Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава8. Словарь персоналий и основных понятий возрастной психологии





Персоналии

Зарубежные психологи:

В. Вундт (1832 1920) – немецкий психолог, философ, физиолог, лингвист. Создатель первой в мире психологической лаборатории.

Д. Селли (1843 ‑ 1923) - английский психолог. Выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при обучении.

С. Холл (1846 ‑1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии. С целью исследования детской психики широко распространял вопросники и тесты. В объяснении психического развития ребенка опирался на биогенетический закон. Формирование психики детей трактовал как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой.

А. Бине (1857 ‑ 1911) – французский психолог. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам психологии, патологии сознания, различных процессов памяти, по эмотивным реакциям и чувствам детей, графологии, дефектологии; считается одним из создателей метода тестов в психологии.



З. Фрейд (1858 ‑ 1939) – австрийский психолог, физиолог, врач-невропатолог. Изложил свое учение о психоанализе в работах «Исследование истерии» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Психология обыденной жизни» (1901).

П. Жане (1859 ‑ 1947) – французский психолог, психиатр. Свою концепцию определил как психологию поведения, в которой психические процессы рассматриваются как часть поведения, действия, активности субъекта.

Д. Болдуин (1861 ‑ 1934) – американский психолог, различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную. Считал, что социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе. Обосновал концепцию познавательного развития детей, в соответствии с которой развитие состоит из нескольких стадий: развитие врожденных двигательных рефлексов – развитие речи – развитие логического мышления. Один из первых пропагандистов идей социальной психологии в США.

К. Гросс (1861 ‑ 1946) – немецкий психолог. Исследовал проблемы игры и ее роли в психическом развитии ребенка.



В. Штерн (1871 ‑ 1938) – немецкий психолог; разработал теорию персонализма, основа которой ‑ изучение целостной личности и закономерностей ее формирования. Под личностью понимал неделимую на психическое и физическое единицу. В основе психического развития лежит принцип конвергенции наследственных факторов и условий социокультурной среды. Провел большой цикл исследований по развитию восприятия, умственных процессов; разработал метод тестирования способностей; выдвинул понятие о «коэффициенте интеллекта».

Э. Клапаред (1873 ‑ 1940) – швейцарский психолог. Основатель ассоциации прикладной психологии и педагогического института им. Руссо в Женеве, ставшего международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.

А. Валлон (1879 ‑ 1962) – французский психолог, педагог, общественный деятель. Выдвинул ряд концепций, опираясь на патопсихологические данные. Наибольшую известность приобрели исследования о связи действий с познанием. Им предложена схема онтогенетических стадий в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности.

К. Бюлер (1879 ‑ 1963) – немецко–австрийский психолог; разрабатывал теорию трех ступеней развития психики: инстинкта, навыка, интеллекта. Считал приоритетным изучение интеллектуального развития ребенка, и прежде всего творческого мышления. Пришел к выводу, что интеллектуальный процесс – это всегда в большей или меньшей степени процесс творчества. Исследовал проблемы развития языка и вербальных актов.



А. Гезелл (1880 – 1961) – американский психолог. В центре его научных интересов – природа младенчества и раннего детства. Создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей от рождения до трех лет. Использовал новые методы исследования: лонгитюдный, близнецовый. Выработал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.

Ж. Пиаже (1896 ‑ 1980) – швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. Детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Пришел к выводу, что этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы картины мира. Основой этой схемы как раз и является интеллект. Создал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Разработал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию.

М. Мид (1901 – 1978) – американский социолог, этнограф. Изучала роль соотношения естественных и социокультурных факторов в формировании типов личности, социализации ребенка в различных культурах. Разрабатывала проблему национального характера (в частности, русского) и другие проблемы этнопсихологии.

К. Роджерс (1902 ‑ 1987) – американский психолог. Видный представитель гуманистической психологии. Автор центрированной на клиенте психотерапии.

Э. Эриксон (1902 ‑ 1994) – американский психолог, один из основоположников эго – психологии. Подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности и, центральным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Продолжая развивать теорию Фрейда, акцентировал внимание на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов. Дополнил психоаналитическую концепцию идеями о социально-культурно‑ исторических детерминантах психики субъекта. Автор оригинальной периодизации психического развития.

Б. Скиннер (1904 ‑ 1990)– американский психолог, представитель бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Любое поведение можно разбить на действия, подкрепление которых позволяет добиться желаемого поведения.

Р. Заззо (род. 1910 году) – французский психолог, глава парижской школы генетической психологии, исследовал проблемы факторов, условий, этапов психического развития ребенка. Активный сторонник лонгитюдного метода. Один из основных используемых методов – сравнительное исследование гомозиготных близнецов. Согласно ученому, наследственность и среда представляет собой переменные, действие которых в конечном счете зависит от отношений личности с окружающими.

Д. Брунер (род. 1915 - ) – американский психолог. Известный специалист в области психологии познания, межкультурных различий в развитии познавательной деятельности детей.

А. Бандура (род. 1925 - ) – американский психолог. автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития.

 

Отечественные психологи:

К.Д. Ушинский (1824 ‑ 1870)– русский педагог. Большое внимание уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

П.Д. Юркевич (1826 ‑ 1874) – украинский религиозный философ, разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовном средоточии человека).

Н.Х. Вессель (1837 ‑ 1906) – русский психолог. Разрабатывал проблемы психологического обоснования процессов обучения и воспитания.

П.Ф. Лесгафт (1837 ‑ 1909) – русский анатом, педагог и психолог. Обосновал теорию физического воспитания в контексте задачи формирования целостной личности. Разрабатывал вопросы семейного воспитания.

И.А. Сикорский (1842 ‑ 1919) – русский психолог. Один из основателей детской психологии в России. Реализовал в детской психологии объективные методы познания; психологическое изучение детей увязывал с проблемами воспитания.

