Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудовая миграция и ее последствия для стран- экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.





Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю-щих трудящихся-мигрантов.Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо-вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко-торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования. Негативные последствия миграции для стран-экспортеров:

потеря высококвалифицированных подготовленных специалистов, так называемый "отток умов";дополнительные расходы из бюджета на подготовку новых специалистов; возникновения тенденции к спаду темпов экономического роста.

Негативные последствия миграции для стран-импортеров:



возникновения дополнительных проблем, связанных с социальной защитой

иммигрантов; отток национальной валюты в форме вывоза или перевода; потеря обученных дешевых специалистов-иммигрантов, при их возвращении на родину.

 

46. Регулирование процессов международной трудовой миграции в современных условиях.Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:разработка конвенций и рекомендаций о труде; оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки; обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.



47. Влияние внешней миграции на экономику РФ.Миграционная политика России: -реализация гражданами РФ права на свободу перемещения; -гарантия.защиты и поддержки трудящихся мигрантов за рубежом; -обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов. Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов. С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным - межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Первый важный фактор трудовой иммиграции в России – ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, - это ситуация на рынке труда (устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики). Влияние иностранных работников на сферу занятости населения на локальном уровне оказывается более значительным. Особенно это относится к столичным и крупным городам, приграничным территориям, малонаселенным районам в северных и восточных регионах страны. реди административно-территориальных образований самым крупным потребителем иностранной рабочей силы является Московский регион. Более трети общего числа всех зарегистрированных иностранных работников (из числа «ближних» и «дальних» иностранцев) работают сегодня в Москве и Московской области, главным образом, в строительстве и на транспорте. Второй крупный центр притяжения трудовых мигрантов — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа большая часть из числа которых — это украинские нефтяники и газовики. За последние пять лет в одном только Ямало-Ненецком автономном округе работало свыше 80,0 тыс. иностранных работников. Третья крупная зона — приграничные территории. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке наиболее высокие показатели привлечения иностранной рабочей силы в Приморском крае, преимущественно китайцы, корейцы и вьетнамцы. Из приграничных территорий западных районов страны выделяются Белгородская, Воронежская, Калининградская, Ленинградская и Ростовская области.



48. Экономическая интеграция: сущность, предпосылки и цели.МЭИ – это объективный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающий потенциалом саморазвития и саморегулирования. Предпосылки интеграции – комплекс взаимосвязанных процессов хозяйственной жизни стран мира второй половины ХХ века. Развитие производительных сил в условиях НТР Международное разделение труда и функционирование ТНК и МНК Интернационализация производства и капитала, сопровождающееся межгосударственным регулированием Экономическая интеграция. Цели международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

49. Основные формы и этапы региональной экономической интеграции.Формы: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; полная экономическая интеграция. Этапы: На первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Как правило, они подписываются на двусторонней основе. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим торговли.На этом этапе возможно создание небольших непостоянных межгосударственных организаций. На втором этапе страны создают зоны свободной торговли, предусматривающие полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных тарифов в отношениях с третьими странами. Перечень товаров свободной экономической зоны бывает различным, но, как правило, свободными являются все товары, кроме сельскохозяйственных. На третьем этапе возникает таможенный союз, который предусматривает: 1) согласованную отмену всех таможенных тарифов или введение минимального общего тарифа; 2) единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран; 3) полную свободу перемещения всех товаров внутри союза; 4) развитую систему постоянных межгосударственных органов, координирующих согласование внешней политики. На четвертом этапе интеграция достигает общего рынка. Здесь свободно передвигаются не только товары, но и факторы производства (капитал и рабочая сила). Появляется определенная политика, проводимая постоянно. Это совещание глав государств и правительств, проводимое 1 —2 раза в год. На пятом этапе возникает экономический союз, появляются координация внутренней политики, унификация законодательства в ключевых областях (валютной, бюджетной, денежной). Правительство согласованно отказывается от части своих функций и тем самым уступает часть суверенитета в пользу надгосударственных органов. Эти органы получают право принимать решения без согласования с правилами стран-членов. Ярким примером интеграции является Европейский союз (ЕС), который в данный момент находится на данном этапе. Здесь ликвидированы все барьеры на пути свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и трудовых ресурсов. ЕС — наиболее развитое объединение в мире, в него входят 25 стран. На шестом этапе интеграции возможен политический союз, который привел бы передачу национальными правительствами большей части своих функций надгосударственным органам. Это фактически означало бы появление конфедеративного государства. Пока ни одна из форм интеграции перед собой такой задачи не ставит. Уровни: Частно- корпоративная интеграция; Государственная и государственно-корпоративная интеграция; Межгосударственная экономическая интеграция; Уровень отдельных компаний, межфирменная интеграция

50. ЕС: этапы и перспективы развития.Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания. Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне. Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.

