Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятники архитектуры деревни Ямка





На южной оконечности деревни Ямка стоит дом, перевезенный из деревни Ошевнево на Большом Климецком острове (из той же деревни, что и дом Ошевнева в Заонежском секторе музея). При восста­новлении он был подвергнут значительной перепланировке, и сейчас используется в качестве общежития сотрудников музея. Недалеко от него поставлена небольшая часовня апостолов Петра и Павла из деревни Типиницы (Бережная) Медвежьегорского района. Она датируется XVIII веком. Реставрирована по проекту Б. С. Маркова в 1970 году и в 2000 году.

Рядом находится дом крестьянина Ананьева (23) из деревни Грязная Сельга. Дом построен в конце XIX века. Реставрирован по проекту Т. И. Вахрамеевой. Принадлежит к типу севернорусского до­ма-комплекса «кошель». Рублен «в обло» из сосновых бревен. Крыша двускатная, асимметричная, безгвоздевой конструкции «по курицам и потокам», с покрытием из двух слоев теса.

Рисунок 2.6 - Дом Ананьева

Дом Ананьева отличается традицион­ным декором. Вокруг окна наличник из гладкостроганой доски с по­резкой и накладными «кистями». Нижние концы боковых обналичек также в форме «кистей». Окна горницы и светелки оформлены аналогичными наличниками без ставен. Причелины имеют трехъярусную порезку. Верхние два ряда выполнены выемчатой резьбой на накладной доске. Первый ряд — треугольные зубцы, второй — ломаная трехчастная линия в форме мол­нии. По нижнему краю — контурная резьба в виде «бегущей волны». На «полотенце» и причелинах сквозной резьбой выполне­но изображение розетки — «солнца», под ним ромбовидные «капельки» с круглы­ми отверстиями в середине. Кронштейны из выпусков двух бревен сруба с объемной порезкой поддерживают выносы кровли. Порезка контурная Крыльцо главного входа украшено рез­ными столбами и плоскими ажурными балясинами.



Рядом с домом Ананьева находится небольшой частный дом, который не явля­ется памятником архитектуры, хотя и сруб­лен в соответствии с бытовавшими в Заонежье строительными традициями. Он остался от старой застройки деревни. Да­лее располагается дом крестьянина Левичева, перевезенный в 1973 году из деревни Усть-Яндома. Дом построен в 1929 году Левичевым Федором Игнатьевичем при участии отца Игнатия Филипповича. Отреставрирован по проекту Т. И. Вахрамеевой. Дом — «брус», имеет форму па­раллелепипеда и покрыт двускатной кров­лей «по курицам и потокам». Дом рублен «в обло». Жилая половина одноэтажная на высоком подклете, включает в себя поме­щение избы на 3 окна и горницы на 2 окна, разделенные перерубом. Хозяйственная часть двухэтажная: первый этаж — двор, второй — сарай. С южного фасада к сеням примыкает одновсходное открытое крыль­цо с площадкой на столбах и взвоз на са­рай. Резьба концов причелин сквозная, из полукружий и круглых отверстий.



Рисунок 2.7 - Дом Левичева из д. Усть-Яндома

Следующий дом деревни Ямка — дом крестьянина Пономареваиз деревни Маньшино. Первоначально принадле­жал семье зажиточных крестьян Маньшиных, у которых был отобран при раскула­чивании. Перевезен на остров Кижи в 1970 году (проект реставрации А. В. Ополовникова). Дом построен в конце XIX века и представляет собой северный русский дом-комплекс, с двухрядной слитной па­раллельной связью жилых и хозяйствен­ных помещений, в плане приближающий­ся к квадрату.