П.Ф. Каптерев (1849 ‑ 1922) – русский педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви.

Н.Н. Ланге (1858 – 1921) – русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Разработал концепцию стадиально-фазового процесса восприятия, который детерминируется сменой фаз восприятия от общего характера к дифференцированному.

Г.И. Челпанов (1862 ‑ 1936) ‑ русский философ и психолог. Основатель (1912) и директор Московского психологического института. Автор учебников по психологии и логике.

А.П. Нечаев (1875 ‑ 1943) – русский психолог. Разрабатывал вопросы экспериментальной психологии применительно к задачам дидактики и методики обучения.

К.Н. Корнилов (1879 ‑ 1957) – отечественный психолог. Создатель оригинальной концепции реактологии. Исследовал синтез волевых механизмов субъекта в сочетании с его индивидуальным характером.

П.П. Блонский (1884 ‑ 1942) – российский психолог, философ, педагог. Рассматривал психику как науку о поведении живых организмов, был защитником идеи трансформации всей психологии в социальную. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Исследовал процессы развития памяти, мышления, сексуальное развитие детей.

С.Л. Рубинштейн (1889 ‑ 1960) – отечественный психолог и философ. Разрабатывал философские и теоретические проблемы психологии. Автор трудов «основы общей психологии», «Бытие и сознание», «Человек и Мир» и др.

М.Я. Басов (1892 ‑ 1931) ‑ русский психолог. Разработал метод наблюдения за детьми дошкольного возраста. В своих работах обосновал необходимость объективного исследования психики. Одним из первых ввел в психологию понятие деятельности.

Л.С. Выготский (1896 ‑ 1934)– советский психолог. Разработал культурно-историческую теорию. Многие положения его теории оказали значительное влияние на развитие возрастной психологии. Особую популярность получили его идеи о «социальной ситуации развития», «новообразованиях возраста», «зоне ближайшего развития», о кризисах, переживаемых ребенком при переходе с одного возрастного этапа на другой.

Г.С. Костюк (1899 ‑ 1982) – советский психолог. Разрабатывал проблемы психологии развития детей. Основные труды посвящены изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала.

Л.В. Занков (1901 ‑ 1977) – советский психолог, педагог. Создатель одной из дидактических систем начального обучения, носящей его имя. Имеет трактаты по психологии обучения, общей психологии, дидактике. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся.

П.Я. Гальперин (1902 ‑ 1988)– советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. Исследовал проблемы соотношения обучения, умственного развития и формирования творческого мышления.

А.Н. Леонтьев (1903 ‑ 1979) – отечественный психолог, теоретик психологии. Автор общепсихологической теории деятельности. Считал, что содержание сознания человека определяется содержанием внешней, практической деятельности. Основатель психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Д.Б. Эльконин (1904 – 1984) – советский психолог. Развивал положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка.

А. В. Запорожец (1905 – 1981) – отечественный психолог, ученик Л.С. Выготского, создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Раскрыл роль практических действий в генезе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания.

Н.А. Менчинская (1905 ‑ 1984)– советский психолог. Провела исследования по проблемам закономерностей усвоения знаний, эффективных приемов работы с учебным материалом, по вопросам преодоления неуспеваемости в школе.

Б.Г. Ананьев (1907 ‑ 1972) – отечественный психолог, выступил с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения наук о человеке; автор особой дисциплины – онтопсихологии, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию. Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: 1) человек как биологический вид; 2)жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4)проблема человечества. Основатель психологического факультета ЛГУ им. А.А. Жданова.

Л.И. Божович (1908 ‑ 1981) – советский психолог. основная область исследований – проблемы педагогической и детской психологии. Изучала вопросы формирования мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, занималась анализом личностных конфликтов детей, рассматривала природу и пути формирования устойчивости личности.

Н.Ф. Талызина (род 1923 ) – советский психолог. На основе концепции П.Я. Гальперина провела исследования психологических механизмов становления и функционирования научных понятий.

М.И. Лисина (1929 ‑ 1983) – советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком.

В.В. Давыдов (1930 ‑ 1998) – отечественный психолог, педагог. Создал логико-психологическую теорию о двух основных типах сознания и мышления человека – эмпирическом и теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности и развивающего обучения. Им были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии.

 


Основные понятия возрастной психологии

Предмет возрастной психологии –законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст – генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно - количественных признаков.

Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.

Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.

Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Детство –термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловный рефлекс –относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.

Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.

Зрительное сосредоточение –проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.

Слуховом сосредоточении –проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.

Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.

Комплекс оживления –бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.

Узнавание –опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.

Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.

Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.

Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.

Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Предметно - манипулятивная деятельность –ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.

Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).

Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».

Внешнее «Я - сам» ‑одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).

Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.

Упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест-бунт –частые конфликты с родителями.

Деспотизм –ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.

Обесценивание требований взрослых ‑обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Наглядно-образное мышление –мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.

Ориентировочное действие –действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).

Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.

Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.

Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.

Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.

Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.

Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.

Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.

Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.

Действия восприятия – выделяют три основных вида:

идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;

отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;

моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.

Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.

Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.

Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.

Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.

Кризис 7 лет по Л.И. Божович –период рождения социального «Я» ребенка.

Младший школьный возраст –период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.

Учебная деятельность –ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.

Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.

Учебная задача –один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.

Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.

Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Рефлексия –способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.

Моральные (нравственные) чувства ‑высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Произвольность и осознанность психических процессов –новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.

Готовность к школьному обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Моральные (нравственные) чувства –высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив– побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Мотивация –побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Иерархия мотивов –система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Мотив достижения успеха ‑потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

Мотивация избегания неудачи –стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Подростковый возраст (отрочество) –период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.