Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ





 

I. КЛАССИФИКАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ХУДОЖЕСТ-ВЕННЫЙ

II. КЛАССИФИКАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ФОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

 


2.4. ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

В СОПОСТАВЛЕНИИ СО «СТРОГИМИ» СТИЛЯМИ

 

Обиходно-разговорный стиль «Строгие стили» (официально-деловой, научный)
  1.Первичная форма бытования языка и речевого поведения.   2. Не связан со спецификой профессиональной деятельности человека.   3. Преобладает устная диалогическая форма общения   4. Характерна непосредственная контактность и синхронность общения участников речевого акта   5. На интуитивно-подражательной основе осваивается в раннем детстве и не регламентируется особыми учебниками, не требует специального изучения.   6. Требует минимум забот о языковом оформлении речи. Свобода субъекта речи ограничена лишь правилами речевого этикета   7. Конкретно-предметный тип мышления и чаще всего конкретный характер содержания.   8. Даже при передаче значительного объёма информации содержание, как правило, носит поверхностный характер 9. Наряду с содержательной информацией всегда передаётся и эмоциональная, субъективно-оценочная информация.   10. При передаче информации велика роль паралингвистических средств: позы, жестов, мимики и др.   1-2.Сформировались на базе отдельных сфер социальной коммуникации. Непосредственным образом связаны с профессиональной и социальной деятельностью человека.   3. Преобладает письменная монологическая форма общения   4. Непосредственная контактность и синхронность общения участников речевого акта не является обязательной   5. Их освоение и применение в речевой практике требует специальных знаний, сознательного обучения определённым умениям и навыкам.   6. В выборе и использовании языковых средств субъект речи руководствуется языковыми, стилистическими и этикетными нормами   7. Абстрактный тип мышления (научный стиль), конкретный (официально-деловой стиль). Обобщённый характер содержания   8. Содержание (при разном объёме информации) носит исчерпывающий характер     9. Эмоциональная и субъективно-оценоч-ная информация или присутствует минимально, или (в зависимости от жанра) отсутствует вовсе   10. Роль паралингвистических средств даже в устной форме речи незначительна  

 






3. КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РЕЧИ

3.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ

КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ - это сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств,

в которых протекает речевое общение; положение дел, сопровождающее коммуникацию

 

Компонент коммуникативной ситуации Характеристика компонента
  Характеристика участников речевого взаимодействия ♦ Количественная характеристика адресата и характер общения: межличностное, групповое, массовое ♦ Формальные характеристики субъекта речи и адресата (их постоянные и переменные роли) ♦ Виды общения[1] (официальное или неофициальное) ♦ Эмоционально-волевые отношения между участниками речевого взаимодействия
Внешние обстоятельства речевого взаимодействия ♦ место, время и продолжительность общения ♦ наличие или отсутствие дистанции в общении (контактное или дистантное общение) ♦ приватность или публичность общения
Внутренние факторы речевого взаимодействия ♦ Мотивы и потребности каждого из участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативные установки участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативная стратегия и тактика, избираемые участниками речевого взаимодействия

 



3.2. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Качества речи Отражают соотношение Смысл качества речи
  ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧЬ – ЯЗЫК Соответствие языковой норме  
  СОДЕРЖАТЕЛЬ- НОСТЬ РЕЧЬ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЬ - АДРЕСАТ Выражение в речи новой и актуальной для адресата информации
  ТОЧНОСТЬ РЕЧЬ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ Предметная: соответствие содержания речи отображаемому фрагменту (фрагментам) внеязыковой действительности (знание действительности). Понятийная: соответствие семантики компонентов речи содержанию и объёму выражаемых ими понятий (знание языка)
  ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ Соответствие законам и правилам логики; отсюда - отсутствие противоречивости в предложении и тексте
  ЧИСТОТА РЕЧЬ - НРАВСТВЕННОСТЬ РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ Отсутствие диалектизмов, жаргонизмов, слов-заполнителей пауз, грубых и бранных слов и выражений
  ЛАКОНИЗМ РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ РЕЧЬ – СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ Краткое и чёткое речевое оформление содержания, заключающее в себе только необходимое для уяснения предмета речи
  ВЫРАЗИТЕЛЬ-НОСТЬ РЕЧЬ – ЭСТЕТИКА РЕЧЬ - АДРЕСАТ Воздействие в равной степени как на интеллектуальную, так и на эмоциональную область сознания; отсюда – способность поддерживать внимание и интерес адресата
  БОГАТСТВО РЕЧЬ – ЯЗЫКОВАЯ комПЕТЕНТНОСТЬ СУБЪЕКТА РЕЧИ Использование разнообразных языковых средств; знание и употребление синонимических возможностей языка
  УМЕСТНОСТЬ   РЕЧЬ – АДРЕСАТ РЕЧЬ – СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ   Соответствие содержания и формы предмету речи, коммуникативной цели и коммуникативной ситуации

