Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Психология развития человека в период молодости, зрелости





 

Методические указания

Зрелость – самый длинный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по разному). Согласно Э. Эриксону, зрелость, как седьмая стадия человеческой жизни, является центральной на всем жизненном пути человека. Поэтому в контексте изучения развития личности на разных возрастных этапах этот период нельзя обойти вниманием.

Изучая данную тему, следует обратить внимание на социальную ситуацию развития в зрелости – это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте: а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик; б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего его развития личности; в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев).

Следует обратить особое внимание на новые личностные образования, центральные личностные образования, главные проблемы возраста. Особого внимания в изучении этой темы требует проблема кризисов в период зрелости.



Также нельзя обойти вниманием вопрос о факторах, содействующих или препятствующих достижению вершин профессионализма («акме»).

Изучая проблему развития личности в зрелом возрасте обратить внимание на развитие психических процессов на данном возрастном этапе, проблем, связанных с индивидуальными особенностями развития психических процессов.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 11.

1. Почему зрелый возраст необходимо включить в один из разделов возрастной психологии развити?

2. Каковы задачи развития в зрелом возрасте?

3. Опишите особенности развития личности в зрелом возрасте. В чем сущность понятия «зрелая личность».

4. Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?

5. Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающему человеку достичь «акме»?



6. Каковы особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте?

7. В чем проявляется принцип гетерохронности в развитии познавательных функций в зрелом возрасте?

 

8. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

1. Зрелая личность.

2. Акме.

3. Самоопределение личности.

4. «Взросление» взрослого человека.

5. Высшее «Я».

6. «Зрелые» отношения человека к жизни.

7. Социализация взрослого.

8. Самореализация.

9. Самопротяженность зрелой личности.

10. Кризис середины жизни.

11. Гетерохронность развития.

 

 

9. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И.Янчий):

1. Мингалева М.Р. Фазы и проблемы развития взрослой личности. ‑ С. 84- 87.

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.275-283.

3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М.: «Флинта», «Наука», 1998.

4. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. – 1998.‑ №2. – С.11-23.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г,Г., Орлова Л.М., Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: «Питер», 2000.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.



8. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. ‑ 1999. ‑ №2. – С.29-32.

9. Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

10. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.283-295.

11. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.32-38.

12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, «Флинта», 1999.

13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: «КСП+», 1997.

14. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: «Питер», 1996.

 


Тема 12. Психологические особенности старости

Методические указания

В период старости или поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В данной теме особое внимание необходимо уделять социальной ситуации развития, так как она во многом определяет дальнейшие варианты развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактически продолжение периода зрелости.

Особое внимание необходимо уделить физическому развитию человека, его психологическим характеристикам, личностным новообразованиям периода старости. Также в этой теме нельзя обойти вниманием закономерности развития в старости, кризис индивидуальной жизни человека. Обратите внимание на типологии пожилых людей, которые предлагают разные авторы, занимающиеся проблемой психологического развития людей пожилого возраста, периода старости (Д. Бромлей, В. Генри, А. Качкин и др.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12.

1. Каковы основания включения психологии старости как раздела в возрастную психологию развития?

2. Каковы основные проблемы психологии старения и старости?

3. В чем сущность явления витаукта в старости?

4. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости?

5. Каковы особенности эмоциональных состояний в старости? Какие стрессоры являются типичными для старости?

6. Опишите известные вам типы старения? Теории старения?

7. Опишите известные вам примеры творческой старости. В чем, по вашему мнению, заключается причина интеллектуальной и личностной сохранности в случаях творческого долголетия?

8. Опишите характеристику мудрости.

 

9. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям

1. Геронтопсихология.

2. Ограничение механизмов саморегуляции.

3. Витаукт.

4. Социальная геронтология.

5. «Программированное» старение.

6. «Непрограммированное» старение.

7. Психологическое старение.

8. Социальное старение.

9. «Социальный протез» компенсации дефекта.

10. Индивидуальные стратегии адаптации к старости.

11. Ипохондрическая фиксация.

12. «Заострение» личностных черт.

13. Мудрость.

 

10. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (смотри Хрестоматия по возрастной психологии / авторы составители Л.А. Семчук, А.И.Янчий):

1. Александрова М.Д. Геронтогенез человека. С. 1- 6.

Список рекомендуемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Выготский Л.С. Дефект и компенсация: Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г,Г., Орлова Л.М., Возрастная психология. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.

4. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.123-133.

5. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.80-96.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: «Питер», 2000.

7. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.96 ‑ 106.

8. Лабиринты одиночества // Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

9. Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. – 1998. ‑ №4. – С.13 ‑ 22.

10. Медведева Г.П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.164‑ 168.

11. Молчанова О.Н. Специфика Я - концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. – 1999. ‑ №2. – С.133 ‑ 141.

12. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии – 1999. ‑ №2. – С.111-123.

13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, «Флинта», 1999.

14. Фролькист В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения // Геронтология и гериатрия. – Киев, 1985. – С.12-23.

15. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии – 1999. ‑ №2. – С.74-80.

16. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС, 1999.

 

 


 

Глава 5. Промежуточный контроль знаний студентов по темам лекционной части

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.