Рисунок 2.8 - Дом Пономарева из д. Маньшино

Тип дома — «кошель», пере­крыт двускатной асимметричной крышей. Стены рублены «в обло», крыша безгвоз­девой конструкции «по курицам и пото­кам». Жилье трехчастное, на подклете, со­стоит из двух изб — четырехстенков и распо­ложенных между ними сеней. На сарае имеется жилая клеть, примыкающая к юж­ной избе. Хозяйственная часть двухэтаж­ная: первый этаж — двор с хлевами, вто­рой — сарай, опирающийся на столбы-«быки». Взвоз на сарай перпендикулярен северной стороне сруба. Вход в дом решен в виде высокого одновсходного крыльца на четырех столбах с верхней площад­кой-рундуком. Жилая часть дома на уровне второго этажа с трех сторон имеет галерею-гульбище, опирающуюся на консоли — выпуски бревен сруба. Ограж­дения гульбища — дощатые балясины кри­волинейных очертаний. На южную сторо­ну выходит балкон на консолях, ограж­денный перилами с дощатым балясником.



Следующий памятник архитектуры из­начально находился в деревне Ямка. Это большой дом Мошниковой (по имени последней владелицы). Дом был по­строен в начале XX века и первоначально принадлежал семье крестьян Аникиных. Это севернорусский дом-комплекс типа «брус» с уширенной хозяйственной частью. Он имеет форму параллелепипеда, перекрытого симметричной двускатной крышей над жильем и над хозяйственной частью. Жилая часть — пятистенок с продольным симметричным перерубом, разделяющим избу и горницу. Жилье двухчастное (изба-горница) на обоих этажах, с боковушками в сенях на каждом этаже. Взвоз на сарай расположен с южной стороны.

Рисунок 2.9 - Дом Мошниковой

Рядом с домом Мошниковой находит­ся дом Березкиной из деревни Гряз­ная Сельга. Дом построен в 1925 году местной артелью плотников. Реставрирован в 1976–1978 годах по проекту Л. Н. Салмина. Представляет собой дом-комплекс ти­па «брус», с хлевами, выступающими за боковую стену сарая. Это типичная кресть­янская постройка начала XX века. Крыша двускатная, с самостоятельным скатом над выступающей частью хлевов. Жилье двух­частное (изба-сени) на подклете с симме­тричным продольным перерубом по ли­нии: изба-горница. Нижние сени имеют дополнительное жилье (боковушку). Та­кая же боковушка и на основном этаже. Под горницей имеется самостоятельный вход с торцового фасада. Хозяйственная часть двухэтажная (1-й этаж — двор с хле­вами, 2-й — сарай). Сарай опирается на столбы-«быки». На торцовом, выходящем на озеро, фасаде 6 окон избы и горницы, окно чердака и окно северного подклета. На северном фасаде — 6 окон горницы и боковушки, два окна нижней боковушки. Здесь же взвоз и ворота сарая. На южном фасаде — двустворчатые ворота на двор. Вход в дом с крыльцом в виде простой по­земной площадки перед входом. Декор фасадов скромен. Наличники из простой профилированной доски. Причелины и полотенца главного фасада украшены сквозной геометрической резьбой.

Рисунок 2.10 - Дом Березкиной из д. Красная Сельга

За домом Мошниковой находится ко­нюшня. Она построена в середине 1940-х годов в деревне Ямка. Это рядовая хозяйственная постройка колхозного пери­ода. Вытянутый прямоугольный сруб с тор­цовым входом, перекрыт двускатной кров­лей. Внутреннее пространство конюшни разделено по горизонтали на два функци­онально разнородных помещения: внизу — стойла, вверху — сеновал.

Пожалуй самым большим крестьян­ским домом деревни Ямка является дом крестьянина Пертякова из дерев­ни Усть-Яндома.

