Сделай Сам Свою Работу на 5

Словарь архитектурных терминов





Молодежный межвузовский коллектив Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета

http://ruidea.org/

 

 

Строительная культура русского Севера


Оглавление

Введение. 4

Словарь архитектурных терминов. 6

1. История острова Кижи. 25

2. Крестьянский мир и крестьянская усадьба. 31

2.1. Крестьянский мир и плотницкая артель. 31

2.2. Деревни острова Кижи. 35

2.2.1. Деревня Ямка. 36

2.2.2. Деревня Васильево. 55

3. Усадьба заонежского крестьянина. 65

2.3.1. Дом Ошевнева. 65

2.3.2. Дом Сергина из д. Мунозера. 76

2.3.3. Заонежские «бесёды». 82

2.3.4. Хозяйственная жизнь заонежской семьи. 84

4. Культовые постройки на о. Кижи. 86

4.1. Преображенская церковь. 86

4.2. Покровская церковь. 90

4.3. Шатровая колокольня. 93

4.4. Церковь Воскрешения Лазаря. 96

4.5. Часовня Михаила Архангела. 97

5. Особенности технологии традиционного деревянного домостроения. 99

5.1. Заготовка древесины и общие аспекты технологии проведения строительных работ 99

5.2. Возведение сруба. 103

4.2.1. Возведение первого венца. 105

4.2.2. Рубка стен «в обло». 105

4.2.3. Рубка стен «в лапу». 110

4.2.4. Другие виды врубок. 112

4.2.5. Возведение стен. 114

5.3. Устройство кровли. 116



5.4. Устройство пола. 123

5.5. Устройство окон и дверей. 126

5.6. Крыльцо и гульбище. 131

5.7. Внешняя отделка. 134

6. Реставрация и сохранение памятников культурного наследия. 137

6.1. Реставрация Преображенской церкви. 137

6.2. Содержание и реставрация памятников архитектуры.. 140

Заключение. 145

Источники. 146


Введение

C 13 по 18 июля 2010 года молодежный межвузовский коллектив Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ – ЛИСИ) совместно с преподавателями и студентами приняли участие в образовательном проекте музея-заповедника «Кижи» — «Летний университет на о. Кижи». Тема проекта: «Строительная культура Русского Севера».

По прибытию коллектива в республику Карелия, природа северного края встретила участников проекта жаркой погодой, крайне редкой в этих краях.
За 6 дней специалисты и научные сотрудники музея рассказали гостям из Петербурга о историческом развитии данной территории, о традиционных методах строительства деревянных домов, культуре и быте Заонежья, о современных методах защиты древесины и многом другом. Были проведены следующие лекции и экскурсии:



1. Лекция «Крестьянский мир и плотницкая артель» Светлана Васильевна Воробьева, начальник отдела истории и этнографии
2. Экскурсия «Исторические деревни о. Кижи: деревня Ямка» Светлана Алексеевна Митрукова, нач. отдела музейной педагогики, куратор проекта «Летний университет на о. Кижи»
3. Обзорная экскурсия «Материальная и духовная культура русских Заонежья. Специфика музеев под открытым небом». Знакомство с программой «Ожившая экспозиция» (Заонежский сектор) Наталья Михайловна Мельникова, ученый секретарь музея-заповедника «Кижи»
4. Практическое занятие «Конструктивные особенности деревянных зданий. Способы и методы сохранения памятников (выставка «Плотницкое искусство Русского Севера») Александр Юрьевич Любимцев, главный хранитель недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи»
5. Экскурсия «Часовни Кижского ожерелья» (на катере вокруг о. Кижи)
6. Экскурсия «Материальная и духовная культура русских Пудожья» (Пудожский сектор), С.А. Митрукова
7. Занятие «Традиционная карельская усадьба. Объемно-планировочное решение и декоративное убранство дома карельского крестьянина» (дом Яковлева) Людмила Викторовна Трифонова, ст. н.с. отдела истории и этнографии
8. Лекция выставка «Заонежская беседа. Знакомство с фольклорно-этнографическим театром музея-заповедника «Кижи» Жанна Владимировна Гвоздева, зав. сектором ФЭТ
9. Занятие «Заонежская баня: архитектурно-конструктивные особенности, обряды и обычаи» С.А. Митрукова
10. Занятие «Плотницкие инструменты из коллекции «Металл» фондового собрания музея-заповедника «Кижи» Людмила Михайловна Попова, хранитель коллекции «Металл»
11. Экскурсия «Исторические деревни о. Кижи: деревня Васильево» С.А. Митрукова
12. Занятие «Плотницкие традиции в сохранении памятников. Знакомство с Плотницким центром музея-заповедника «Кижи» Андрей Львович Ковальчук, начальник Плотницкого центра
13. Занятие «Особенности сельского хозяйства в Заонежье. Хозяйственные постройки, малые архитектурные формы» Олег Александрович Скобелев, ст.н. сотрудник отдела истории и этнографии
14. Лекция «Биологические разрушители деревянных построек» «Система мониторинга памятников деревянного зодчества» Маргарита Васильевна Кистерная, ст.н. сотрудник отдела сохранения недвижимых памятников
15. Лекция «Приборы и оборудование для мониторинга памятников деревянного зодчества» Виктор Александрович Козлов, к.б.н., ст.н.с. Института леса КарНЦ РАН



