Сделай Сам Свою Работу на 5

По теме 5 проводится семинар (для очной и очно-заочной форм образования), рекомендации по подготовке к которому смотрите в разделе 2.5.





 

Взаимодействия множества людей приводят к образованию социальных общностей, действующих обособленно друг от друга. Характерным для членов общностей является сознание принадлежности к общности и противопоставление «своих» «чужим», наличие системы духовных ценностных регуляторов внутренней солидарности. Общности могут быть формальными и неформальными, органическими, возникшими в результате саморазвития, и неорганическими, созданными искусственно. Общности можно также разделить на общества и социальные группы, разница между которыми относительна. Как большая группа может подняться до статуса общества, так и общество, поглощенное более крупным, ставится в положение большой группы.

Понятие «общество» применяется часто, но дать его определение непросто: выделяя какие-то отдельные его черты, ученые нередко упускали другие. Поэтому от самого простого определения: «Общество – это самая большая группа, в которой приходится жить людям, в которую включаются все другие группы», до почти всеобъемлющего, данного Э. Шилзом, – широкий диапазон, в который попадают все остальные дефиниции. Итак, общество – это объединение людей: 1) не являющееся частью более крупного общества; 2) допускающее браки между «своими»; 3) пополняющееся преимущественно детьми «своих»; 4) имеющее территорию, которую считает собственной; 5) обладающее собственным названием и историей; 6) управляемое собственной системой власти; 7) существующее дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) сплачиваемое общими ценностями (культурой). К этому, на наш взгляд, следует добавить язык общения, обладающий собственным набором символов.



Отличительной чертой общества является также способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, т.е. способность к самоорганизации. Уже основоположники социологии (Сен-Симон, Конт, Спенсер) отмечали наличие в обществе функционально связанных частей, что позволяет говорить о нем как о системе. Впоследствии эти представления были развиты другими учеными, наиболее известными стали теории Маркса и его современных последователей, Т. Парсонса и др.



Стабильность общества обеспечивается его структурой. Социальная структура включает такие элементы, как статусы, роли, группы, институты, страты и др. Их взаимодействия описываются сторонниками функционализма и теории конфликта по-разному, хотя приемы анализа и были сходными.

С точки зрения функционалистов, основными элементами структуры выступают статусы – «ячейки», соответствующие отдельным функциям и чертам индивидов, которые и заполняются социальными группами. Статусы отражают положение индивидов в социальной структуре. Статусы могут быть «приписанными» от рождения, как пол, раса, этнос, титул или наследуемое звание, и достигаемыми, как профессия, религиозная, политическая, национальная и т. п. принадлежность. Статус может быть личным, имеющим значение в малой группе, и социальным, важным и для группы, и для общества в целом как часть социального института. Основными статусообразующими факторами считаются образование, власть, богатство, доходы, престиж.

Иерархия статусов снизу доверху представляет собой социальный институт – важнейший элемент структуры общества. Социальный институт представляет собой главную составляющую самоорганизации общества. Его происхождение связано с фундаментальными потребностями индивида и общества к самовоспроизводству, пище, самосохранению, управлению, передаче знаний от поколения к поколению и некоторыми другими. Сущность каждого социального института первоначально состояла в выполнении функций по обеспечению той или иной фундаментальной потребности, а затем эти функции дополнялись. Некоторые социальные институты (труд, семья) появились ранее «человека разумного» и послужили факторами формирования общества. В отличие от институтов социальные организации являются элементами структуры, целенаправленно созданными людьми для реализации своих потребностей.



Если статусы представляют собой статическую характеристику структуры, то социальные роли – это динамические черты выполнения функции, различающиеся качеством и разным пониманием прав и обязанностей, предоставляемых статусом.

Статусные «ячейки» в структуре общества заполняются социальными группами – малыми (от 2 человек, например супруги, до 2-3 десятков человек, знающих друг друга, например учебная группа, класс, бригада и т. п.) и большими (профессиональными, национальными, религиозными, политическими, возрастными, половыми и т. п.). Группы могут быть номинальными (социальные категории), реальными и агрегатными, первичными и вторичными.

Статусы, предоставляющие сходные возможности в достижении социальных благ, складываются в страты – «пласты», отражающие существующее в обществе неравенство. Исторически общество прошло и проходит через различные типы страт: касты, рабство, сословия, классы и собственно страты. Первые три типа характеризуют закрытые общества, где невозможны переходы из страты в страту; классы и страты современных обществ предоставляют индивидам такую возможность. Хотя неравенство издревле объяснялось в разнообразных научных и псевдонаучных концепциях, современная теория стратификации была предложена П. Сорокиным, показавшим наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической.