Рисунок 2.11 - Дом Пертякова из д. Усть-Яндома

Он построен в начале XX века местными плотниками для семьи Пертяковых. На остров Кижи перевезен в 1966 году и отреставрирован по проек­ту А. В Ополовникова. Представляет со­бой типичный северный русский дом-ком­плекс типа «брус» со слегка расширенной по отношению к жилью хозяйственной частью. В связи с этим дом перекрыт симметричной двускатной крышей над жильем и асимметричной над хозяйст­венной частью. Обе крыши имеют общий конек. Жилье двухчастное, двухэтажное, пятистенок с продольным симметричным перерубом (изба-горница) на обоих эта­жах, с сенями и жилой боковушкой. На чердаке имеется светелка. Хозяйственная часть двухэтажная (1-й этаж — двор с хле­вами, 2-й — сарай) с кладовками, примы­кающими к стене сеней. Взвоз на сарай расположен перпендикулярно боковой стене сарая. Вход в дом с южной стороны решен в виде одновсходного неогражденного крыльца с тремя ступенями и расположенным над ним балконом-вы­ходом. Балкон опирается на три столба, имеет самостоятельную односкатную крышу, поддерживаемую тремя витыми столбами. Ограждение балкона в виде плоских прорезных балясин. Крыша дома безгвоздевая «по курицам и потокам». Хозяйственная часть дома опирается на столбы-«быки». Оконные наличники в виде простых профилированных досок.

Между домом Пертякова и домом Березкиной находится амбар, который был построен в начале XX века в деревне Ямка. В его основе — прямоугольный одно­этажный сруб. Двускатная кровля выполне­на «по курицам и потокам». Вход устроен в одной из боковых стен. Перед входом име­ется настил по выпускам бревен нижнего венца. Бревна изнутри не отесаны. Стены рублены «в обло». Внутреннее помещение не имеет дополнительного оборудования.

Рисунок 2.12 - Амбар. В отличие от бани, также стоящей на воде, имеет украшения в виде причелин и полотенца.

На северной окраине деревни Ямка расположены еще два дома-памятника. Дом Никонова из деревни Липовицы построен в конце XIX века. Это типичное жилище малосемейного крестьянина Заонежья того времени.

Рисунок 2.13 - Дом Никонова из д. Липовицы

Дом типа «брус» с продольной связью равношироких жи­лой и хозяйственной частей. Перекрыт дву­скатной симметричной крышей «по кури­цам и потокам». Передний фасад выпол­нен в 2 окна с глухим фронтоном. Вход в дом находится со стороны бокового фаса­да. Крыльцо одновсходное с небольшой площадкой на столбах. На этом же фасаде — ворота в дворовую часть. Жилье одноэтаж­ное, без подклета, двухчастное (сени — изба). Хозяйственная часть одноэтажная с антресолью. Антресольный этаж сарая опирается на столбы-«быки». Дом рублен «в обло». Потоки, причелины, полотенце орнаментированы глухой и сквозной резь­бой. Реставрирован в 1973 году по проекту С. И. Шкерина.

Рядом с домом Никонова находится массивный дом крестьянина Вичурина из деревни Вигово. Дом построен в начале XX века. Реставрирован в 1971–1972 годах по проекту А. В. Ополовникова. Принадлежит к севернорусским до­мам-комплексам типа «брус» с уширен­ным сараем и однорядной связью жилых и хозяйственных помещений. Дом перекрыт двускатной симметричной крышей с удли­ненным скатом над выступом хозяйствен­ной части.

Рисунок 2.14 - Дом крестьянина Вичурина из деревни Вигово

Рисунок 2.15 - Дом Вичурина из д. Вигово.

Жилье двухэтажное, с жилой светел­кой на чердаке, представляет собой пя­тистенок с продольным симметричным перерубом (изба-горница) с сенями, в которых выделены две жилые клети на первом и втором этажах. На фронтоне жилой части устроено трехчастное окно светелки.

Хозяйственная часть двухэтажная: первый этаж — двор с хлевами, второй — сарай. Второй этаж хозяйственного поме­щения опирается на столбы-«быки». Взвоз на сарай расположен под углом к выступу хозяйственной части, на западном боковом фасаде дома, вдоль стены жилой части. Главный фасад имеет 6 окон на каждом этаже. На западный фа­сад выходят 12 окон первого и второго этажей. Вход в дом расположен на вос­точном боковом фасаде и решен в виде одновсходного не огражденного крыльца и расположенного над ним балкона, поддерживаемого столбами.

