Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные периодизации жизненного цикла человека





 

В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие социального Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.

В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недо­верием ребенка к окружению;

2) вторая фаза (раннее детсво, 2-3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

3) третья фаза (дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины:

4) четвертая фаза (школьный возраст» с 6 до 11-12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

5) пятая фаза (отрочество и юность 12-20 лет) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

6) шестая фаза (молодость, ранняя зрелость, 20-30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;



7) седьмая фаза (средний возраст, зрелость, 30-65 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;

8) восьмая фаза (старший взрослый возраст от 40 лет, поздняя зрелость после 65) характеризуется мудростью, целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжил А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признакиразвития, а не внутреннее существоэтого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях са­мого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изме­нения этого целого определяется движение каждой его части;



3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наи­более значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают ‑ новообразования.Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее пере­стройку всей личности ребенка на новой основе.

Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологи­ческие изменения, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению, смена деятельности, де­терминирующая возникновение новообразований; но и достигнутые новообразования являются предпо­сылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Ведущая деятельность – это:



1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (на­пример, в игре ‑ воображение, в учении ‑ логическое мышление);

3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность ‑ та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьеваи лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общением со сверстниками и общественно полезной деятельностью; 6) юношеский ‑ с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2) основной (ведущий) тип деятельности;

3) основные образования развития;

4) кризис.

Рассматривая каждый период как период, состоящий из двух стадий, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности раз­ных типов деятельностина каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.

Периоды и стадии детского развития, по Д.Б. Эльконину, выглядят так:

1. Этап раннего детствасостоит из двух стадий ‑ младенчества,открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста,начало которого знаменует кризис одного года жизни,в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

2. Этап детстваоткрывается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадиейявляется открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст,на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочестваделится на стадию подросткового возраста(осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности(освоение операционально-технической стороны) связанной с кризисом 15 лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет‑ это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях, а кризисы 7 и 15 лет— кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина. Она лежит в основе характеристики возрастных периодов в основных учебных пособиях по возрастной психологии.

Л.И. Божовичстроит теорию развития личности ребенка, опираясь только на два понятия: социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

В своей периодизации она выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 7-и лет и подросткового возраста.

Ее периодизация выглядит следующим образом:

1. Младенчество. Начинается кризисом новорожденности. Ребенок характеризуется беспомощностью. Его деятельность опосредствуется взрослым. Центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления.

2. Раннее детство. Начинается кризисом 1-го года. Ребенок характеризуется самостоятельностью. Со стороны взрослых уже предъявляются требования. Центральным новообразованием является система V. Появляется потребность в самоутверждении.

3. Дошкольное детство. Начинается кризисом 3-х лет. Центральное новообразование ‑ внутренняя позиция. Возникает потребность в новой жизненной позиции.

4. Младшее школьное детство. Начинается кризисом 7-и лет. Начинает осознаваться социальное «Я». Со стороны взрослых предъявляется новая система требований.

5. Кризис подросткового возраста. Делитсяна две фазы:

а) первая фаза (с 12до 14 лет) ‑ характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы, появляется целеполагание как центральное новообразование;

б) вторая фаза (с 15 до 17 лет) ‑ характеризуется определением места в жизни, появляется рождение жизненной перспективы как центральное новообразование.

Модель развития общения М.И. Лисиной.Объявляет потребность в общении самостоятельной, отличной от всех других видов потребностей. При этом в качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению. Мотивы делятся на три группы: познавательные, деловые и личностные. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции. Каждая из выделенных форм общения характеризуется:

а) временем;

б) местом;

в) содержанием потребности;

г) ведущими мотивами;

д) средствами общения.

В периодизации развития общения выделяются следующие формы:

1. Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)

2. Ситуативно-деловое общение (6 мес. ‑ 2 года).

3. Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет).

4. Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).

В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу – даже не зависимо от того, желает он этого или нет. В этом направлении пока нет больших, развернутых теорий, есть только отдельные принципы, например, принцип развития через деятельность, самоконструирование, предложенный Р. Лернером, идея личностного контроля развития, идея критических (ненормативных) жизненных событий.

Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии и психологии развития, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопрос: Что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования ‑ субъективности (или, более общо ‑ внутреннего мира), он в качестве меха­низма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе)развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия)и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной схеме ‑ «матрице возраста»‑ каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Таблица

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.