Европейский союз — этапы интеграции. Отраслевой союз 1951-1957За время своего существования европейская интеграция претерпела ряд качественных метаморфоз. В 1951 г. первоначальной «клеточкой» будущего Союза стало отраслевое объединение угля и стали (ЕОУС) — Парижский договор, когда произошло картелирование двух базовых отраслей экономик шести стран. В Объединение ЕЭС-6 вступили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Впервые национальные правительства этих стран добровольно делегировали часть своего суверенитета, хотя и в четко определенной области, наднациональной организации. Зона свободной торговли 1958-1968В 1957 г. между теми же странами состоялось подписание исторических Римских договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Римские договоры в совокупности с Парижским договором создали институциональные основы Европейского сообщества. Днем основания ЕЭС считается 1 января 1958 г., когда договоры вступили в силу. Все договоры имели единую цель — экономический рост и более высокий жизненный уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Все три Сообщества (ЕЭС, ЕОУС, Евратом) имели общие Парламентскую ассамблею и Суд. В 1958 г. председателем Ассамблеи был избран Р. Шуман — активный организатор европейского единства.Таможенный союз 1968-1986В соответствии со статьей 9 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых, равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Таким образом, создание таможенного союза имело два аспекта — внутренний и внешний. Внутренний аспект — формирование зоны свободной торговли внутри Сообщества при сохранении свободы экономических действий по отношению к третьим странам. С 1958 по 1968 г. идет процесс постепенного снижения и отмены таможенных пошлин и количественных ограничений между странами Европейского экономического сообщества, формируется единое торговое пространство. Внешний аспект — осуществление единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом (ЕТТ), ограждающим территорию Сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины единого таможенного тарифа устанавливаются, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применяющихся на 1 января 1957 г. Введение единого тарифа проводилось постепенно путем сближения национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ. Это означало понижение пошлин для Франции и Италии — стран с высокими таможенными обложениями — и их повышение для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. В полном объеме единый тариф применяется с 1 июля 1968 г., с момента упразднения пошлин внутри Сообщества, и имеет ярко выраженную понижательную тенденцию. За 20 лет средний уровень таможенных тарифов снизился с 40 до 4,5%. Общий рынок 1986-1992С 1987 г., в соответствии с решениями Единого европейского акта, страны европейского союза переходят в стадию Общего рынка. Внутри Сообщества реально перемещаются не только товары, но и все другие факторы производства: услуги, капиталы и др. Иными словами, формируется общее рыночное пространство. Полноценное функционирование последнего невозможно без создания единого валютно-финансового пространства. Первые попытки взаимодействия в этой сфере возникли еще в 1950 г., когда был создан Европейский платежный союз (ЕПС). Он возник в условиях послевоенной разрухи, неконвертируемости европейских валют, малых золотовалютных резервов. Способом расширения платежного потенциала отдельных стран стала координация использования излишков, возникавших в торговле с одними странами, для покрытия дефицитов в торговле с другими странами. Европейский платежный союз просуществовал 8 лет и выполнил свою задачу. В 1969-1972 гг. в соответствии с планом П. Вернера шесть стран европейского союза попытались создать механизм совместного плавания своих валют, названный «валютной змеей». Экономический и валютный союз 1993 — настоящее времяМаастрихтский договор (1993 г.) или Договор о Европейском союзе придает Европейскому экономическому союзу и Европейской валютной системе новые очертания. Наднациональные институты (первая опора) дополняются сотрудничеством в области внешней политики и безопасности (вторая опора) и в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Создаются предпосылки для создания Экономического и валютного союза (ЭВС). В соответствии с планом Делора участниками Валютного союза становятся лишь те страны, которые отвечают установленным критериям конвергенции (тема 9). Осуществляется постепенная замена национальных денег на единую европейскую валюту — евро (EUR). Создан Европейский ЦБ, проводящий единую для стран-участниц денежно-кредитную политику. Из 15 стран ЕС в состав ЕВС не вошли: Греция — по причине несоответствия критериям (позднее была включена), Великобритания, Дания и Швеция — по результатам национальных референдумов.

51. Расширение ЕС: критерии, цели, проблемы.Цели создания Европейского Союза: устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг; создание валютного союза; унификация налоговой системы; сближение законодательства. Центральный вопрос расширения — резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счет прироста ВВП ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов. В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре 2007 г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолен: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран — участниц. Союз сделал еще один шаг к созданию Соединенных Штатов Европы. С позиции развития российской экономики продвижение Европейского союза на восток имеет свои плюсы и минусы. Россия выиграет на упорядочении разных условий торговли в странах-кандидатах, снижении таможенных пошлин и цен за транзит. Безусловным минусом является сокращение нашего товарооборота с бывшими странами СЭВ. В общем плане проигрышем является «дистанцирование» стран ЦВЕ от России.

52. ЕС и РФ: перспективы стратегического партнерства.Европейский союз является долговременным стратегическим партнером России. Отношения России и ЕС основываются на принадлежности к европейской исторической и культурной традиции, приверженности общим гуманистическим и демократическим ценностям. Европейский союз все в более широком масштабе приобретает роль самостоятельного фактора в системе формирующегося многополярного мира. Россия и ЕС несут главную ответственность за безопасность и стабильность в Европе и в мире. Правовой основой взаимодействия между Россией и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г. на первоначальный срок в десять лет, т.е. до 2007 года - Соглашение может возобновляться каждый год при условии, что ни одна из Сторон не направит другой письменного извещения о денонсации Соглашения как минимум за шесть месяцев. Стратегическое партнерство России с Евросоюзом реализуется в рамках углубленного политического диалога и взаимодействия в международных организациях, в подходе к решению ряда основных международных проблем. Политический диалог на регулярной основе позволяет достигать взаимопонимания с ЕС по ключевым международным проблемам, в том числе в контексте формирующейся Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО). Европейский союз - наш главный торгово-экономический партнер. С присоединением к ЕС в мае 2004 года десяти новых членов на его долю приходится свыше половины общего внешнеторгового оборота России. Страны Евросоюза осуществляют значительный объем инвестиций в российскую экономику. Россия устойчиво занимает первое место в перечне внешних поставщиков природного газа в ЕС и второе - нефти, ее доля в импорте странам ЕС нефти превышает 20%, а газа - 40%.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.