Около дома Вичурина располагаются четыре хозяйственные постройки: к севе­ру на самой окраине деревни — амбар и рига, на берегу — амбар на воде и баня (кстати, всего в деревне Ямка имеется 6 бань, срубленных по традиционному образцу конца XIX — начала XX века, ко­торые по сей день используются по свое­му назначению).

Амбар на воде из деревни Мижостров построен в начале XX века. На ост­рове Кижи — с 1968 года, отреставрирован по проекту А. В. Ополовникова. Первоначально предназначался для хранения рыбы Постройка, квадратная в плане, имеет фор­му параллелепипеда, перекрытого двускат­ной крышей «по курицам и потокам». Стены рублены «в обло». Нижние венцы, находя­щиеся под водой, рублены «в ряж». Внутри амбара вдоль одной из стен расположены сусеки. Дверь входа трехкосящатая с сопря­жением косяков «в ус». Причелины и поло­тенце с городковой и сквозной резьбой. Ос­новной мотив резьбы полотенца — соляр­ные знаки: восьмилепестковая розетка и круг с вписанным ромбом.

Второй амбар у дома Вичурина перевезен на остров Кижи из деревни Липовицы. Отреставрирован в 1972 году по проекту Т. И. Вахрамеевой. Он построен в начале XX века. Амбар двухкамерный, двухъярусный с открытым предмостьем. Функционально первый ярус предназначал­ся для зерна и муки, второй — для хранения меховой одежды. Постройка перекрыта двухскатной крышей с редко врубленными слегами. Входы в оба отсека выходят на бо­ковой фасад с некоторым смещением отно­сительно оси симметрии. Вдоль фасада с входами — открытое предмостье. Внутри ам­бара стены первого яруса разделены глухой стеной на две неравные части. На второй ярус ведет лестница. Скаты кровли оформ­лены резными причелинами.

Рига также была перевезена в му­зей-заповедник «Кижи» из деревни Липовицы в 1972 году (проект реставрации Б. С. Маркова). Была построена в конце XIX века. Типичная для Заонежья хозяйствен­ная постройка для сушки и обмолота зер­на. Постройка перекрыта симметричной двускатной крышей «по курицам и пото­кам». Стены рублены «в обло». Вход в ригу решен в форме широких двустворчатых ворот. Над ними волоковое окно. На восточном фасаде — волоковое окно с за­движкой. Внутри дощатые полы по дере­вянным балкам.

На западной окраине деревни Ямка, у дороги ведущей в северную часть ост­рова Кижи, находится ветряная мель­ница из деревни Вороний Остров. Она была построена в 1921 году крестья­нином Барышевым. Отреставрирована в 1976–1978 годах по проекту Т. И. Вахрамеевой. Тип мельницы — «столбовка».

Рисунок 2.16 - Ветряная мельница из деревни Вороний Остров

По­стройка двухэтажная, прямоугольная в плане. Стены срублены из толстых отесанных с двух сторон бревен. Крыша двухскатная, дощатая. Вращение мельни­цы обеспечивает осевой столб, врытый в землю и зажатый крестовиной из бревен. Шесть нижних продольных балок основа­ния мельницы жестко связаны с двумя по­перечными, лежащими непосредственно на крестовине. Поворот мельницы осуще­ствляется при помощи выступающего рыча­га («воротила») жестко связанного с осно­ванием мельницы. Вход — трехкосящатая дверь на задней стене. Мощный вал приво­дится в движение шестью крыльями мель­ницы. Жестко закрепленное на валу шесте­ренчатое колесо приводится во вращение крыльями, передает вращение на жернова и приводите поступательное движение песты. Чуть поодаль к северу от мельницы находится кузница, которая была пе­ревезена из деревни Южный Двор в 1970 году (проект реставрации Д. А. Каурова). Это традиционная постройка, характер­ная для заонежских деревень конца XIX -начала XX века, одна из последних, до­шедших до нашего времени. Низкий ква­дратный в плане сруб, перекрытый одно­скатной пологой крышей. Вход через двухкосящатый дверной проем с однос­творчатой дверью. Помещение освещает­ся тремя окнами: одно на главном и два на боковых фасадах. Полы вымощены кирпичом. Над горном — металлический дымник. Кузница используется по своему прямому назначению и имеет современ­ное оборудование.

