Сделай Сам Свою Работу на 5

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ





 

Обучение осуществляется обществом в целом, а не только семьями, школами или другими группами. Поскольку образование жизненно важно для социального единства, оно всегда находилось под контролем или по крайней мере под влиянием тех, кто стоит у власти, т.е. государства). Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.

В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров (Розен, 1978). Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.

В Китайской Народной Республике образование тоже централизовано. Группа исследователей, возглавляемая Кларком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огромным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В результате правительственной политики "искоренения неграмотности" уровень грамотности народа повысился более чем на 70 процентов. Как правило, правительство придает основное значение обучению и профессиональной подготовке без отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево и не связано с потерей драгоценного рабочего времени (Керр и др., 1978).



В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее, принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 г. местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 процентов начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образования включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 г. почти половина расходов на высшее образование оплачивалась за счет фондов, собранных из неправительственных источников.



 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Система образования часто используется для удовлетворения потребностей экономики. Как уже упоминалось, в прежнем Советском Союзе и Китайской Народной Республике образование ориентировано главным образом на овладение навыками, которые требуются в промышленном производстве.

Поэтому в системах образования этих стран главное значение придается профессиональной, технической и научной подготовке.

Гуманитарное образование, широко распространенное в США, существенно отличается от системы, сложившейся в Советском Союзе. Типичные американские четырехгодичные программы в области гуманитарных наук не используются для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Однако во многих колледжах и университетах с гуманитарным уклоном введено практическое, техническое и профессиональное обучение. Например, в учебных заведениях гуманитарного профиля часто преподаются курсы по патронажу, журналистике и технике. Кроме того, в некоторых университетах технического профиля в условиях преобладания технических дисциплин изучаются также гуманитарные науки.



 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ В АМЕРИКЕ

Независимо от различий школы в каждом обществе можно считать формальными организациями, которые пытаются достичь определенных целей. Более того, большинство школ создано на основе бюрократических принципов. Как упоминалось в 6-й главе, термин "бюрократия" обозначает организацию, где работают на полную ставку штатные высококвалифицированные сотрудники, роли которых четко разделены. Для бюрократии характерна также строгая иерархия власти. Школа точно соответствует этой характеристике. Четко регламентированные обязанности работников (администраторов, учителей, секретарей и специалистов в области хозяйственно-технического обслуживания) регулируются на основе кодекса правил и стандартов. Этот кодекс составляется представителями школьной власти: педагогическим советом, директором школы и др.

Во времена, когда школа состояла лишь из одного класса, не было оснований говорить о бюрократии. Часто единственный учитель выполнял многие роли: преподавателя, секретаря, уборщика и т.д. Методика преподавания определялась главным образом самим учителем, а не государством. Как только школа расширилась, превратилась в совокупность отдельных классов (1,2, 3-го и т.д.) и уровней (речь идет о начальной и средней школе), она стала более бюрократизированной. Требования, выполнение которых давало право на получение диплома учителя, были стандартизированы. Были установлены специальные правила продвижения по служебной лестнице и повышения в должности. Обязанности распределялись в соответствии с планом работы школы.

В настоящее время, пытаясь приспособиться к обезличенной системе образования, предлагающей сложные задания по курсу вычислительной техники и обширные лекции, многие учащиеся, вероятно, грустят по прошлому, когда учиться было значительно легче. Однако бюрократизация образования дает и некоторые преимущества. В то время как в школах обычно уделялось главное внимание обучению чтению, письму и арифметике, в наши дни многие школы пекутся о "всестороннем развитии ребенка". Эта тенденция наблюдается даже, несмотря на сокращение бюджета в последние годы, что привело к отмене многих специальных программ. Специалисты помогают учащимся справиться с трудностями, возникающими в процессе овладения навыками чтения и речевыми навыками; они стимулируют физическое развитие школьников и оказывают на них позитивное влияние в других отношениях. Еще один элемент бюрократической системы - увеличение количества правил также дает некоторые преимущества. Правила могут способствовать защите и учащихся, и преподавателей от дискриминации, необоснованного исключения или увольнения.

Ролевые конфликты

Воздействие группы сверстников

Влияние образования

Влияние социальных факторов на образование

Социальный класс

Расовое и этническое происхождение

Пол

Политическое влияние

Педагогические советы школ

Государственные законодательные органы

Федеральное правительство

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

Один из недостатков бюрократической системы образования состоит в потенциальной возможности ролевых конфликтов среди учителей. В начальной и средней школах ролевые конфликты могут возникать по поводу дисциплины учащихся. Учителя должны укреплять власть директора школы и бороться с непослушанием учащихся. Если учащиеся плохо себя ведут, учитель оказывается перед выбором: не обращать внимания на недисциплинированных детей и не нарушать ход урока или удалить их из класса и отвести к директору. Первый вариант часто воспринимается родителями, учащимися, другими учителями и директором как свидетельство некомпетентности. Вторая, "жесткая линия поведения" часто помогает наладить дисциплину в классе, но, кроме того, может привлечь внимание директора к проблемам, о которых учитель не хотел бы ему сообщать (Гордон, 1968).

В колледжах и университетах также возникают различные Ролевые конфликты. Преподаватели должны выбрать для себя приоритеты и решить, следует ли придавать основное значение делам своего факультета или добиваться достижения более широких профессиональных целей. Те, кто выбирает первое, в большей мере поглощены преподавательской и общественной работой на благо факультета. Те, кто следует по второму пути, тратят больше времени на проведение исследований и организацию публикаций, выступления на конференциях специалистов и работу в качестве консультантов. Все это делается ради собственной выгоды.

Независимо от выбора приоритетов члены профессорско-преподавательского состава иногда становятся администраторами. В этой роли они могут столкнуться с другим типом конфликта. Его причиной может стать противоречие между интересами колледжа или университета в целом и интересами некоторых бывших коллег нового администратора. Покинув учебные аудитории, они находят друзей среди других администраторов. Иногда они вынуждены принимать решения (например, о сокращении бюджета), которые не отвечают коренным интересам факультетов, где они преподавали. Преподаватель, который становится администратором, в какой-то мере тоже утрачивает статус научного работника и самостоятельность (Мортимер, Мак-Коннелл, 1968).

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.