Сделай Сам Свою Работу на 5

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 глава





Научно-технические, специализированные библиотеки рассчитаны на обслуживание более узкого круга специалистов - работников производственной сферы, сотрудников научно-исследовательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и других специальных учреждений.

Парки

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.



В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.

Музеи

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций.

Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музейные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.



В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются такие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодополняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными институтами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культурных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др.

Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», методику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, кинотеатров, музеев, парков и других досуговых центров.



Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-зрелищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-программы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.

Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки неплохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогической информации на целевую аудиторию, в справочно-информа-ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи.

Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику использования средств и возможностей разнотипных моно- и полифункциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

Содержательная наполненность их деятельности обеспечивается не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаменяемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу.

В реализации государственного (муниципального), социального заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

а) по основному профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;

б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подростковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инвалидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структурой, общественно управляемым институтом являются современные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объединений и клубов по интересам, развития различных видов социально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гуманитарного, технического, художественного, прикладного творчества, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенциальные возможности социальных институтов - семьи, жилой среды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Культурно-досуговые центры в условиях политического плюрализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические формирования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использованием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, союзами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.

В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике характерных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы современного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бережного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопоставления различных точек зрения и подходов, откровенного и делового обмена.

Действительно, комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привычной, «своей» площадкой или территорией для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, отдельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

На практике деятельность комплексов и центров досуга отнюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями.

Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленности социальных заказов обусловлена региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. На практике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.

Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и поселковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимодействии с муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подростковыми неформальными и любительскими объединениями; модели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчитанного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности детей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многообразие потребностей и интересов населения.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Студии и кружки лк бительства и мастерства, где каждому жителю социума гаранта' уется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговои направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкальная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

7. Социально-культурные общности и формирования

Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных социально-культурных общностей и общественных формирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт для России представляет собой объективную и исторически оправданную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объединений и формирований в России издавна были известны такие явления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомоществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпринимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Исходными понятиями для характеристики общественных субъектов социально-культурной деятельности являются термины «общество», «общности», «общественные формирования».

В контексте нашего предмета общество рассматривается как социально-культурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего существования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

В истории мировой цивилизации широко известны два вида общества, которым свойственен соответствующий тип социально-культурной системы - общество традиционное (доиндустриальное) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется сг дбой дифференциацией социально-культурных институтов, духовно ть и социальная сплоченность в нем обеспечиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей. Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурных институтов, высоким уровнем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры.

Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных общностей и общественных формирований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-культурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и никому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает постепенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность не только в достаточно четких и обоснованных описаниях государственных и негосударственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих социально-культурных общностей и общественных формирований.

В последние годы значительно активизировалась деятельность многочисленных социально-культурных общностей и общественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяет проследить исследования, проведенные российскими педагогами и психологами в течение последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7- 8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, формирования её субъектной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Социально-культурные общности и их типология

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

Корпоративные социально-культурные общности

Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры обладает характерными особенностями, ассоциируется с терминами «организация», «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями, которые в совокупности составляют ее корпоративную или организационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного сознания, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих самодеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, «съедают» большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, присущим каждой организации, правомерно отнести наличие у её сотрудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответственность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффективного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного использования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяющие сотрудников учреждений и организаций социально-культурной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к материальному благополучию; безопасность и независимость; возможности для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмоций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, даёт достаточно полное представление о социально-культурной природе любой корпоративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий социально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. Каждая современная социально-культурная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остается сложной частью окружающей социальной среды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.