Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень вопросов к экзамену





1. Предмет, структура, актуальные задачи, проблемы возрастной психологии.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

3. Развитие детской психологии в России.

4. Биогенетические подходы к исследованию развития психики ребенка: концепция рекапитуляции, теория созревания А. Гезелла, теория трех ступеней развития К. Бюлера.

5. Ортогенетическая концепция Х. Вернера, теория развития А. Буземана

6. Нормативный подход Л. Термена, теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

7. Концепция научения Б. Скиннера, теория развития С. Бижу и Д. Баера, теория Р. Сирса.

8. Трактовка детского развития в психоанализе: теория З. Фрейда, эпигенетическая теория развития (жизненного пути) личности Э. Эриксона.

9. Когнитивное направление в психологии развития: теория интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже), теория морального развития Л. Колберга.

10. Культурно-историческое направление в понимании психического ребенка: Л. С. Выготский и его школа.

11. Критерии периодизаций психического развития.

12. Параметры психического развития и их понимание в различных психологических школах и направлениях.



13. Биогенетические варианты трактовки психического развития.

14. Бихевиористический подход к психическому развитию.

15. Понимание психического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейда).

16. Когнитивное направление в возрастной психологии.

17. Социогенетический подход к психическому развитию.

18. Культурно-историческое направление в возрастной психологии.

19. Подходы к соотношению обучения и развития.

20. Концепции периодизации развития в онтогенезе.

21. Психологические кризисы возрастного развития человека.

22. Развитие ребенка в период младенчества.

23. Новорожденность.

24. Восприятие, память младенца. Движения и действия младенца. Речевое развитие ребенка.

25. Кризис 1-го года.

26. Развитие ребенка в период раннего возраста.

27. Речь, восприятие, память ребенка раннего возраста.

28. Действия и мышление ребенка раннего возраста.

29. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

30. Кризис 3-х лет.

31. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

32. Развитие речи ребенка дошкольного возраста.



33. Восприятие дошкольника.

34. Мышление дошкольника.

35. Память дошкольника.

36. Развитие личности дошкольника.

37. Эмоциональная сфера дошкольника.

38. Мотивационная сфера дошкольника.

39. Самосознание дошкольника.

40. Новообразования дошкольного возраста.

41. Шестилетние дети.

42. Проблема обучения детей с 6‑ летнего возраста.

43. Психологическая готовность к школьному обучению.

44. Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению.

45. Личностная и интеллектуальная неготовность к школьному обучению

46. Младший школьный возраст.

47. Кризис 7-ми лет.

48. Характеристика учебной деятельности младшего школьника.

49. Мышление, восприятие, память младшего школьника.

50. Внимание младшего школьника.

51. Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника.

52. Самосознание младшего школьника.

53. Новообразования в младшем школьном возрасте.

54. Подростковый кризис.

55. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка.

56. Личность подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве.

57. Общение подростка с взрослыми и сверстниками.

58. Когнитивная сфера. Развитие речи. Интеллектуальное развитие в отрочестве.

59. Эмоциональная сфера. Нравственное развитие подростка. Уровни морального развития в отрочестве.

60. Новообразования подросткового возраста.

61. Общая характеристика юношества как стадии развития.

62. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте.

63. Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности.

64. Особенности когнитивной сферы юношей: специфика интересов.



65. Эмоциональное и нравственное развитие в юношеском возрасте.

66. Новообразования в юношеском возрасте.

67. Зрелость в онтогенезе человека.

68. Психологические кризисы зрелого возраста.

69. Поздняя зрелость.

70. Психосоциальные проблемы лиц пожилого возраста.

71. Особенности адаптации к старости.

72. Теории старения в психологии.

73. Старость и долгожительство. Психофизиологические особенности лиц старческого возраста.

74. Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности.


Глава 6. Лабораторные работы

Лабораторная работа 1. Диагностика дошкольников

Собранные в настоящем разделе методики, методические примеры и диагностические процедуры позаимствованы из «Практикума по возрастной психологии», подготовленного коллективом авторов Санкт-Перербургского государственного университета по рекомендации Совета факультета психологии, вышедшем в 2001 г., в СПб изд-во «Речь» под редакцией Л.А.Головей и Е.Ф.Рыбалко.

Цель данного раздела заключается в подготовке студентов к будущей самостоятельной практической работе с детьми. В раздел включены методики, не требующие сложной подготовки, специальной литературы и других стимульных средств для проведения работы по эмпирическому исследованию. Так как основной задачей лабораторных занятий по возрастной психологии является обнаружение и выстраивание логики проведения исследований особенностей и закономерностей развития на разных возрастных этапах, то мы считаем, что предложенный материал позволит студентам, изучающим данный курс, приобрести определенные навыки и умения в выполнении такого рода работ.

Методики, которые предлагаются в лабораторных занятиях необходимо провести с детьми соответствующего возраста в школах и детских садах города, местах вашей психологической практики.

 

Цель лабораторной работы: отработка методик изучения мотивационной, эмоциональной и когнитивной сфер детей дошкольного возраста.

Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

Ход выполнения.

Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

 

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

 

Методика 2. Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка

Проведение исследования.

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагаю ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца.

 

Текстовый материал

Сказка

Почему зайцы зимой белые шубки носят.

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

‑ Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

‑ Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.

‑ Нет, одолею!

‑ Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

‑Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

‑Давай, ‑ согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

‑Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитаю дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.