Рядом с деревней Ямка, на Нарьиной горе находится часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово. В 1968 году часовня была обследована А. В. Ополовниковым, после чего перевезена на ос­тров Кижи и восстановлена по его проекту, с реконструкцией на вторую половину XVIII века.

Нарьина Гора - это самая высокая точка острова Кижи. С нее открывается живописный вид на окрестности, пре­красно виден Кижский ансамбль, дерев­ни Ямка и Васильево на острове Кижи, Пудожский сектор в северной части острова, а также деревни, находящиеся через пролив на материке. Ранее здесь находилась другая часовня — во имя Святого Духа. Эта «родная» часовня де­ревни Ямка сгорела во время пожара в 1944 году.

Рисунок 2.17 - Часовня Спаса Нерукотворного из д. Вигово

Рисунок 2.18 - Вид на Нарьину гору и часовню Спаса Нерукотворного

Часовня Спаса Нерукотворного дати­руется рубежом XVII-XVIII веков. Она представляет собой традиционный тип клетского храма. Первоначально часовня являлась двухчастной с разновеликими крышами. В конце XVIII века здание было реконструировано с пристройкой сеней, над которыми на восьмерике поставлена шатровая звонница. Над восточной кле­тью, на небольшой шейке установлена главка. С юга к сеням часовни пристроено одномаршевое крыльцо с двускатным на­весом на столбах. Помещение собственно часовни перекрыто «небом». Сохранилось иконописное убранство памятника. Иконы «неба» датированы второй половиной XVII века. Иконы двухъярусного иконоста­са относятся к XVIII веку.

Рисунок 2.19 - Восьмерик часовни Спаса Нерукотворного

Чуть пониже часовни, на развилке до­рог, ведущих в сторону деревни Василье­во и Пудожского сектора, музея находится поклонный крест из деревни Хашезеро. Он перевезен на остров Кижи в 1974 году. Крест восьмиконечный на бревенча­том постаменте под двускатным навесом на четырех столбах. Покрыт тради­ционными для православных крестов надписями и изображениями.

Рисунок 2.20 - Поклонный крест из д. Хашезеро

Поклонные кресты традиционно стави­лись на деревенских улицах, на перекрест­ках дорог и были своеобразными часовня­ми: в представлениях крестьян перекрестки всегда были связаны с нечистой силой, где душа че­ловека наиболее открыта для нечистого. Однако кресты ставили не только как защиту от нечистой силы, но и как своеоб­разные верстовые столбы или в память о каком-либо событии. Возведение этого креста в заонежской деревне связано с по­бедой русского оружия в Отечественной войне 1812 года (в одной из розеток указана дата — 1812 год).

Навес над крестом нарядно украшен. Двускатная кровля с резными причелинами и поддерживающие ее резные столбики являются традиционным убранством подобных сооружений.

Деревня Васильево

На западном берегу острова Кижи жи­вописно раскинулась небольшая деревня Васильево. Это музейная реконструкция за­онежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, истори­чески сложившегося поселения. Она вклю­чает в себя часовню Успения Богородицы, построенную на рубеже XVII — XVIII веков, несколько крестьянских домов и хозяйст­венных построек, перевезенных сюда за по­следние годы из окрестных деревень.