Им же была разработана теория мобильности, предполагающая возможность перемещения индивидов и социальных групп, а также перемен в их социальном статусе. Перемещения без изменения статуса называются горизонтальными, а с изменением – вертикальными. Вертикальные перемещения могут быть связаны как с индивидуальными усилиями по изменению достигаемого статуса, так и с переменами в обществе в результате реформ и революций – в положении социальных групп и страт.

Вариантами теории стратификации являются концепции Ч. и У. Бутов, исходивших из достатка людей (в частности, из количества комнат, приходившихся на члена семьи); классовая теория К. Маркса, согласно которой неравенство в обществе возникает из-за деления на собственников средств производства и наемных работников, производящих прибавочную стоимость для хозяев этих средств; теория М. Вебера, дополнившего экономические критерии социальным престижем и политической властью, многочисленные современные классификации.

Вопросы для самопроверки по теме 5

1. Что позволяет говорить об обществе как о системе?

2. Какие элементы структуры общества Вы знаете?

3. Что собой представляет статус?

4. Чем отличаются приписанный и достигаемый статусы?

5. Какие статусообразующие факторы Вы можете назвать?

6. Что отражает роль как динамическая характеристика?

7. Какие типы социальных групп Вы знаете?

8. Какое значение в жизни общества имеют малые группы?

9. Что отражает понятие «социальная страта»?

10. Какие исторические типы страт Вы знаете?

11. Чем отличается вертикальная мобильность от горизонтальной?

12. Особенности марксистского взгляда на структуру общества.

13. Что собой представляют социальные институты? Каково их происхождение?

14. Чем отличаются социальные институты и социальные организации?

 

Социальная динамика и пути социального развития. Типы

Современных обществ

 

Основные вопросы темы

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы.

Эволюционный и революционный пути развития общества.

Глобальные революции и социальный прогресс. Концепция глобализации.

Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения.

Техногенный подход к развитию общества.

Аграрное, доиндустриальное общество.

Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации.

 

Социальная динамика в отличие от статики – изучения структуры общества, – рассматривает развитие общества в целом и его элементов. Существует несколько подходов, объясняющих социальный прогресс в зависимости от выбранных исследователями критериев, например информации, управления, способа производства, культуры. Наиболее известными стали формационный, цивилизационный и техногенный подходы, использовавшие комплексные критерии.

Формационная теория была разработана К. Марксом и использовала в качестве основного критерия экономические факторы: способ производства и господствующие в обществе формы собственности и распределения, получившие название базиса общественно-экономической формации. По существу, все остальное: политика, идеологии, религии, наука, искусство, право и т. п., включалось в надстройку. Вся история общества выглядела сменой формаций, которых Маркс насчитал пять: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. В отличие от последователей, объявивших концепцию Маркса – исторический материализм – теорией «для всех времен и народов», он сам осознавал ее ограниченность, отмечая, что она неприменима при «азиатском способе производства» (отсутствии выраженной частной собственности).

При цивилизационном подходе в качестве главного критерия выделяется культура, являющаяся, как отмечалось выше, основной характеристикой различных обществ. Культурно-исторические типы были предложены Н. Данилевским для объяснения своеобразия развития различных обществ, стадий их зарождения, достижения зрелости и отмирания цивилизации, но не получили признания современников. Вновь привлекли внимание к проблеме разнообразия исторических судеб народов О. Шпенглер, затем А. Тойнби, С. Хантингтон. Сегодня этот подход особенно «популярен», так как отражает не столько социальные, сколь обострившиеся этнические и религиозные противоречия.

Поскольку абсолютизация экономических факторов при формационном подходе не устраивала многих ученых, что дополнялось и идеологическим неприятием коммунистической перспективы, появилась так называемая техногенная концепция, при которой в анализе развития используется многофакторный подход с технократическим уклоном. Выделяют три группы факторов, влияющих на социальные изменения: физическая среда, политическая организация, культура. Т. Веблен, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. предложили целый ряд характеристик прошлого, настоящего и будущего обществ, а Д. Бэлл и А. Турен первыми применили их к стадиям исторического развития от аграрного к индустриальному, а затем постиндустриальному обществам.

Техногенный и формационный подходы отражают представления ученых о линейном прогрессе человечества, цивилизационный – о циклическом (или «спиральном») развитии в рамках отдельных обществ, но в сочетании с мировым социальным прогрессом.

Содержание модернизации в приложении к индустриальному обществу составляют процессы индустриализации и урбанизации, она может быть органической (развитие на собственной основе) и неорганической («догоняющей», заимствующей чужой опыт). Постиндустриальная стадия требует высоких темпов научно-технического прогресса, когда удельный вес работников умственного труда в обществе преобладает, в производстве господствуют автоматы и роботы, а информационные технологии создают возможности ускорения технического прогресса.