На практических занятиях силами студентов и аспирантов СПбГАСУ был проведен обмер памятника деревянного зодчества «Дом Березкиной» 1925 года постройки. Данная работа послужит основой для составления трехмерной модели сооружения, которая в свою очередь войдет в электронный ресурс дистанционного обучения студентов «Деревянное строительство».

За время пребывания на онежской земле коллектив СПбГАСУ установил дружеские связи с сотрудниками музея и договорились о дальнейшем сотрудничестве в сфере деревянного домостроения.

От имени коллектива сотрудникам музея было высказано пожелание о создании условий для подготовки плотников-преподавателей, для возрождения традиций деревянного домостроения с целью тиражирования опыта на всей территории России и мира. Так же было отмечено, что для решения жилищной проблемы в масштабах всей страны, которая позволила бы создать условия для развития творческого потенциала каждого жителя и решения демографической проблемы, необходимо объединить усилия в области проработки индустриального производства деревянных рубленых домов с учетом опыта наших предков, который изучают и развивают специалисты музея-заповедника «Кижи».


Словарь архитектурных терминов

Балкон - выступающая из стены и ограждённая решёткой (балюстрадой, парапетом) площадка на консольных балках на фасаде или в интерьере. Баллюстрада - поручни, перила, ажурная ограда, состоящая из балясин между постаментами. Балясина - фигурная стойка, подпирающая поручень у балконов, лестниц, гульбищ и т.п.
Безгвоздевая крыша - крыша, крытая тёсом, который кладут не на наклонные стропила, а на горизонтальные слеги, концы продольных слег вырублены в самцы, поэтому крыша называется самцовой (см. Самцовая крыша, Слеги). Конструкция безгвоздевой кровли по потокам и курицам: 1 – тесовая кровля; 2 – охлупень; 3 – слеги; 4 – причелина; 5 – самцы; 6, 7 – окна; 8 – водотечник; 9 – курица
Бочка - разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом.
Брус — распространенный тип крестьянского дома, в котором хозяйственные помещения группируются по одной оси с жилыми; в плане имеет вид прямоугольника.
Венец - горизонтальный ряд брёвен в срубе, состыкованный в углах вырубками.
Взвоз - поветь, наклонный помост для подъёма на второй этаж хозяйственного двора избы.
Волюты - украшение верха наличников в виде завитков.
Воронцы - длинные полки вдоль стен по всей избе, от печи.
Восьмерик — сруб, имеющий восемь стен-граней.
Выпуски - концы брёвен, выпущенные из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли, крыльцо, галерею и т.д.
Глаголь — тип крестьянского дома, в котором хозяйственные помещения поставлены под прямым углом к жилой части; в плане имеет вид буквы «Г».
Горница - парадная комната в избе, не отапливаемая.
Гульбище — висячая галерея, опоясывающая с трех сторон избы и, реже, культовые постройки.
Домовая резьба - 1) любые украшения на архитектурных деталях деревянных строений; 2) любые виды резьбы по дереву и сопутствующей обработки, которые предназначены для благоустройства дома и домашнего быта.
Дымник — фигурно обработанное навершие дымницы.
Дымница — дощатая труба для выведения дыма из курной избы.
Клеть - крытый прямоугольный деревянный сруб, основа прочих конструкций, простейший сруб, состоящий из четырех стен.
Кокора - срубленный ствол дерева с ответвлением корки в виде крюка (см. также курица).
Кольцо замковое - венчающая деталь висящего потолка, "неба". (см "небо")
Коневая слега - слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)  
Конёк (князёк) - верхний стык двух скатов кровли.
Коник - деревянная резная деталь русской печи.
Косоур - один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы. Лестница 1 - косоур; 2 - опорный брус; 3 - дополнительный косоур с вырезами для проступей; 4 - подкос на клею; 5 - декоративный боковой валик; 6 - декоративный поясок; 7 - проступь; 8 - подступенок
Костёр - пирамидальный сруб, сделанный "в режь".  
Косящатое окно — окно, коробка которого образована брусами-косяками.
Кошель - тип избы квадратной формы с асимметричным боковым фасадом, так как конёк кровли проходит только по жилой части.
Красный тес — верхний ряд кровельного теса, концы которого обработаны в виде усеченных пик.
Крыльцо висячее - крыльцо, которое опирается не на столбы, а на выпуски. (см. Выпуски)
Куб - кубоватый верх, покрытие четверика (см. верх, четверик).
Курица — деталь безгвоздевой кровли; жердь с закорючиной на конце, кокора, укреплённая в слегах самцовой крыши и несущая поток (см. кокора, самцовая крыша, поток).