3.3. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

КАК КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ КРИТЕРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

 

    ОБИХОДНО- РАЗГОВОРНЫЙ   ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ   НАУЧНЫЙ   ПУБЛИЦИС- ТИЧЕСКИЙ  
  ПРАВИЛЬНОСТЬ
  ТОЧНОСТЬ
  ЛОГИЧНОСТЬ
  ЧИСТОТА
  ЛАКОНИЗМ
  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
  БОГАТСТВО

Примечание: качество присуще данному стилю;

качество не присуще данному стилю;

качество проявляется непоследовательно (в зависимости от жанра)


4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

 

4.1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

  Сфера функционирования и типовая ситуация общения Управление, право, делопроизводство  
Функция речи   Сообщение и воздействие  
Тип содержания и предмет речи (тема) Содержание обобщённое Тема - нормы, устанавливающие и регулирующие отношения между субъектами в обществе, государстве, учреждении, на предприятии
Коммуникативная цель Регулирование межгосударственных, социальных, служебных, деловых и личных отношений
Стилеобразующие признаки Стандартность средств выражения Точность, не допускающая инотолкования Безлично-объективная тональность текста
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ▪Специальная терминология (юридическая, дипломатическая, экономическая, канцелярская), в том числе составные наименования ▪Сложные и сложносокращённые слова, в том числе аббревиатуры ▪ Употребление слов премущественно в прямом лексическом значении ▪Абстрактная лексика, в первую очередь отглагольные существительные ▪Именные части речи преобладают над глаголами ▪Специфические способы номинациисубъектов правовых, служебных и т. д. отношений типа лицо, договаривающиеся стороны, истец и др. ▪Синтаксические цепочки существительных в форме родительного падежа ▪Сказуемые, выраженныеглагольными словосочетаниями типа оказать содействие, претерпеть преобразования и т.п. ▪Преобладают простые двусоставные полные предложения с прямым порядком слов ▪Предложения, осложнённые однородными и обособленными членами предложения ▪Страдательные (пассивные) синтаксические конструкции ▪Отымённые производные предлоги типа во избежание, в целях и т. д. ▪Ограниченное употребление существительных женского рода при обозначении профессии, должности, рода деятельности и т.д. человека ▪Ограниченное употребление местоимений и глагольных форм 1-го и 2-го лица ▪Недопустимо употребление эмоционально окрашенной, экспрессивной и иностилевой лексики ▪Ограниченное употребление односоставных предложений (кроме безличных и инфинитивных) ▪Не используются сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели, условия, уступительными ▪Практически не употребляются конструкции с прямой речью, цитирование  
Форма бытования Преимущественно письменная
     

4.1.1. ПОДСТИЛИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Название Частные разновидности Типичные жанры
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СОБСТВЕННО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СУДЕБНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ   Закон, указ, постановление иск, протокол, приговор
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ Договор, соглашение, нота коммюнике, конвенция
АДМИНИСТРАТИВНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОБИХОДНО-ДЕЛОВОЙ Трудовое соглашение, акт, приказ, деловое письмо

 

4.1.2. ЖАНРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОДСТИЛЯ

 

Форма речи Коммуникативная цель
ПРЕДПИСАНИЕ ХОДАТАЙСТВО ИНФОРМИРОВАНИЕ
  П   И   С   Ь   М   Е   Н   Н   А   Я   У С Т Н А Я   · Договор · Должностная инструкция · Контракт · Постановление · Представление · Приказ · Распоряжение · Решение · Устав · Трудовое соглашение · Факс или телеграмма директивного характера · Циркуляр   · Заявка · Заявление · Исковое заявление · Объяснительная записка · Рекомендательное письмо · Служебное письмо, · Петиция · Факс и телеграмма, содержащие ходатайство   · Автобиография · Личный листок по учёту кадров · Резюме · Докладная записка · Акт · Страховой полис · Коммерческое письмо · Банковские документы: платёжное поручение, чек и др. · Бухгалтерская документация: счёт, ордер, квитанция и др. · Товаросопроводительная до-кументация: накладная, сертификат соответствия / происхождения и др.
  · Распоряжение, передаваемое непосредственно или опосредованно – по телефону   · Речь-представление · Проведение аукциона · Деловое предложение · Просьба   · Доклад, выступление, прения на собрании, совещании · Коммерческие переговоры · Торги · Речь на приёме, презентации · Деловые телефонные разговоры