Важными динамическими изменениями являются перемены в составе населения – рождаемость, смертность, миграции, из которых к структурным сдвигам приводят урбанизация – переселение сельского населения в города, вертикальная и горизонтальная мобильность индивидов, групп и целых страт. Причины демографических изменений различны: уровень и образ жизни, социальные катастрофы и войны, нехватка продовольствия в связи с неурожаями и ростом населения, структура питания, медицинское обслуживание и соблюдение санитарных норм, аборты и вакцинация при эпидемиях, интенсивность труда и пенсионное обеспечение, религия и эмансипация женщин и т. п. Миграции же могут иметь экономические и политические предпосылки, сопровождающиеся перемещением по стране или даже по странам в поисках применения профессиональных знаний, заработка, безопасности, толерантного отношения.

Социальная динамика может носить эволюционный и революционный характер. Традиция анализа социальной эволюции зарождается еще в античности, но в рамках социологии связана с трудами Г. Спенсера и Ф. Тенниса и обрела характер конкурентных («выживает сильнейший») и солидарных отношений. Эволюционный путь развития представляется постепенным, имеющим внутренние основания, так, в социально-политической жизни эволюция обычно связывается с реформой. Ряд эволюционистов (Т. Парсонс) считает социальную эволюцию продолжением биологической в виде прогрессирующей дифференциации социальных институтов, ведущей общества от простых к сложным.

Революция представляет собой качественный скачок в развитии. Социальные революции могут носить долговременный и кратковременный характер. На социальный прогресс большое влияние оказали и оказывают долговременные глобальные революции, такие как неолитическая, научно-техническая, информационная. Такие революции воздействуют на материальный мир и лишь затем на образ жизни и мышления.

Обычно же революции представляются как захват государственной власти путем насилия (или угрозы насилия) лидерами массового социального движения с целью осуществления радикальных реформ. Как видно, революции отличаются от государственных переворотов и вооруженных восстаний. Отечественное обществоведение довольно долго использовало марксистский подход к революции как необходимой форме перехода от одной формации к другой. Такой подход был связан также с марксистской теорией конфликта, ядром которой служила классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров. Современные концепции революции исходят из нарушения равновесия общественной системы, относительного ухудшения положения масс, массовых действий при ослаблении власти, однако, при новизне терминологии, они по содержанию сходны с классическими взглядами К. Маркса и В.И. Ленина на революцию

Помимо революционных существуют и другие формы социальных движений: антивоенные, альтерглобалистские, феминистские, национальные, экологические, правозащитные и т. п. Они могут быть легальными и нелегальными, но, как правило, противостоят формальным организациям. К тому же некоторые из социальных движений отражают озабоченность или протест, связанные с глобальными проблемами.

К числу современных глобальных проблем относятся ядерная угроза (связанная как с военным, так и с мирным, но несовершенным применением атома), риски, связанные с применением новых технологий, голод, экологические проблемы, терроризм и др. В ряде случаев решение проблем может быть найдено в двусторонних переговорах, в других – требует многосторонних соглашений. Консенсус (общее согласие) здесь вряд ли возможен, поэтому механизм разрешения проблем предусматривает ряд компромиссов со стороны участников, а в некоторых случаях – превентивные военные меры. В качестве основных органов выступают Организация Объединенных Наций и ее отраслевые комитеты, региональные ассоциации и учреждения.

 

Вопросы для самопроверки по теме 6

1. Какие критерии положены в основу формационного, цивилизационного и техногенного подходов к развитию общества?

2. Что составляет базис и надстройку общественно-экономической формации?

3. Какое значение имеет культура при анализе циклов развития общества в цивилизационной концепции?

4. Какие исторические типы общества предлагает техногенная концепция?

5. Что собой представляет модернизация аграрного общества в индустриальное? Индустриального – в постиндустриальное?

6. Какие демографические факторы отражаются в социальной динамике?

7. Что такое миграция населения? Каковы особенности миграции в России и странах СНГ?

8. Что составляет сущность понятий «социальная эволюция» и «революция»?

9. Какие позитивные и негативные последствия имеет конкуренция в обществе?

10. Какое значение имеет революция в марксистской социологии и почему?

11. Какие типы глобальных революций Вы знаете?

12. Что представляет собой глобализация? Почему ее оценки носят противоположный характер?

13. Какие проблемы современности называются глобальными? Каков механизм их разрешения?

14. Какие социальные движения Вы можете назвать? Каковы их цели?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.