Первые упоминания о деревне относятся к 1582 году. Первоначальное название — «Большой Двор у часов­ни» — раскрывает историю возникновения поселения. Деревнями «Большого Двора» назывались центры владений новгородских бояр в северных погостах, где сосредо­точивалось управление подвластными тер­риториями. В XV веке поселение входило в состав земель боярина Луки Федорова, от имени которого произошло второе на­звание деревни «Лукинщина», закрепивше­еся за ней в XVIII веке. Современное назва­ние Васильево появилось в исторических документах только в начале XX века. Проис­хождение его связано с фамилией крестьян, которые в этот момент, жили в деревне. Возникнув в XV–XVI веках, деревня Василь­ево долгое время была нежилой, т. е. «пус­тошью», покинутой жителями по неизвест­ным причинам. Только в XVIII веке жизнь в поселении возобновилась. В отличие от де­ревни Ямка деревня Васильево всегда была маленькой и состояла самое большое из 3 дворов. В 1794 году в единственном доме жила семья из 7 человек, в 1905 году в трех дворах проживали 19 человек. Основным занятием жителей было сельское хозяйство, поля располагались сразу же за деревней. Крестьянские хозяйства, по всей видимос­ти, были достаточно крепкими, т. к. скота держали всегда много: в 1833 году на 8 жи­телей приходилось 2 лошади и 11 коров, а в 1905 году три семьи деревни держали 4 лошади и 8 коров. Так же, как все кресть­яне острова Кижи, перевозили скот на все лето на матери­ковую часть. Помимо земледелия крестьяне занимались рыболовством.

Архитектурной доминантой деревни Васильево является часовня Успения Бо­городицы. Она датируется второй по­ловиной XVII–XVIII веками. Это самая древняя постройка, сохранившаяся на ост­рове Кижи. Датировка подтверждается ря­дом конструктивных особенностей часов­ни, состоянием и видом обработки бре­вен, характером письма икон, украшавших ее интерьер.

Рисунок 2.21 - Часовня Успения Богородицы в деревне Васильево. XVII–XVIII вв.

Часовня Успения Богоматери пред­ставляет собой традиционный тип клетских часовен. Она состоит из трех частей: собст­венно часовни, трапезной и сеней. Над се­нями расположен восьмерик с открытой звонницей, над которой на восьми столбах установлен шатер, увенчанный маленькой главкой. Восточный сруб собственно ча­совни выше срубов трапезной и сеней, увенчан луковичной главкой с крестом, ус­тановленной на небольшом восьмерике. Первоначальный облик часовни был иным. В начале XVIII века это было неболь­шое сооружение, состоящее из двух разно­высоких клетей — молельни и трапезной.

С запада к часовне примыкало крыльцо. Площадь трапезной значительно превы­шала размеры молельного помещения, что объясняется большим мирским значением трапезной XVIII века как места крестьян­ских сходов. Трапезная была оборудована широкими пристенными лавками с резным подзором по всей длине.

Васильевская часовня, расположенная на открытом месте, ближе к берегу озера, служила и ориентиром для лодок, проплы­вавших по существовавшему здесь издав­на водному пути. Это определило некото­рые особенности ее архитектурного обли­ка. Для придания сооружению более выра­зительного высотного характера главка над молельней была посажена не прямо на конек двускатной кровли, а приподнята на небольшой восьмерик. Низменное, откры­тое со всех сторон место предполагает и отличительные особенности постройки преобладание в композиционном реше­нии горизонталей. Поэтому часовня как бы растворяется в пейзаже.

Во второй половине XIX века был увели­чен объем внутренних помещений часовни благодаря пристройке с запада сеней, под­веденных под одну крышу с трапезной. Над сенями была возведена шатровая звонница. Благодаря этому часовня приобрела более нарядный и живописный вид. Звонница, крыльцо, свесы крыши были украшены рез­ными подзорами, причелинами, по коньку крыши был установлен резной гребень.

К концу XIX века изменилось традици­онное представление о красоте деревян­ных храмов. Чтобы придать Васильевской часовне более современный вид городско­го каменного строения, ее стены были по­крыты гладкой обшивкой из досок, лемех главок был скрыт под листами жести, сте­ны изнутри были оклеены обоями.

Облик второй половины XIX века (до поновлений) часовня Успения Богородицы приобрела после реставрации проведен­ной в 1977 году Карельской реставрацион­ной мастерской по проекту архитектора Т. И. Вахрамеевой.

