Сделай Сам Свою Работу на 5

Ошибки здравомыслящего познания и гарантии науки





Неточное наблюдение

Краеугольным камнем познавательной деятельности является наблюдение. Мы никогда не сможем понять природу вещей без предварительного ознакомления с ними, без накопления сведений посредством наблюдений. Мы должны знать ЧТО объяснять перед тем, как сможем сказать ПОЧЕМУ. В общем, обыденные социологи предстают достаточно небрежными, беспечными и даже бессознательными наблюдателями потока жизненных событий. Вспомните, например, выступление любимого вами артиста. Многие ли зрители способны рассказать об обуви, в которой выступал мастер культуры? А ведь он был перед вашими глазами. В целом, люди производят достаточно случайное и поверхностное наблюдение, и как результат - происходят неточности.

В отличие от произвольного человеческого наблюдения научное познание является осознанной деятельностью. Производя наблюдения, ученые следуют заранее составленному плану, используют заблаговременно приготовленные средства, что, несомненно, способствует уменьшению количества ошибок. Во многих случаях разнообразные исследовательские средства и инструменты помогают спастись от неточного наблюдения.



 

Поспешное обобщение

Представьте себя репортером, сообщающим о несанкционированном митинге перед зданием городской администрации. За два часа работы узнать все мотивы собравшихся весьма проблематично. И вы, находясь в цейтноте, делаете выводы, опросив только первых двух встречных.

Профессиональные социологи предохраняют себя от скоропалительных выводов за счёт исследования представительной выборки изучаемой аудитории. Репликация предоставляет другое гарантированное средство. Оно означает возможность проведения повторного исследования, т. е. контроль того, повторяются ли тождественные результаты в каждом новом случае. Независимые репликации других ученых могут усилить точность выводов. Если же будут собраны каким-либо образом отличающиеся от первоначальных данные, то это будет лишней гарантией от скороспелых обобщений.

 

Селективное наблюдение

Другая опасность от слишком быстрого обобщения состоит в том, что оно может привести к селективному наблюдению. Этнические предубеждения во многом покоятся на такого рода заблуждениях. Допустим, раз-другой на центральном городском рынке вам попались на глаза цыганята-попрошайки, с которыми надо было держать ухо востро. Но согласитесь, что обобщать про весь цыганский род преждевременно. Данный факт совсем не означает того, что каждый цыган обязательно бедняк или потенциальный вор.



План социологического исследования обычно предусматривает достаточно большое количество наблюдений, прежде чем будут сделаны выводы. Можно выбрать десятки и сотни респондентов для опроса на этот случай, а не ограничиваться небольшим количеством. Другим средством от избирательного наблюдения служит доброжелательная критика коллег. Это - самое ценное, что можно ожидать от общения с коллегами. Это - универсальная гарантия от всевозможных упущений в научной работе. Если они заметят противоречия, слабости, натяжки в научной деятельности, то обратят внимание и помогут решить проблемы. Подобное отношение незаменимо для саморазвития социологии.

Алогичное рассуждение

Одним из самых замечательных изобретений здравого смысла является утверждение: "исключение подтверждает правило". Эта мысль совсем не способствует познавательной активности. В повседневной жизни мы нередко прибегаем к этому расхожему мнению, чтобы отмести видимые противоречия простой констатацией алогичности. Существует известная "ошибка игрока": проигравшийся в казино или на скачках человек вопреки всему ставит последнее в надежде отыграться. Как правило - результат плачевный. Все из нас время от времени используют нелогичные рассуждения в повседневной практике.



Научные работники, однако, избегают подобной ловушки, стараясь осознанно использовать систему логики.

Вовлечение "эго" в понимание

В нашей жизни поиск закономерностей не является тривиальным интеллектуальным упражнением. Это влияет на нашу личную судьбу. Наше понимание событий и условий, в которых они совершаются, часто имеет специфическое психологическое значение для нас. К примеру, если вы потерпели неудачу на экзамене, то можете сделать вывод о том, что в этом виноваты не вы, а просто экзаменатор был излишне придирчив к вашему ответу. Подобное объяснение спасает нас от изучения, ревизии собственных способностей. Мы часто не сомневаемся в своих дарованиях. Любое опровержение любимого нами собственного имиджа выставляет нас в качестве глупых, легковерных и т.п. созданий. Мы оставляем себя в неприкосновенности в нашем понимании сути вещей и ставим непреодолимые преграды против более тонкого понимания.

В ученом мире бывает и хуже нежели в ненаучной сфере. И только благожелательная критика коллег помогает спасать положение.

