Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника проведения опроса





 

Что касается до изустных известий, оныя составляют конечно очень

хороший источник… Здесь все зависит от искусства спрашивать,

и от того, с какою проницательностью спрашивающий способен

входить в содержание ответов и судить о качестве оных.

К.Ф. Герман[2]

При опросе источником сведений являются опрашиваемые лица. В этой связи остро стоит вопрос достоверности собранных данных.

Среди причин и условий, приводящих к неудовлетворительному качеству полученной информации, немалое место занимают те из них, которые возникают в ходе осуществления самой процедуры опроса. Погрешности процедуры опроса можно разделить на три группы:

1) связанные с общими и внешними условиями проведения опроса;

2) связанные с личностью статистика, проводящего устный опрос (или, как его называют социологи, интервьюера);

3) связанные с личностью опрашиваемого (по терминологии социологов, респондента).

 

В первую из названных групп надо отнести погрешности, связанные с неудачным определением места наблюдения при опросах населения. Как правило, опрос осуществляется или дома, или на работе, или на улице. Реже он проходит в других местах (в театре, клубе и т.д.). Беседа на работе или на улице всегда несколько скована, ограничена во времени, что не может не сказываться на полноте и качестве ответов. Поэтому для получения более обстоятельной информации опрос лучше производить дома, где создается непринужденная обстановка.



Практика свидетельствует, что как дома, так и на работе в ходе опроса часто присутствуют так называемые «третьи лица». Эти невольные свидетели могут создать шутливую обстановку, тем самым побуждая опрашиваемого к несерьезным ответам. С другой стороны, сами опрашиваемые обращаются к присутствующим, что не может не влиять на качество ответов. Присутствие «третьих лиц» может повести и к прямому искажению ответов. Скажем, сведения отца или матери о школьных успехах детей, сообщенные в присутствии сослуживцев, скорее всего будут приукрашенными. Поэтому присутствие свидетелей при опросах весьма нежелательно. Лишь в редких случаях, например при установлении фактов покупок, других семейных расходов, наличия домашнего имущества, желательно участие членов семьи.



 

Далее надо назвать погрешности, связанные с неудачным выбором времени для непосредственного контакта интервьюера и респондента. Скажем, обращение к респонденту с вопросами сразу после утомительной работы, длительной командировки или в момент семейных торжеств отнюдь не способствует получению хороших ответов. То же самое надо сказать о слишком раннем или позднем времени суток, выбираемом для опроса.

 

Погрешности весьма возможны и при неблагоприятных внешних условиях, например, в нередко встречающихся ситуациях, когда единицы наблюдения расположены на местности в значительном отдалении друг от друга, а статистик не обеспечен удобным транспортом (особенно в сельской местности), опрос приходится производить в неприспособленных помещениях, например непосредственно у станка рабочего и т.д.

Вторая группа погрешностей процедуры опроса – это погрешности, связанные с личностью статистика-интервьюера. Русский статистик Ю.Э. Янсон отмечал: «Наблюдатель никогда не может стать в положение, совершенно индифферентное по отношению к наблюдаемому объекту». Поэтому в информации, собранной интервьюером, почти всегда содержится нечто привнесенное им.

Воздействие интервьюера на качество ответов респондента, в социологии известное под названием «эффект интервьюера», весьма многообразно.

Интервьюеры оказывают влияние на респондента прежде всего знанием дела, заинтересованным отношением к нему, энтузиазмом. Если интервьюер равнодушен к своему делу, проявляет профессиональную некомпетентность, то ждать хороших результатов от его общения с респондентами нельзя. С профессиональной компетентностью тесно связаны общая образованность и культура интервьюера, наличие которых весьма импонирует респондентам и положительно сказывается на качестве получаемой информации.



Немаловажен пол интервьюера. Как правило, женщине-интервьюеру удается получать более искренние ответы, особенно если дело касается некоторых демографических процессов (число абортов, детей и т.д.). Если интервьюер и респондент разнополы, то респондент имеет тенденцию приукрашивать свое положение. По мнению некоторых американских социологов, беседа наиболее эффективно проходит тогда, когда наблюдатель и наблюдаемый оба молоды и одинакового пола, наименее эффективна – если оба одинакового возраста и разного пола.

Влияние интервьюера на респондента оказывается весьма существенным, если первый лично заинтересован в тех или иных ответах. Например, какие-то из ответов могут подтверждать выдвинутую им гипотезу, поддерживать престиж или влиять на материальное и моральное его поощрение. В подобных случаях часто интервьюер неосознанно или осознанно пускает в ход внушающую силу такой постановки вопросов, которая подводит респондента к нужному для него ответу. Очевидно, что это влечет за собой погрешности в ответах.

