Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Объяснение нового материала





Класс

Основные понятия базы данных.

Информационно-поисковая система (БД и СУБД); понятие информационных структур данных: реляционная (таблица), иерархическая (деревья) и сетевая; объекты базы данных: поле, за­пись, ключевое поле; форматы типов данных СУБД «Access» и ее ин­терфейс.

Системный анализ. Инфологическая модель.

Процесс создания структуры базы данных.

Классификация и характеристика инструментов СУБД: для рабо­ты с файлами базы данных, для работы с фрагментами информации, для работы с записями и полями, управления видом базы данных, об­работки данных, вывода данных.

Понятие структуры базы данных.

Редак­тирование структуры базы данных: удаление поля, добавление ново­го поля; ввод данных; сохранение базы данных; форматирование базы данных; поиск/замена; сортировка; фильтрация и запрос; описание технологии создания отчета и формы.

 

1 урок. Вводная лекция: Информация и структуры данных. Классификация БД. Основные типы БД: реляционная, сетевая и иерархическая. Представления о БД и СУБД. Структура БД. Объекты БД. Основные принципы создания БД. Практическая работа №1.



2 урок.Системный анализ предметной области. Основные объекты и связи между ними. Инфологическая модель. Тестовая работа №1.

Практическая работа №2. Спроектировать модель БД «Расписание уроков».

Цель работы: построение инфологической модели

3 урок. Создание связей в многотабличной БД в СУБД Access

Цель работы: освоение технологии установления связей между таблицами.

Тестовая работа №2. Практическая работа №3.

4 урок.Технология создания многотабличной БД. Заполнение таблиц данными.

Практическая работа №4.

Цель работы: освоение приемов организации связей между таблицами в СУБД Access. Тестовая работа №3.

5 урок.Фильтрация данных, запрос. Практическая работа №5.

6 урок. Технология формирования форм, отчетов в БД.

Практическая работа №6.

Цель работы: освоение приемов формирования форм и отчетов в СУБД Access.Тестовая работа (итоговая по БД).

Цели уроков:

· Образовательная:

o познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, системный анализ и инфологическая модель, с классификацией БД;



o показать практическое применение теоретического материала;

o дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

· Развивающая:

o развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

o развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

o продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

· Воспитательная:

o воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

o воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

o воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

Урок №1 База данных Microsoft Access

Тип урока:урок изучения нового материала.

Вид урока:комбинированный.

Формы работы:

  • Объяснение нового материала – фронтальная работа
  • Практическая работа – индивидуальная работа.

Оборудование:

  • Схема № 1 необходимая для объяснения материала;
  • Схема № 2;
  • Схема № 3;
  • Листы с последовательностью построения структуры базы данных (по количеству учеников);
  • Список классов нашей школы;
  • Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя.Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access.
Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.



II. Объяснение нового материала

– Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.
Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)
Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков.
Разобрать пример с книгами.
Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически (определение записать в тетрадь).
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

  • большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);
  • программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных) (записать в тетрадь).

В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных.

Рассмотреть начало схемы № 1

Схема №1.

 
 

 

 


компоненты

 
 

 


организация

 

 
 

 

 


Иерархические Сетевые Реляционные

       
   
 
 

 


DBIG,

IDS RUC, SQL/DS, DB2,

IMS, OKA Банк, Сетор, DBASE, KAPAT,

Сеть, FOXBASE, RBASE,

Сиод PARADOX, Clarion

– Итак, мы рассмотрели понятия информационно-поисковая система, база данных, СУБД.

Задание. На доске приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из нее?

1, 3, 5; ТУ-154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8-40; АН-24; Ижевск; 16-20; ТУ-134;320; 308; 3107; 17-35; 1, 3, 5, 7.

– В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов, но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов.

Рассматриваем таблицу №1

Таблица №1.

 

Аэропорт назначения Номер рейса Тип самолета Дни отправления Время Отправления
Москва ТУ-154 1,3,5 16-20
Ижевск АН-24 4,7 17-35
Тюмень Ту-134 1,3,5,7 8-40

– Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи.
Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных.

Схема №2

 

 

 


На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена информация о структуре института.
Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название, адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название, количество преподавателей, заведующий кафедрой).
База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической (записывают в тетрадь).

– Третья разновидность структуры данных называется сетью.

Схема №3

 

 
 

 


Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются какие ученики.
База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой(ученики записывают в тетрадь).
Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая, сетевая.

БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения данных, по структуре организации данных

1. по характеру хранимой информации

1) фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)

2) документальная (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)

2. по способу хранения данных

1) централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)

2) распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)

3. по структуре организации данных

1) реляционная – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)

2) иерархическая

3) сетевая.

– Итак, в настоящее уже время в больших книжных магазинах и не только в книжных, в аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различные сведения.

Принципы, лежащие в основе разработки структуры БД:

  1. Правильность разработанной структуры (поля уникальны, тип, размер, формат):
    1. каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных, повторяющиеся элементы отсутствуют;
    2. все поля в таблице однородные;
    3. поля имеют уникальные идентификаторы.
  2. Соблюдается условие нормализации (поля таблицы должны отражать непосредственные характеристики (свойства, атрибуты) объекта, к которому относится запись).
  3. Полнота (Помни(!) избыточность, недостаточность атрибутов).
  4. Непротиворечивость данных (дублирование записей).
  5. Удобный доступ к данным.

Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.