Лапа - рубка "в лапу", соединение брёвен в углах, когда концы брёвен не выходят за пределы стены.
Лемех — деревянная черепица, чаще осиновая, для покрытия криволинейных кровель  
Матица - 1) балка - прогон, на который опирается накат; основная несущая балка, деревянное перекрытие; главная балка, несущая потолок; 2) бревно квадратного сечения, опирающееся концами в центре торцовых стен хаты. Конструктивные элементы каркаса крыши: 1 — матица; 2 — стропильная нога; 3 — затяжка; 4 — стойка; 5 — подкос; 6 — обрешетка
Наличник -декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок.
Обло, в обло — вид соединения бревен в углах, при котором образующиеся выпуски выходят за пределы стен. Рубка углов стен «о обло» («в чашку»): А — простое соединение; Б — сложное соединение с потайным шипом
Обшивка - широко используется для внешней отделки. В зависимости от материала (доски, рейки) и от способа соединения (внахлёстку, в четверть, в накрой) получают различный рисунок.
Окно волоковое - небольшое окно, которое закрывалось ("заволакивалось") изнутри задвижной доской.
Окно красное (окно косящатое) - окно, которое обрамляют гладкие косяки, соединённые "в ус" (см. Ус).
Окно слуховое - чердачное окно.
Остаток - рубка "с остатком", то же, что рубка "в обло" (см. Обло). Рубка углов стен «о обло» («в чашку»): А — простое соединение; Б — сложное соединение с потайным шипом
Охлупень - выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой (см. Конёк, Шелом). Конструкция безгвоздевой кровли по потокам и курицам: 1 – тесовая кровля; 2 – охлупень; 3 – слеги; 4 – причелина; 5 – самцы; 6, 7 – окна; 8 – водотечник; 9 – курица
Печной столб — брус, устанавливаемый вертикально близ печи и служащий для укрепления воронцов.
Пластина - тоже, что и Плаха.
Плаха — бревно, расколотое по длине на две части.
Повал - постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз.
Поветь - второй этаж хозяйственной постройки.
Подзоры - резные доски для украшения ската кровель, крыльца и прочих конструкций в избе.
Подклеть - нижний этаж деревянной постройки, обычно хозяйственная часть.
Полица - нижняя часть кровли, более пологая по отношению к остальной кровле.
Полок - (в бане) ступенчатый настил для парения. 1 - верхний полок, 2 - поручень, 3 - перекладина для ног, 4 - средний полок, 5 - нижний напольный полок.
Полотенце — резная деталь фронтона, закрывающая торцы слег и стык причелин.
Помочи - то же, что Выпуски
Портал - главный дверной проём.  
Поток - деталь безгвоздевой кровли, необходимая для закрепления нижних концов кровельного теса; имеет вид желоба.
Прируб - более низкая составная часть здания, дополнительный сруб, непосредственно связанный с основным помещением.
Причелины - резная доска для закрытия наружных торцов слег под кровлей, служит декоративным украшением (см. Слеги).
Режь - рубка "в режь", соединение брёвен, когда они уложены не плотно, но соединяются только в углах.
Рундук - верхняя площадка крыльца.
Ряж - опора под сооружение в виде клети (см. Клеть)
Самцовая крыша - то же, что Безгвоздевая крыша.  
Самцы - поперечные стены сруба относительно крыши. Дом с двускатной самцовой конструкцией: 1 - самцы; 2 - шелом; 3 - причелина; 4 - слеги; 5 - поток; 6 -курица
Светёлка - неотапливаемая комната в верхней части избы.
Слеги - горизонтальные жерди или бревна, служащие основанием крыши. Дом с двускатной самцовой конструкцией: 1 - самцы; 2 - шелом; 3 - причелина; 4 - слеги; 5 - поток; 6 -курица
Ставни - деревянные затворы на окнах, в сочетании с оформлением наличников и другими элементами придают всему дому нарядность, определённый стиль и колорит.
Тетива - то же, что Косоур.
Трапезная - закрытая галерея, или клеть, непосредственно примыкающая к церковному помещению.
Ус - рубка "в ус", соединение под углом.
Фронтон - верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.
Фронтончики - остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.
Чаша, в чашу - см. обло Рубка углов стен «о обло» («в чашу»): А — простое соединение; Б — сложное соединение с потайным шипом
Четверик - клеть, прямоугольный сруб, имеющий четыре стены.
Шатер, шатровое покрытие — вид кровли, имеющий ярко выраженный пирамидальный силуэт.
Шелом — см. охлупень. Конструкция безгвоздевой кровли по потокам и курицам: 1 – тесовая кровля; 2 – охлупень; 3 – слеги; 4 – причелина; 5 – самцы; 6, 7 – окна; 8 – водотечник; 9 – курица
Шип, в шип (в лапу) - способ соединения бревен в срубе, при котором по углам не делается выпусков (в отличие от способа «в обло»). Врубкашипом: а) квадратным; б) продолговатым.
Щипец - тоже, что Самец, Фронтон.

«Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом,
И каждый со своим лицом»

В.Федотов

«Народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных».

М. Горький

История острова Кижи

История острова Кижи уходит в глубо­кую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они начали осваивать северные края, заселенные прибалтийско-финскими племенами корелой и весью. Напоминани­ем о карельских поселениях явля­ются сохранившиеся до настоящего време­ни названия соседних с островом Кижи де­ревень: Корба, Кургеницы, Конда, Лахта и др. На протяжении многих столетий на землях Карелии формировался своеобраз­ный сплав финской и славянской культуры. Возникновение Кижского архи­тектурного ансамбля в Заонежье - явление не случайное. Оно было обусловлено вы­соким духовным потенциалом двух разных культур. Это нашло отражение в самобыт­ности местного заонежского диалекта с яв­но выраженным влиянием особенностей финской речи; отразилось в созда­нии ярких образцов церквей и часовен. Даже в русских былинах, записанных со­бирателями в Кижской волости во второй половине XIX века, музыковеды отмеча­ют наличие особого напева так называе­мой вепсской мелострофы, которая также свидетельствует о глубоком взаимопро­никновении двух разноязычных культур.

Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения. Первый производит название Кижи от ка­рельского слова «кижат» - «игрища». Воз­можно, в древности на острове находи­лось языческое святилище, где устраива­лись ритуальные жертвоприношения, сопровождаемые обрядовыми песнями и плясками. Второе, более простое объяс­нение, связано с карельским «кииджи» - «водный мох». Такой мох в округе растет только на болоте в центральной части ост­рова Кижи и, в прошлом, широко исполь­зовался местными крестьянами для утеп­ления срубных построек.