Большое значение для получения хороших данных имеет манера поведения интервьюера. Он должен выказывать крайнюю благожелательность к респонденту, внимательнейшим образом выслушивать любые его ответы, обладать чувством меры и такта в течение всего времени общения с респондентом. Уважительное отношение статистика к респонденту вызывает ответную положительную реакцию. И наоборот, торопливость, нервозность и нетерпение, явно или неявно проявляемые в тоне беседы, в поведении интервьюера, могут привести к печальным результатам опроса с точки зрения их достоверности.

При анализе причин появления погрешностей нельзя сбрасывать со счетов и внешний вид интервьюера. Небрежность и неопрятность в одежде, неумеренность в следовании моде, косметические излишества (у женщин-интервьюеров) и т.п., как и шокирующая манера поведения интервьюера, не могут не влиять отрицательно на точность показателей, неизбежно ведут к их погрешностям.

Но интервьюер оказывает влияние на качество статистических показателей не только опосредованно, через воздействие на ответы опрашиваемого, но и непосредственно.

Возьмем ситуацию, когда интервьюер спешит и нервничает. Сами по себе торопливость и нервозность могут явиться следствием его утомленности, небрежности или нежелания работать в полную меру сил и возможностей. Независимо от их происхождения эти явления отрицательно влияют, с одной стороны, на качество ответов респондентов (о чем только что говорилось выше), с другой, – на восприятие ответов самим интервьюером, на качество записей ответов в соответствующие документы. Статистическая практика свидетельствует, что главным образом вследствие утомленности и халатного отношения интервьюера к делу появляются такие погрешности, как неясное написание цифр, элементарные описки, «перевертыши» (29 вместо 92, 435 вместо 345 и т.д.), пропуски, сдвиги строк (преимущественно при переписывании), неправильное суммирование и т.д.

Ответы респондента могут деформироваться при восприятии их интервьюером, когда у него в процессе продолжительного опыта сложились некоторые стереотипы в представлениях о данном предмете. В этих случаях интервьюер может записать не то, что слышит, а то, что ждет и желает услышать (феномен «избирательного» слушания), может приписать респонденту свои мысли и чувства. Названное свойство интервьюера, связанное с его практическим опытом и прочно сформировавшимися воззрениями, особенно неблагоприятно сказывается на восприятии им информации, если сочетается с торопливостью. Это тот случай, когда эффект одновременно действующих факторов дает не простую их сумму, а сумму, усиленную эффектом их взаимодействия.

На качестве восприятия и записей могут сказаться личные интересы интервьюера. Когда он слышит не очень определенный ответ, то имеющаяся у него тенденциозность, объясняющаяся личной заинтересованностью, особыми симпатиями, престижным фактором и другими аналогичными причинами, вольно или невольно склоняет толковать такой ответ в свою пользу. Ошибки, возникающие по таким причинам, иногда называют «ошибками интерпретации данных».

Несомненно, что погрешности в записях интервьюер может допустить и вследствие своей недостаточной профессиональной компетентности, отсутствия опыта, низкого общеобразовательного уровня.

Замечено, что разные интервьюеры дают информацию различной точности. Например, на ответах, записываемых интервьюерами, сказывается структура их словарного запаса, положим, склонность того или иного интервьюера к более частому употреблению одних слов по сравнению с другими.

Сказанное дает основание утверждать, что каждый интервьюер имеет «личное уравнение», характеризующее вносимую им в собираемую информацию неточность.

 

Весьма многообразна третья группа погрешностей процедуры опроса – погрешности, связанные с личностью опрашиваемого.

Качество ответов зависит от степени интереса, проявляемого респондентом к данному наблюдению. При большом интересе опрашиваемого усиливается тщательность его ответов, уменьшается вероятность отказов и искажений. Если респондент не видит связи наблюдения ни с общественными, ни с личными интересами, он проявляет к нему равнодушие и, как правило, допускает небрежность и погрешности в ответах.

На результатах опроса сказываются такие демографические особенности респондента, как его пол и возраст. В частности, выше было сказано, что соответствующее сочетание пола и возраста интервьюера и респондента может улучшать либо ухудшать качество их контактов и возникающей при этом информации.

