Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендованная форма пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.





Рекомендованная Минфином форма пояснений имеет девять разделов, перечень не закрыт, разделы можно опускать, либо наоборот, вносить свои дополнения, в зависимости от особенностей бухгалтерского фирмы.

Итак первый раздел называется «Нематериальные активы и расходы на научно-технические и опытно-конструкторские и технологические работы». Он раскрывает информацию о наличии и движении нематериальных активов, о первоначальной стоимости нематериальных активов, созданных самой организацией, о нематериальных активах с полностью погашенной стоимостью, о наличии и движении результатов по НИОКР и о незаконченных и неоформленных НИОКР и незаконченных операциях по приобретению нематериальных активов. Для того, чтобы верно охарактеризовать данный раздел следует опираться на положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» [13], в котором расшифровываются все моменты, касаемые движения, оценки и амортизации НМА и ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР.

В следующем разделе в табличном виде можно обобщить информацию об основных средствах, а именно о наличии и движении основных средств, о незавершенных капитальных вложениях, об изменении стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации и т. д. Здесь следует опираться на положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 [14]. В нем указываются способы списания стоимости основного средства, случаи, при которых перестает начисляться амортизация, как меняется стоимость основного средства в связи с реконструкцией или модернизацией. Зная все это, бухгалтер сможет наиболее точно пояснить показатели, содержащиеся в балансе.



Далее главный бухгалтер может пояснить информацию о финансовых вложениях. Здесь следует руководствоваться иным положением. Это ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [15]. Так же Министерство Финансов рекомендовало таблицу, в которую можно внести данные о запасах: о их наличии, движении и о запасах в залоге (ПБУ 5/01).

Пятый раздел именуется «Дебиторская и кредиторская задолженность», шестой- «Затраты на производство», данные затраты можно классифицировать по экономическим элементам: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления по социальным нуждам, амортизационные отчисления и прочие затраты.



В последних трех таблицах пояснения можно вносить об оценочных обязательствах, об обеспечениях обязательств и о государственной помощи.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях капитала и в виде пояснительной записки.

 

Отчет о движении денежных средств является обобщением данных о денежных средствах, а также высоколиквидных финансовых вложениях, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. К денежным эквивалентам могут быть отнесены, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования. В отчете о движении денежных средств отражаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов, а также остатки денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода. [12]

Данные отчета о движении денежных средств представлены в следующем виде:

Текущая деятельность — это деятельность организации, свя­занная с извлечением прибыли в качестве основной цели при осуществлении производства промышленной продукции, вы­полнении строительных работ, продаже товаров, оказании ус­луг общественного питания, заготовке сельскохозяйственной продукции, сдаче имущества в аренду и др.

В процессе текущей деятельности денежные средства исполь­зуются на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, на вып­лату заработной платы, на расчеты с бюджетом по налогам и сбо­рам и др.



Организация в процессе текущей работы должна постоянно регулировать денежные потоки с целью развития производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность орга­низации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий, оборудо­вания, нематериальных активов и других внеоборотных акти­вов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных фи­нансовых вложений в другие организации, выпуском облига­ций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

Приток денежных средств от инвестиционной деятельности обусловлен поступлениями от продажи основных средств, не­материальных активов и других внеоборотных активов, возвра­том кредитов, предоставленных другим организациям, и др.

Отток денежных средств в результате инвестиционной дея­тельности связан с приобретением основных средств и немате­риальных активов, приобретением долей участия других орга­низаций, предоставлением кредитов (займов).

Инвестиционная деятельность организации обусловлена, прежде всего оттоком денежных средств, необходимых для мо­дернизации, реконструкции производства.

Финансовой деятельностью считается деятельность органи­зации, связанная с осуществлением краткосрочных финансо­вых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг крат­косрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций. [16]

Пункт 23 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» [17] требует раскрывать в пояснениях к бухгалтерской финансовой отчетности положения учетной политики, относящиеся к составлению отчета. Речь идет об изложении принципов, которыми компания руководствуется при разделении финансовых вложений и денежных эквивалентов, о пересчет в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте, о принятии решения о свернутом представлении денежных потоков транзитного или массового характера. Также могут излагаться другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете.

