|
Основные черты средневековой культуры
Такими чертами принято считать:
• символический характер;
• иерархизм;
• сословность;
• формирование социального института образования;
• зарождение университетской науки и сословия ученых.
Символизм в Средневековье отличался особыми характеристиками, отличающими его сущность от символизма архаики и античности. В первобытной культуре символ отождествлялся с тем предметом (объектом), который он обозначал (например, человек и его имя). В античности символ выполнял роль самодостаточной формы, достойной созерцания, например, красивые пропорции тела в отвлечении от личностных характеристик того, кому это тело принадлежит.
В средневековой символике, основанной на религиозных принципах христианства, все видимые явления и предметы понимались как символы, знаки, образы того, что находится по ту сторону этой видимости. Реальностью являлось то, что принадлежит и относится к чистому божественному бытию. Внешний вид вещей понимался только как образ вещей невидимых. Так, икона с изображением Христа не есть сам Христос, а только отражение первообраза, но в ней есть отблеск божественного света.
Символическое мышлениев Средние века стало способом преодоления пропасти между материальным и духовным миром, между естественным и сверхъестественным. Для средневекового человека символична была вся окружающая его действительность: солнце — символ самого Бога; звезды — символы ангелов и праведников; камень — символ Христа и твердой веры; песок — слабости и непостоянства; золото означает истину; дерево — душу и т.д.
Символизмбыл одной из основных характеристик средневекового искусства, С детально разработанной символикой был связан и религиозный культ.Главное назначение философиитакже состояло в раскрытии символического значения Священного Писания. Символическими действиямисопровождались различные политические и правовые события(коронация, клятва верности), в бытуиспользовалась детально разработанная система символов (цвет и покрой одежды разных сословий и др.).
Иерархизм. Сложность средневековой символики основывалась на строгой иерархии: все вещи-символы в разной степени отражали божественную реальность. Такая мировоззренческая позиция являлась отображением иерархичности природного мира и общественной реальности. Место явления или предмета в универсальной иерархии определялось степенью близости к Богу. Весь мир -иерархия, подчиняющаяся Богу. Общество делилось на сословия, каждое из которых включало множество слоев, рангов, профессий, чинов, которые были связаны в вечной и неизменной иерархии.
Сословность. В культуре Средневековья сословность выражалась в сосуществовании различных социальных типов культуры, основными из которых являлись религиозная, рыцарская и народная.
Религиозная (христианская) культурабыла официальной доминирующей культурой Средневековья. Система ее ценностей концентрировалась вокруг абсолютного центра — Бога. Каждой своей мыслью и поступком чело век служил Богу. Все поступки соотносились с идеей абсолютного спасения или абсолютной гибели. К Богу можно взывать и на него надеяться. Христианские догматы составляли основу средневековой идеологии. Так, общество, подобно Троице, понималось с IX в. как нераздельное единство трех социальных слоев: церковников, воинов, работников.
Рыцарская культуравыступала в качестве своеобразной маргинальной субкультуры Средневековья. Рыцарство не было экономическим классом, не совпадало с феодальной аристократией. Оно не было сословием, права и обязанности которого закреплены юридически. Долгое время рыцарство оставалось делом сугубо личного выбора, хотя этот выбор, связанный с приобретением дорогостоящего снаряжения и коня, могли позволить себе только достаточно состоятельные люди.
Главное, что отличало рыцарскую культуру Средневековья - это ее промежуточный характер, основанный на взаимодействии отдельных ценностных оснований доминирующей христианской культуры, профессиональных кодексов воинской чести, а также эталонов поведения сословной аристократии. Первое было связано с тем, что именно церковь в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и образ воина-христианина, призванного спасти веру. Во-вторых, формирование особой, профессиональной по своему содержанию, рыцарской культуры обусловлено было тем, что к X в. появился особый профессиональный слой воинов. И третье -этот слой рекрутировался из разных сословий, но, как правило, из свободных и достаточно богатых людей, жизнь которых регулировалась правилами, принятыми в среде сословных аристократов.
Единый «образ жизни» отличал рыцарей от всех прочих слоев средневекового общества, что дает возможность говорить о формировании в Х~Х1 вв. рыцарской субкультуры, в основе которой лежал дух солдатского братства и товарищества. Постепенно формировался этический кодекс рыцарства, основанный на идеале бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина; предусматривалась особая рыцарская символика: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие и т.д.
Народная культурас ее смеховым, карнавальным характером является также одной из главных составных частей средневековой культуры, выполняя роль контркультурного образования. Карнавал являлся особым способом существования и мышления, отличным от серьезной официальной церковной и светской культуры. Карнавал нес с собой идею особой свободы, возможности выйти из привычного порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения, где можно прожить социальные роли, недоступные в обычной жизни.
С народной культурой, ценности которой в определенной степени противостояли официальной христианской культуре, вынуждены были считаться правящие клерикальные сословия. Даже церковные храмовые праздники сопровождались ярмарками и площадными увеселениями (выступлениями шутов, великанов, прирученных зверей). Шуты были незаменимой частью и светской жизни, которую они наполняли пародиями на серьезные действия официальной культуры.
Формирование социального института образования. В Средние века грамотных было немного, а книга была редкостью. Одновременно в Средние века очень распространенным было искусство пения, в том числе народного. На этом фоне грамотный человек — переписчик книг — в социальной иерархии располагается выше, чем певец (в Античности — наоборот). Священное Писание как Божье слово делало все атрибуты книжности почетными, а переписчик книг становился причастным к божественному.
Обучение грамоте осуществлялось в средневековых школах. Они носили характер организованной церковной формы обучения. Это были монастырские, епископальные (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворные (тоже религиозной направленности).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|