 

Преждевременное закрытие исследования

Неточное и селективное наблюдение, поспешное обобщение, защитное использование алогичных рассуждений - все сообща подготавливают преждевременное закрытие исследования. Имманентное желание понять мир вокруг нас наталкивается на сопротивление, отмеченных выше, ошибок и заблуждений. Опасность прекращения познания очевидна. Оно приостанавливает попытки понять события и процессы до момента их исчерпывающего понимания. Если посмотреть на историю человеческого знания, то мы увидим, что вещи, о которых накоплено определенное знание, продолжают меняться. Таким образом, любое приостановление познавательной активности преждевременно.

Социологическое познание предстаёт в этом свете бесконечным предприятием. Научные выводы постоянно уточняются и дополняются. И это - неизбывная норма науки.

Мистификация

Никто из смертных не имеет надежды понять всё и вся. Неважно, насколько умны и упорны люди в своих исследованиях. Существует бесчисленные события и ситуации, которые мы не понимаем. Мы никогда, к слову, полностью не поймём происхождение вселенной. В качестве реакции на такое осознание является обращение к сверхъестественным или мистическим причинам явлений, которые люди разумные не в состоянии понять. Подобная реакция суть признание того, что есть некоторые вещи вне нашего понимания. Такое признание приводит к остановке исследования, неважно при этом познаваемо ли определенное явление или нет.

Наука пытается предохранять себя от подобной реакции. В науке существует символ веры: всё и вся познаваемо - или более мягко - все потенциально познаваемо, например любовь или свобода.

 

 

* * *

 

Человеку свойственно ошибаться. Наука же отличается от случайного и даже ежедневного наблюдения, по крайней мере, в двух важнейших отношениях. Во-первых, научное исследование является осознанной деятельностью. Стихийное наблюдение, осуществляемое здравым смыслом, напротив ведётся неосознанно или, в лучшем случае, полуосознанно. В научном познании принимается решение: наблюдать, и оно неукоснительно выполняется в ходе проведения исследования. Во-вторых, научное исследование более тщательно нежели спорадические попытки. В научном поиске ученые озабочены возможными просчётами и принимают специальные меры, дабы избежать этого.

Высказанные соображения никоим образом не должны приводить к мысли о том, что наука предстаёт тотальной защитой против ошибок, слабостей, заблуждений и пр. недостатков мышления. Не только отдельные ученые могут совершить любую из указанных ошибок, но и целые научные коллективы могут попадать в ловушки на дороге познания и оставаться там в течение длительного времени. Тогда здравый смысл, в свою очередь, может послужить им той путеводной звездой, ориентируясь на которую, профессиональные исследователи могут преодолеть свои трудности.

 

 

* * *

 

Рассмотрение взаимоотношений здравого смысла и социологии позволяет говорить о том, что здравый смысл зачастую служит источником понимания социального поведения. Научное внимание к здравому смыслу позволяет по достоинству оценить его как важнейшую мыслительную ценность, увидеть пределы его познавательных возможностей, а также с удовлетворением отметить, что он может развиваться и корректироваться. Социология и здравый смысл могут использоваться в качестве надежных проводников на сложной дороге жизни: они помогают людям преодолевать их обыденные заботы и проблемы, рационально объясняя повседневность. Социологические исследования с одной стороны разрушают, а с другой - дополняют, основанные на здравомыслии представления о нашей текущей жизни. Социология раскрывает некоторые весьма тонкие вещи, недоступные обыденному социологу. Она расширяет наше знание, выходя за рамки нашего повседневного бытия. Изучая социологию, люди поднимаются над здравомыслящей интерпретацией действительности, они, тем самым, познают факторы и обстоятельства, влияющие на их биографии. Разница между обыденным восприятием действительности и её научным объяснением не является разницей между ошибочным и истинным знанием: это скорее уверенность в том, что возможны многочисленные интерпретации наших переживаний и опыта. Научные знания превосходят простые суждения в том, что обладают более достоверной и правильной информацией о том, как в реальности обстоят дела. Социология - это не предел нашего поиска понимания социального мира, скорее наоборот, она стимулирует любознательность и продолжение наблюдений.

Если сравнивать обыденное и научное знание по способности проникать в суть вещей, то обыденное знание всегда будет проигрывать, поскольку оно раскрывает только внешние связи, не может сладить с противоречиями, не имеет систематического характера и т. д. Однако не стоит забывать, что научное знание возникает в недрах обыденного для того, чтобы решить проблемы неподвластные здравому смыслу. Таким образом вырабатывается культура рационализации повседневности, и в частности, - культура постижения истины, и в том числе находятся способы разрешения противоречий. Наука является результатом развития и культивирования одной из сторон обыденного сознания, а именно - его рассудочности, способности к отвлечению. Наука - это зенит здравого смысла, возвышение его до максимально возможного уровня.

Кроме того, научное знание, будучи востребованным повседневностью само превращается в обыденное. Вся система популяризации, образования и просвещения только этим и занимается. Любой учебник - это каталог научного знания, которое может стать обыденным. Научные идеи только тогда получают свою действительную форму, когда приобретают обыденный характер.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.