Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепции внутренних причин психического развития





 

Швейцарский психолог Жан Пиаже ‑ один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии.Как известно, психологи этого направления изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития человека является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память.

Для представителей генетического направления важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Работы Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и самому себе.



Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптацияорганизма к окружающей среде. Адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма с окружающей средой. Эта активность представляет собой необходимое условие развития, так как схема окружающего не дается в готовом виде, нет ее и в окружающем мире. Схема мира вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой.

Процесс адаптациии формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы ‑ ассимиляцию и аккомодацию.В качестве примера ассимиляции Пиаже приводил игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию.Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми ребенок владеет, с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремиться к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций.



Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельностной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую реальность, объекты, существующие независимо от него. И чтобы познать объекты, он их трансформирует ‑ производит действия с ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями.

Современник Ж. Пиаже и его постоянный оппонент, французский психолог Анри Валлонвысоко ценил его работы за то, что в них была сделана попытка преодолеть традиционный, чисто описательный подход к описанию психики, и было предложено генетическое объяснение ярких феноменов детского развития. А. Валлона привлекали проблемы превращения действия в сознание.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносится душа и тело, биологическое, органическое, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить каким образом органическое становиться психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия:«эмоция», «моторика»(движение), «подражание», «социум».



Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий, в основе которой лежит структурная перестройка психики, при этом перестраиваются не только отдельные психические процессы (например, ведущая роль переходит от движения к мышлению), но личность ребенка в целом. Развивающее воздействие внешнего мира преломляется ребенком в его переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. Таким образом, с точки зрения А. Валлона, ребенок становится способен к психической жизни благодаря эмоциям.

Подобно либидо у 3. Фрейда эмоцииу А. Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. В концепции А. Валлона понятие «эмоция»тесносвязано с понятием«движение».У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению самого Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция.

Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка.

Другой большой переход в онтогенезе психики ‑ это переход от действия к мысли.По мнению А. Валлона, он возможен благодаряподражанию.Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается субъектом.

На примере подражания видна связь социумаи психики ребенка. Реакции ребенка должны быть поняты, дополнены, объяснены взрослым. Поэтому, считает А. Валлон, человек есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

Французский психолог Рене Заззоисследовал проблемы факторов, условий, этапов психического развития ребенка. Активный сторонник лонгитюдного метода, являясь одновременно учеником и А.Валлона и А. Гезелла, он исследовал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он полагал, что эти факторы не являются противоположными друг другу: благодаря своей наследственности человек создает среду; среда же дает наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Рене Заззо сформулировал три основных положения о взаимодействии факторов наследственности и среды. Первое положение состоит в утверждении, что человеческий род имеет одновременно самую богатую наследственность и самую большую пластичность (обучаемость). Детерминирующие влияния наследственности и среды достигают максимума у маленького ребенка; в процессе роста эти факторы не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются в единое целое.

Второе положение состоит в указании на необходимость строго отличать проблему наследственности и среды от проблемы индивидуальных различий. Отдельные индивиды и даже целые группы людей различаются между собой в отношении интеллекта, характера и других психологических черт. Какую роль играют в определении этих различий наследственность и среда? Согласно Р. Заззо, на этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как не существует универсальной формулы взаимодействия наследственности и среды; оно (взаимодействие) бесконечно изменчиво.

Третье положение касается иерархизированного разнообразия окружающих условий, которые участвуют в психологической детерминации каждого индивида. Среда осуществляет свое влияние на трех уровнях:

среда – это и общая ситуация, в которой развивается индивид (социальные, экономические, культурные условия);

среда – это ближайшее окружение ребенка, в первую очередь семья, через которую оказывает свое влияние и социальная сфера;

наконец, среда – это отношение самого ребенка к окружающему, которые формируются с раннего детства.

Р. Заззо все развитие ребенка разделяет на этапы. Первые три года жизни анализируются им на основе строгих физических и психических критериев, выделенных А. Валлоном. Он использует данные о развитии мышления, эмоциональной сферы, моторики и т.д. Вместе с тем он стремится сочетать психологическое изучение эволюции детского поведения с анализом хода органического созревания ребенка. Последующие этапы психического развития выделяются на основе критериев, заимствованных из практики школьного обучения.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии (Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга, X. Вернера и др.).

2. Дайте письменный ответ на вопросы: а) какие стадии интеллектуального развития выделил Ж. Пиаже; б) в чем суть феномена Пиаже.

3. В чем суть психоаналитических теорий детского развития. Дайте подробное описание теории детского развития З. Фрейда, развития классического психоанализа в работах А. Фрейд, а также опишите эпигенетическую теорию развития личности Эрика Эриксона.

4. Прочитайте главу 3 повести Л.Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.

5. В книге Л.Ф. Обуховой «Возрастная психология» (М.: Педагогическое общество России. – 1999), прочитайте главу 4 «Теории социального научения» и дайте ответ на вопрос: Какова роль среды в развитии ребенка, как влияют детско-родительские отношения на формирование личности ребенка.

6. Составьте таблицу современных теорий психического развития человека со следующими разделами: название теории, авторы теории, основные идеи теории, положительные стороны теории, отрицательные стороны (критика).

Список предлагаемой литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. ‑ Т.1. ‑ М., 1983.

2. Давыдов В.В.. Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. ‑ 1981. ‑ №12.

З. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо И.В. ‑ М., 1988.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‑ СПб., 1999.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. ‑ М., 1999.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. ‑ М., 1995.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.