Среди домов деревни Васильево свои­ми размерами, планировкой и декоратив­ным убранством выделяется дом из деревни Мунозеро, построенный в 70-х годах XIX века зажиточным крестьянином Лазарем Яковлевичем Сергиным (1814-1903). По семейному преданию предки Сергиных пришли в Заонежье из Новгоро­да. Маленького Сергу — родоначальника фамилии — родители принесли с собой в берестяном коробе. У внука Сергия — Ла­заря - было пятеро детей: четверо сыно­вей — Иван, Степан, Дмитрий, Сергей и дочь Марфа. Двое сыновей занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаре­вич — кожевенный. Третий сын — Иван -крестьянствовал и держал бакалейную лавку в отеческом доме в Мунозере. Чет­вертый — Степан, отслужив в Преображен­ском полку в Санкт-Петербурге, вышел в отставку и посвятил себя земской дея­тельности. Все сыновья Лазаря Яковлеви­ча, кроме Дмитрия, были женаты на заонежанках из зажиточных семей.

Наряду с крестьянскими домами в де­ревне Васильево находится несколько хо­зяйственных построек. У дома Сергина рас­положен амбар Абрамовой из дерев­ни Великая Нива, который был построен предположительно в конце XVIII — начале XIX века и интересен как тип небольших хо­зяйственных сооружений, традиционный для народного деревянного зодчества. Амбар однокамерный, двухэтажный с внутрен­ней лестницей, без предмостья. Амбар руб­лен «в обло» и покрыт двускатной крышей безгвоздевой конструкции. Слеги кровли врублены в каждый самец фронтонов. Это наиболее архаичная деталь постройки. Сте­ны первого этажа изнутри гладко отесаны со скруглениями углов. В стены врублены сусе­ки. Перевезен на остров Кижи и восстанов­лен по проекту В. И. Викулина в 1978 году. От старой деревни Васильево конца XIX века сохранилось всего два дома. Они принадлежали двум семьям Васильевых.

Рисунок 2.22 - Дом Васильева

Рисунок 2.23 - Дом Васильева

Самым большим и внушительным домом деревни был «большой» дом зажиточно­го крестьянина Васильева, постро­енный в конце XIX века. Семья Васильевых состояла из 6 человек: хозяина Федора Алексеевича, хозяйки Марии Егоровны, деда Алексея, сына Егора и двух дочерей: Марии и Анны. Хозяйство было одним из самых богатых в деревне: держали 3–4 ко­ровы, 2 лошади, имели несколько лодок, хлебный и рыбный амбары, ригу. Наряду с земледелием семья активно занималась рыболовством. Промышляли только цен­ную крупную рыбу — судака, лосося, палию, форель. Пойманной рыбой торговали. По­сле 1917 года крестьяне продолжали вести патриархальное хозяйство, использовали наемный труд. В 1937 году хозяин дома Ф. А. Васильев вместе с женой были раску­лачены и высланы с острова Кижи. В 1988–89 годах дом отреставрирован по проекту И. Шургина. В настоящее время в доме рас­полагаются административные помещения музея «Кижи».

Дом Васильева представляет собой тра­диционное жилье заонежского крестьянина конца XIX века. Тип дома — «брус». Жилая и хозяйственная части дома покрыты дву­скатной крышей с удлиненным скатом над расширенной частью сарая. Двухэтажная жилая часть представляет собой пятистенок с продольным перерубом. На каждом этаже расположено по два помещения: изба и горница. В сенях первого и второго этажей у се­верной стены находятся кладовые. На лице­вой западный фасад первого и второго эта­жей выходят по три окна горницы и по три окна избы. На чердаке располагается светел­ка. Вход в дом находится на южном фасаде. В дом ведет одномаршевое крыльцо-гале­рея, перекрытое односкатной кровлей.

Рядом с историческими постройками деревни Васильево расположены два до­ма, перевезенные на остров Кижи из дру­гих деревень. Это дом Сергеевой из деревни Липовицы и дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка.

