Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение психологического фактора в формировании оптимального контакта.





Раздел I.Общие основы психологии.

 

Тема 1.1.Предмет и задачи общей психологии.

 

Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.

 

Человек-существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки-биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука-психология (от греч.psyche-душа и logos-наука).

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает:

-возникновение и развитие психики;

-сознание человека как высшую форму психики;

-обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

-нейрофизиологические основы психической деятельности;

-структуру психики человека;

-закономерности формирования психических образов;

-отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;



-индивидуально-психологические особенности личности;

-психологические особенности поведения человека в социальной сфере;

-психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя!»

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах , клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и аналитических центрах социального развития.



Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека-закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

Основные методические принципы психологии:

-признание детерминированности (причинной обусловленности) психологических явлений материальной действительностью;

-генетический подход к психическим явлениям - исследование их в развитии;

-признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

-изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность -не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром не социально-культурной основе.

Основными методами психологии являются:

-лабораторный;

-естественный эксперимент;

-научное наблюдение;

-метод анализа продуктов психической деятельности.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.



В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод-способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

В психодиагностике широкое распространение получило тестирование-диагностика психических возможностей индивида.

 

Объект и предмет социальной психологии старения.

Пожилые люди как большая группа общества имеют свою специфику и оказывают прямо или опосредованно существенное влияние на жизнь социума. Поэтому их выделяют в научных целях в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим объектомисследования социальной психологии старения является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений (как мы условились, под пожилым человеком в нашей работе понимается индивид, достигший 60 лет).

Сегодня многие ученые и практики сталкиваются с проблемой недостаточности знаний в области пожилых людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пожилых и старых людей, контактов и активности , установок и функций старших в семье, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т.е. с теми вопросами, которые представляют собой предмет изучения социальной психологии старения, а именно адаптация и социализация пожилого человека в социуме.

В зависимости от конкретных целей научного исследования социальной психологии старения могут быть определены следующие важнейшие взаимосвязанные направления:

-место и роль старения и старости в жизнедеятельности личности;

-социальное самочувствие пожилого человека, его возможности и их реализация и использование в интересах самого пожилого человека, его семьи и общества;

-проблема взаимоотношений и взаимодействия, солидарности поколений;

-семейный статус пожилого человека.

Указанные направления социально-психологических исследований (не все возможные направления исследований здесь приведены) показывают, что социальная психология старения занимает место на стыке различных гуманитарных, естественных и социальных наук – философских, медицинских, исторических и др. Психология старения опирается на психолого-ориентированные концепции старения, изучает влияние психических процессов и состояний на старение и протекание старости, особенности психологического статуса пожилых людей, специфику воздействия на него и способы его оптимизации.

Главной задачей социальной психологии старения является осмысление старости как периода, не исключающего позитивного, поступательного развития личности, и выявление социальных условий, способствующих этому.

Реализация этих задач поможет достичь следующих целей: повышение социального статуса пожилых людей, содействие самоактуализации пожилых, реализация их творческого потенциала. На основе знаний социальной психологии старения вырабатываются практические рекомендации для оптимизации состояния и тенденций развития индивида и социума.

 

Значение психологического фактора в формировании оптимального контакта.

 

Социально-психологические черты пожилого человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения и стереотипизации поведения, для компенсации которых должны разрабатываться различные меры кА государственного, так и индивидуального порядка.

В литературе описаны две стратегии поведения пожилых людей, которые они вырабатывают, реагируя на неблагоприятные условия жизни.

Первую стратегию реагирования можно отнести к конструктивным способам. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями.

К конструктивным способам относится психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни.

Мотивация психологического сопротивления, цель которой сохранить или вернуть контроль над ситуацией и личностную свободу, что может обеспечиваться возможностями самостоятельного принятия решений, правом выбора среди нескольких альтернатив, способностью интерпретировать стрессовые события жизни и справляться со стрессовой ситуацией путем выработки соответствующих навыков.

Ключом к умению справляться со стрессовой ситуацией в позднем возрасте является компетентность, которая определяется как успешное представление пожилых о своих социальных ролях, как способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интернального контроля. Таким образом, психологическое сопротивление является своего рода защитным механизмом.

Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя компетентными людьми. Социальная поддержка имеет разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими.

По значимости функциональной поддержки близкие люди распределяются следующим образом: супруг, друзья, взрослые дети. Социальная поддержка должна быть часть реабилитационных мероприятий в позднем возрасте.

Социальная поддержка является важным фактором, содействующим адаптации к позднему периоду жизни. Она включает, по меньшей мере, следующие факторы:

-пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;

-пожилой человек должен понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), - вполне нормальны, т.е. соответствуют их возрасту и положению;

-общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;

-общество должно учитывать важность обратной связи («взаимно-ответное действие пожилого на социальное ободрение»).

Социальная поддержка от любого человека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого в его собственном контроле самоопределения и найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.

Таким образом, расширение компетентности в пожилом возрасте – это решение задач развития, таких как:

-приспособление к потере физической силы и здоровья;

-приспособление к выходу на пенсию;

-приспособление к потере супруга (супруги);

-эксплицитное присоединение к возрастной группе пожилых;

-гибкое и пластичное принятие социальных ролей пожилых.

Другую категорию реагирования на неблагоприятные условия в позднем периоде жизни можно отнести к неконструктивным.

Этот вид стратегии является неконструктивным, во-первых, по причине внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии постоянного поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, находясь в непосредственной близости к своим внукам или детям, они создают в доме, в быту очаги социальной напряженности, отрицательно влияющие на настроение, работоспособность активной части населения, прецеденты для подрыва авторитета старших у подрастающего поколения и т.д. Таких людей относят к агрессивному типу старения.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей – обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, этого мудрость. Познавательная сфера взрослого описывается в терминах «социальный интеллект», «мудрость» и «компетентность».

Познавательное развитие взрослого тесно связано с его личностным развитием (синтезированный интеллект) и межличностной сферой. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.