Организация должна раскрывать информацию о возможности дополнительно привлечь в будущем денежные средства, в том числе: суммы неиспользованных кредитных средств с указанием имеющихся ограничений по их использованию; величину денежных средств, которые могут быть получены организацией на условиях овердрафта; полученные организацией поручительства третьих лиц, не использованные по состоянию на отчетную дату для взятия кредита, с указанием суммы денежных средств, которые может привлечь организация; суммы займов (кредитов), недополученных оп состоянию на отчетную дату по заключенным договорам займа (кредитным договорам), с указанием причин такого недополучения.

При существенности показателей организация должна раскрывать информацию о: недоступных для использования суммах ( например, открытые в пользу других организаций аккредитивы по не завершенным на отчетную дату сделкам) с указанием причин ограничений; денежных потоках, связанных с поддержанием деятельности организации на уровне существующих объемов производства, отдельно от денежных потоков, связанных с расширением масштабов этой деятельности; текущих, инвестиционных и финансовых денежных потоках по каждому отчетному сегменту; средствах в аккредитивах, открытых в пользу организации, вместе с информацией о факте исполнения организацией по состоянию на отчетную дату обязательств по договору с использованием аккредитива (если обязательства по договору и использованием аккредитива организацией исполнены, но средства аккредитива не зачислены на её расчетный или иной счет, то раскрываются причины незачисления и суммы незачсиленных средств). [18]

Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Отчет об изменениях капитала должен содержать следующие числовые

показатели :величина капитала на начало отчетного периода и причины изменения величины капитала. [12] Так причинами увеличения капитала являются: дополнительный выпуск акций, переоценка активов, прирост имущества, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение), доходы, которые в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета относятся на увеличение капитала. А в свою очередь причинами уменьшения капитала являются: уменьшение номинала акций, уменьшение количества акций, реорганизация юридического лица ( разделение, выделение), расходы, которые в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета относятся на уменьшение капитала. [16]

Состав отчета об изменениях капитала изменился значительно. Первый раздел «Изменение капитала», теперь называется «Движение капитала». Он состоит из трех условных частей. В первой части отражают показатели по состоянию на 31 декабря года предшествующего предыдущий. Во второй части- данные об увеличении или уменьшении капитала в предыдущем году. Наконец, в третьей части показывают движение капитала в текущем отчетном году. Второй раздел «Резервы» полностью исключен. Его заменил раздел «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок». В каждой строке раздела 2 должны быть отражены данные по состоянию на 31 декабря года предшествующего предыдущий, сведения об увеличении (уменьшении) капитала в предыдущем году, а так же показатель по состоянию на 31 декабря текущего года. Например, заполнять данный раздел нужно в связи с тем, что в 2011 году изменились правила учета расходов будущих периодов. Весь остаток по счету 97 нужно пересчитывать ретроспективно, то есть представить, что новые правила уже действовали в предыдущие 2 года. Если в текущем году учетная полтика изменилась, скорее всего придется скорректировать сумму нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). [7] Раздел «Справки» заменен на раздел «Чистые активы». Причем, суммы целевого финансирования, полученные на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы, в данном разделе теперь не отражаются. В разделе 3 нужно привести сведения о стоимости чистых активов по состоянию 31 декабря текущего года и двух предыдущих лет. Порядок расчета искомой величины утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. №10н/03-6/пз. Его могут применять, как акционерные общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Значение показателей, как и прежде, приводятся за три отчетных периода. Теперь взаимоувязка показателей баланса и отчета об изменениях капитала стала соответствовать отчетным датам, что облегчает проведение корректировок данных форм. [19]

Подводя итог по вышеизложенному, следует сказать, что пояснения очень важная форма бухгалтерской отчетности, поскольку она соответствует основным принципам, которым должно следовать ведение бухгалтерского учета- это принцип понятность и принцип существенности. В пояснениях бухгалтер раскрывает всю ту информацию, которая содержится в других формах, но в более развернутом виде, чтобы у пользователей не возникало вопроса откуда появился тот или иной показатель. Чтобы обеспечить понятность и удобность для пользователя, организация сама выбирает форму составления пояснений либо в текстовой, либо в табличной форме, или же совмещая оба варианта, опираясь на рекомендованные таблицы Минфином. Это обязательная форма, которая устраняет все недопонимания и обобщает годовую бухгалтерскую отчетность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.