Дом Сергеевой перевезен в Кижи в 1974 году (реставрация произведена по проекту Т. И. Вахрамеевой). Постройка дома относится к XIX веку. Он установлен на некотором расстоянии от большого до­ма Васильевых и главным фасадом обра­щен на озеро. Это традиционный тип кре­стьянского жилища — «брус». Жилая часть поднята на высокий подклет и объединяет две избы, горницу, кладовые и светелку на чердаке. В двухэтажной хозяйственной половине — двор с хлевами и сарай. Дом срублен «в обло» и покрыт двускатной безгвоздевой крышей. Однако от обыч­ных домов-«брусов» его отличает нали­чие типичного для Заонежья гульбища, опоясывающего жилую часть. Оживляет архитектуру дома высокое, легкое крыль­цо, нарядное убранство наличников и бо­гато оформленный, с тройными арочками и резными столбиками, балкон.

Рисунок 2.24 - Дом Сергеевой из д. Липовицы

Рисунок 2.25 - Дом Сергеевой из д. Липовицы

Дом Кондратьевой из деревни Верхняя Путка (Шуньга) построен в 80-е го­ды XIX века крестьянином-бедняком Ники­той Алексеевичем Пятнициным — первым хозяином дома. Последней владелицей до­ма была Анастасия Алексеевна Кондратьева. В 1977 году дом был перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Л. Н. Салмина. Дом Кондратьевой также относится к типу «брус», однако он намного меньше, проще и скромнее дома Сергеева. Дом одноэтаж­ный, жилая часть стоит на невысоком подклете. Три окна избы выходят на главный фасад здания. В сени ведет крыльцо, при­мыкающее к дому с южной стороны. Крыль­цо одновсходное, на столбах без навеса над площадкой. Крыша над домом безгвозде­вая, причем над жилым помещением -вальмовая, т. е. имеет смешанную слеговую и стропильную конструкцию. Дом Кондрать­евой лишен всяких декоративных деталей. Простота и скромность облика дома про­диктованы соображениями экономии — хо­зяин дома был одним из беднейших жите­лей деревни.

Рисунок 2.26 - Дом Кондратьевой из д. Верхняя Путка: Западный фасад

Остальные хозяйственные постройки деревни Васильево расположены на бере­гу озера в ее северной части.

Амбар Куз­нецова из деревни Пегрема был по­строен в конце XIX века. Представляет со­бой двойной одноярусный хлебный амбар с галереей и входами на боковом фасаде. Строение имеет вид прямоугольного в пла­не сруба с поперечным перерубом. Бревна в углах сопряжены традиционным спосо­бом — «в обло». На выпусках фронтонных стен установлено предмостье с тремя сту­пенями. Навес галереи опирается на выпуски бревен и три столба. Амбар перевезен на остров Кижи и восстановлен по проекту Д. А. Каурова в 1979 году.

Рисунок 2.27 - Амбар Кузнецова из д. Пегрема

Амбар Мамонтовой из деревни Ламбасручей датируется концом XIX века. Перевезен в 1976 году. Это двухъярус­ный хлебный амбар с галереей перед вхо­дом. Построен в виде клети, почти квадрат­ной в плане. Навес опирается на выпуски бревен торцевых стен. Кровля — двускатная гвоздевая. Для сообщения между ярусами устроена внутренняя лестница.

Рисунок 2.28 - Амбар из д. Ламбасручей

Наряду с амбарами в этой части деревни поставлен макет бани. Баня выполнена по обмерным чертежам А. В. Ополовникова и полностью повторяет баню из деревни Усть-Яндома, датируемую концом XIX века. Она представляет собой в плане пятистенок с по­перечным перерубом. Крыша двускатная, тесовая, по «курицам и потокам». В бане на­ходятся печь-каменка, лавки для мытья и полог. Помещение предбанника без по­толка. В стены предбанника врублены друг против друга две скамейки. Напротив вход­ной двери в стене сделано несколько дере­вянных штырей — «вешал» для одежды. Над длинной скамьей бани в торцовые стены врублен брус — грядка для просушки белья. Стены в самой бане и предбаннике не стеса­ны. Пол и потолок сработаны из простых плах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.