4.2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера функционирования и типовая ситуация общения   Научная деятельность, преподавание и обучение, популяризация научных знаний
Функция речи   Сообщение
Тип содержания и предмет речи (тема) Содержание абстрактное Тема - любое явление действительности, его сущность, свойства, связи, отношения
Коммуникативная цель Классификация и обобщение фактов и явлений Доказательство выдвинутых положений Выведение законов и закономерностей Сохранение информации о научных достижениях
Стилеобразующие признаки Объективность и точность Обезличенность информации Логичность, аргументированность
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ▪Научная терминология (общенаучная и узкоспециальная), в том числе составные наименования типа переменный ток, двигатель внутреннего сгорания ▪Абстрактная лексика и суффиксы, передающие это абстрактное значение типа -изм-, -аж-, -ист-, ость и т. д. ▪ Интернациональные корни типа авто-, био-, гидро- и т.д.; ▪ Заимствованные приставки (транснациональный, дезинтеграция и т.п.) ▪Преобладание существительных над глаголами ▪Наиболее употребительны существительные среднего рода ▪Форма единственного числа существительного имеет собирательное значение ▪Не используются личные местоимения Я и ТЫ. Вместо Я употребляется местоимение МЫ ▪Глагольная форма настоящего времени, как правило, имеет вневременное (абстрактное) значение ▪ Глаголы с ослабленным лексическим значением (является, служит и др.) ▪Качественные прилагательные чаще употребляются в краткой форме ▪Слова и предложения с разнообразными модальными значениями ▪ Характерен прямой порядок слов в предложении ▪Страдательные (пассивные) конструкции типа В работе рассматриваются… ▪Однородные члены предложения с обобщающими словами ▪Вводные слова ивыражения, подчёркивающие логику изложения или указывающие на источник сообщения: следует отметить, следовательно и др. ▪Преобладают сложные предложения разных типов, в том числе усложнённой структуры ▪ Словесно выражены условно-следственные и причинно-следственные отношения ▪Типичными способами выражения точки зрения являются цитаты, ссылки, сноски ▪Абзацное членение используется как важное средство логического членения текста
Форма бытования Преимущественно письменная
       

4.2.1. ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Название Основные жанры Частные разновидности, обусловленные объектом изучения
СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ (АКАДЕМИЧЕСКИЙ) Монография Статья теоретического или экспериментального характера ТОЧНЫЕ НАУКИ   ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ   НАУЧНО-ГУМАНИТАРНАЯ    
НАУЧНО- УЧЕБНЫЙ Учебник Курс лекций
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ Статья популяризаторского характера

4.2.2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ

 

Подстили Первичные жанры Вторичные жанры
СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ   Монография Диссертация Статья в журнале или сборнике Научный доклад Научное сообщение Научная дискуссия Дипломная работа   Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение Научная рецензия Тезисы Реферат
НАУЧНО- УЧЕБНЫЙ   Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации   Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике
НАУЧНО- ПОПУЛЯРНЫЙ Статья Очерк Заметка Повесть
НАУЧНО- СПРАВОЧНЫЙ* Энциклопедия Словарь Грамматика Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник

4.2.3. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

В СОПОСТАВЛЕНИИ С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ

Научные Производственно-технические
Сфера использования
Научная деятельность Преподавание и обучение Различные виды производства Преподавание и обучение
Коммуникативная цель
Классификация и обобщение фактов и явлений Сохранение информации о научных достижениях Описание технологических процессов Инструктирование
Адресат
Учёные Аспиранты, студенты Школьники Все интересующиеся определённой отраслью знания Обслуживающие и создающие технику Занятые в промышленности и сельском хозяйстве Ремесленники Домохозяйки
Характер содержания
Абстрактный Конкретный
Композиционно-речевые особенности
Используется генеритивный и информативный регистры Типы речи – описание и рассуждение Акцентированы причинно-следственные отношения Преобладает информативный и волюнтивный регистры Типы речи – описание и предписание Причинно-следственные отношения могут быть не выражены
Общие языковые черты
• Термины, в том числе составные наименования • Отглагольные существительные, обозначающие абстрактные свойства, признаки • Отглагольные существительные, обозначающие процесс и результат действия • Существительные, обозначающие конкретные предметы в собирательном значении • Слова с модальным лексическим значением • Качественные прилагательные в краткой форме • Глаголы с абстрактным лексическим значением • Простые предложения со значениями бытийности, тождества • Односоставные предложения с семантикой долженствования, необходимости
Особые языковые черты
• Преимущественное использование глагольных форм 3-го лица • Формы глагола настоящего времени во вневременном значении • Вводные слова и выражения, передающие логику развития мысли • Вводные слова и выражения, передающие точку зрения • Цитирование, ссылки, сноски как средства выражения чужой точки зрения • Многочленные сложные предложения с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной, сочинительной) • Местоимения и глагольные формы не только 3-го, но и 1-го и 2-го лица • Профессионализмы • Существительные, обозначающие инструменты, орудия труда • Глаголы со значением конкретного физического действия • Формы глагола настоящего времени в узуальном значении • Вводные слова и выражения, переда-ющие последовательность действий • Простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами

4.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

 

Сфера функционирования и типовая ситуация общения Общественно-политическая деятельность. Агитация и пропаганда
Функция речи Сообщения и воздействия
Тип содержания и предмет речи (тема) Конкретный, обобщенный и образный тип; Все явления общественной жизни в сфере политики, экономики, культуры, спорта, морали и др.
Коммуникативная цель Информирование Воздействие на актуальные общественно-политические процессы Формирование общественного мнения
Стилеобразующие признаки Тенденциозность, оценочность, полемичность Эмоциональность, призывность Сочетание стандартных и индивидуально-экспрессивных языковых средств
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ▪Использование как книжной, так и разговорной лексики ▪Термины из области политики, экономики и других отраслей знания ▪Фразеологизмы, в том числе их трансформация и переосмысление ▪Речевые стереотипы (газетизмы): духовный лидер, подрастающее поколение ▪Заимствования: иноязычные слова, старославянизмы, варваризмы ▪Разнообразные способы выражения оценки: авторской, чужой и неопределённо-обобщённой ▪Употребление слов в переносном, чаще в метафорическом значении, в том числе переосмысление терминологической лексики ▪Иноязычные приставки типа а-, анти-, архи-, гипер-, пост- и др. ▪Эмоционально-экспрессивные суффиксы типа –щин(а), -ик, -ищ(е) и др. ▪Сложные слова с первой частью все-, меж-, обще-, сверх- и т.п. ▪Побудительные предложения; глагольные формы повелительного наклонения ▪Формы простой и превосходной степени прилагательных и наречий ▪Употребление некоторых устаревших грамматических форм типа издревле, тщетный, сонмище и т.п. ▪Восклицательные и вопросительные предложения, в том числе риторический вопрос ▪Синтаксические разговорные средства: неполные и односоставные предложения, цепочки назывных предложений, сегментированные конструкции ▪Широкое использование прецедентных текстов, литературных и иных ремни-сценций ▪Употребление синтаксических фигур и тропов в качестве средств речевой изобразительности ▪Разнообразие типов заголовка, его особые функции
Форма бытования Письменная и устная

4.3.1. СФЕРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ)   ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА   разнообразные формы АГИТАЦИИ и ПРОПАГАНДы   ДОКУМЕН- ТАЛЬНЫЙ КИНЕМА- ТОГРАФ

4.3.2. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

 

Жанры Монологические Диалогические
ИНФОРМАЦИОННЫЕ   Заметка Отчёт Новость Репортаж Хроника     Интервью Пресс-конференция Интерактивный опрос Блиц-опрос  
АНАЛИТИЧЕСКИЕ   Корреспонденция Статья Обозрение (в т. ч. обзор писем) Открытое письмо Публицистический комментарий Рецензия   Беседа Интервью «Круглый стол» Диспут Дискуссия Полемика  
АГИТАЦИОННЫЕ   Брошюра Листовка Плакат Программное выступление общественного деятеля     Политические дебаты
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ   Очерк Зарисовка Памфлет Статья Фельетон Эссе Плакат Документально-публицистический фильм     Театрализованное представление    

 


[1] Безусловно, виды общения одновременно характеризуют и внешние обстоятельства общения

* Выделение в качестве подстиля является дискуссионным

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.