Рисунок 1.1 - Аэросъемка ансамбля Кижского погоста

Рисунок 1.2 - Вид на остров с высоты птичьего полета

Рисунок 1.3 - Вид на остров с высоты птичьего полета

Рисунок 1.4- Вид на остров с высоты птичьего полета

Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгоро­да - крупного политического, экономиче­ского и культурного центра северных сла­вян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. Земли окрестностей острова Кижи находились во владении восьми новгородских бояр (в том числе знаменитой Марфы Борецкой). В 1478 году все новгородские владе­ния вошли в состав набравшего силу Мос­ковского государства. Новые московские земли делились на пять провинций-«пятин», в состав которых входили округа-«погосты».

Земли острова Кижи и его ближай­ших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория кото­рого охватывала южную часть Заонеж­ского полуострова, включая Уницкую Губу Онежского озера. После присоединения новгородских земель к Москве было сде­лано их описание и составлены так назы­ваемые «Писцовые книги». «Погост в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние до­кументы не сохранились.

Рисунок 1.5 - Схема расположения основных памятников архитектуры

Рисунок 1.6 - Схема расположения основных памятников архитектуры

Согласно писцовой книге 1582 года, в Кижском погосте было отмечено 115 де­ревень живущих и 88 запустевших, т.е. переставших существовать по разным причи­нам. На острове Кижи в это время сущест­вовало 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В той же писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и кижские храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы». Однако эти храмы не сохра­нились. Современные церкви Кижского погоста возведены на месте прежних церк­вей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы.

В XVI веке в окрестностях острова Кижи кроме главных погостских церквей су­ществовали еще две приходских церкви (в одной из деревень в Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал). В непо­средственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, распола­гался Клименецкий монастырь, основан­ный в XVI веке. Постепенно, по мере воз­никновения новых деревень, образовыва­лись новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века на территории Спасо-Кижского погоста было уже 12 при­ходских храмов.

В XVIII веке, после упразднения погос­тов[1] как территориальных единиц, из бли­жайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводско­го уезда Олонецкой губернии.

На террито­рии волости существовало несколько цер­ковных приходов, самым древним из которых был Кижский приход.

В конце XIX века Кижская волость зна­чительно сократилась по территории и со­стояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам се­веро-западного берега Климецкого остро­ва, вдоль берега материковой части, на ос­тровах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Тер­ритория церковного прихода совпадала в это время с административными грани­цами Кижской волости.

К середине XX века в кижской округе сохранилось только 17 деревень, в том чис­ле две деревни (Ямка и Васильево) на ост­рове Кижи.

Современный вид ансамбль кижских церквей приобрел не сразу. Его формиро­вание происходило постепенно, на протя­жении двух столетий (с конца XVII до вто­рой половины XIX века). Знаменитый ар­хитектурный комплекс состоит из 22-главой Преображенской (летней), 10-главой Покровской (зимней) церквей и колоколь­ни. Вокруг церквей, отделяя церковную землю с кладбищем от крестьянских по­лей, на каменном основании возведена бревенчатая ограда. В настоящее время уникальный комплекс представляет един­ственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Приходские храмы на острове Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общ­ности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальны­ми, родственными узами. Строительство и ремонт церквей велись на средства и ста­раниями кижских прихожан - землепаш­цев. Крестьянский мир нанимал артель плотников, следил за добропорядочнос­тью мастеров и в нужное время помогал им рабочей силой. Богатые и бедные жите­ли деревень постоянно жертвовали на свои храмы, тем самым поддерживая их великолепие. По большим церковным праздникам к храму со всей окру­ги съезжались на лодках люди. Церковный приход на острове Кижи просуществовал до 1937 года. Лишь в 1994 году после более чем 50-летнего перерыва службы в По­кровской церкви Спасо-Кижского погоста были возобновлены.

В 1990 году ансамбль Кижского пого­ста был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. С 1993 года музей «Кижи» на­ходится в Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.