. Понятие, виды и классификация опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Закономерности их проявления и развития, возможные последствия.
3.2 Характеристика человека как элемента системы «человек-социальная среда». Человек и общество: единство и противоречия. Социальные опасности как объект исследований. Объективная и субъективная природа опасностей социального характера. Управление в системе «человек-социальная среда».
3.3 Проблемы экономики, бедности, занятости, нехватки продовольствия. Проблемы генетической безопасности, наркомании. Явление радиофобии, СПИДофобии и др. Демографический императив. Средняя продолжительность жизни. Суициды. Зависимость средней продолжительности жизни населения региона от воздействия опасностей социального характера.
3.4 Межэтническое противостояние. Религиозная нетерпимость.
3.5 Проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности.
Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.
  ВСЕГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ





Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Понятие и виды опасных ситуаций социального характера».

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Введение

Опыт показывает, что наиболее защищен от всяких неприятных неожиданностей тот человек, который всегда готов к встрече с ними, владеющий определенным набором правил, как вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности и снизить отрицательное влияние различных факторов природного, техногенного, социального характера на безопасность личности, общества и государства.

Учебная цель: ознакомить обучающихся с опасными ситуациями социального характера.

Учебные вопросы:

1. Понятия и виды опасных ситуаций социального характера.

2. Характеристика человека как элемента системы «человек-социальная среда».

Человек и общество: единство и противоречия.

3. Проблемы экономики, бедности, занятости, нехватки продовольствия.

Проблемы генетической безопасности, наркомании.

4. Межэтническое противостояние.

Религиозная нетерпимость.

5. Проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, терроризма, информационной безопасности.

 

ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций.

Создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его ответную реакцию – противодействие. В ходе или в результате этого противодействия он, в свою очередь, подвергается воздействию различных факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий для себя человек переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска. Далее происходит нарушение здоровья человека или функционирования социума, т. е. возникает опасная ситуация, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, представляющая реальную угрозу жизни человека или социуму в целом.

Прежде всего, необходимо уяснить, что является источником угрозы человеку и социуму в целом и каким образом опасность влияет на общественные отношения.

Если все внимание будет сконцентрировано на угрозах и опасностях (терроризм, преступность, наркомания и т. д.) без выявления порождающих их причин, предотвратить ЧС и эффективно бороться с ними невозможно.

Социальные угрозы и опасности – результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и устранения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории или объекте, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей.

Определения ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.