Существенны образованность и культура респондента, с которыми связана способность к абстрактному мышлению. Отсутствие некоторого определенного уровня образования и культуры может привести к непониманию научной и практической значимости статистического наблюдения, к непониманию задаваемых вопросов, неумению на них отвечать (особенно на абстрактные вопросы). В силу сказанного иногда респонденты отвечают не на те вопросы, которые им задают, а на те, которые, по их мнению, имеет в виду интервьюер.

Например, при опросе зрителей по поводу качества театральной постановки не искушенные в искусстве люди обычно подменяют оценку качества театральной постановки, эстетических ее достоинств обсуждением литературной основы постановки.

Низкий уровень образованности и культуры часто приводит к неумению респондента четко формулировать свои мысли, выражать их статистически, в числах. Кстати, элементарная неспособность правильного восприятия численных данных и надлежащего обращения с числами нередко присуща и лицам, вполне культурным и образованным (гуманитарно), с чем приходится считаться статистику.

На качество информации, сообщаемой респондентом, большое влияние оказывает его идейная и жизненная позиция, которая определяет его отношение ко всякому делу, в том числе участию в статистических исследованиях. У человека, негативно относящегося к каким бы то ни было общественным начинаниям, чаще всего отсутствуют желание и готовность дать хорошую информацию статистику, нередки прямые отказы и уклонения от контактов с интервьюерами. Такие люди, как правило, проявляют несерьезность и невнимательность к опросу, ироничность и раздражительность в ходе его, допускают небрежность в ответах, неоправданные округления цифр и т.д. Все это не может не вести к искажению информации. И напротив, жизненный и общественно-политический оптимизм респондента определяют его ответственное отношение к исследованию, аккуратность в ответах, желание и готовность помочь статистику в выполнении его нелегких обязанностей. Несомненно, что это обеспечивает высокое качество статистических показателей.

Степень достоверности статистических данных зависит и от жизненного опыта респондента, его общей и профессиональной информированности. Бывает, что человек имеет желание, психологически готов отвечать на вопросы интервьюера, но его ограниченный жизненный опыт не дает достаточного материала для надлежащих ответов, он не знает того, о чем его спрашивают, или не имеет определенного мнения по поставленным вопросам.

Например, вряд ли следует рассчитывать на хорошие ответы пассажиров о том, почему опоздал их самолет или поезд, так как истинные причины им далеко не всегда известны.

На качество сообщаемой респондентом информации немалое влияние оказывает престижный фактор. Этот фактор присущ разным людям в далеко не одинаковой степени. Обычно в процессе опроса некоторые респонденты стремятся выглядеть лучше, чем они есть на самом деле и лишь в редчайших случаях имеют тяготение к принижению своих достоинств. Такое стремление реализуется в различных формах. Из-за желания не показать своей некомпетентности респондент может отвечать на вопросы, в которых он мало или совсем некомпетентен; естественно, нельзя ожидать, что уровень достоверности подобных ответов будет высоким.

Многие люди завышают данные о чтении ими газет, книг, посещений театра, кино, спортивных залов, женщины имеют тенденцию преуменьшать свой возраст и т.д. Наконец, программа наблюдения может содержать прямые вопросы, ответы на которые носят явно престижный характер; таким является, скажем, вопрос: «Сколько иностранных языков Вы знаете?». Опыт статистических наблюдений показывает, что наиболее значительные погрешности встречаются в ответах на вопросы явно престижного характера. Яркой иллюстрацией этого могут служить материалы следующей анкеты из опроса, проведенного в Швеции, когда процент лиц, отвечающих «да» и «нет», составил:

 

Вопросы да нет
1. Умеете ли Вы себя хорошо вести за столом как дома, так и в гостях?  
2. Думаете ли Вы когда-нибудь плохо о Ваших ближайших друзьях?  
3. Всегда ли Вы искренне довольны успехами Ваших друзей?  

 

Погрешности в статистической информации могут быть допущены вследствие запамятования тех или иных фактов, о которых спрашивают респондента. Легко забываются даты отдельных событий, встреч и другие обыденные факты. Дольше в памяти удерживаются события приятные, нежели неприятные, факты, подтверждающие предположения респондента, а также близкие к кругу его профессиональных интересов.

В целях минимизации отрицательного влияния запамятования рекомендуется сужение периода времени, о котором идет речь в опросе: надо спрашивать о фактах не месячной, полугодовой, годовой давности, а о том, что произошло вчера, в течение последней недели и т.д.

Таким образом, при регистрации фактов в процессе опроса возможно появление большого числа причин погрешностей, связанных с личностью опрашиваемых.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.