Сделай Сам Свою Работу на 5

Протокол к упражнению 2.1





 

 

 

Состояние Признаки Итого
Интеллек­туальные симптомы Поведен­ческие симптомы Эмоцио­нальные симптомы Физиоло­гические симптомы
Относительный покой          
Эмоциональное напряжение (стресс)          

Упражнение 2.2. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса

Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов -как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3-4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента — измерение пульса на лучевой арте­рии своего товарища. Третий студент производит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый сту­дент осуществляет координацию работы всей группы.

Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».



Через 20-30 с после произнесения инструкции координатор засе­кает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кро­ме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости ис­пытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с уд­линенным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоми­нания.


 


Результаты измерений и самоотчет испытуемого заносятся в про­токол. Протокол к упражнению 2.2

 

 



 

Частота сер­дечных сокра­щений Частота дыхания Примечания наблюдателей о замеченных реакциях Самоотчет испытуемо­го о своих эмоциональ­ных переживаниях во время опыта
Покой Стресс Покой Стресс
           

После оформления протокола проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и формулируются выводы.

Упражнение 2.3. Структурный анализ стресса

Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следую­щей схеме:

 

Стрессовая ситуация и ее предпосылки Поведение (мысли + действия + + чувства) Что помогает мне преодолевать стресс? (мысли + действия + + чувства)
Стресс: Мысли: Мысли:
     
     
Предпосылки: Действия: Действия:
     
     
     
Последствия: Чувства: Чувства:
     
     
     

После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы.


248Приложения

Глава 3. Динамика стресса

Упражнение 3.1. Выявление корреляции между уровнем личностной тревожности и чувствительностью к стрессорным воздействиям

Ход работы. Первая часть работы проходит в индивидуальном режи­ме. Сначала студенты определяют показатель личностной тревожно­сти по тесту Спилбергера — величину X.

Затем каждый студент оценивает среднюю частоту своих психоло­гических стрессов за год (величина V) и среднюю длительность про­текания стрессов (в днях) — величина 2.



Вторая часть работы проходит в коллективной форме. Один из студентов чертит на доске таблицу, в которую заносит полученные индивидуальные результаты:

 

№ п/п Ф. И. О. Показатель лич­ностной тревож­ности (X) Средняя частота стрессов (за год) (V) Средняя дли­тельность стрес­са (в днях) (7)
       
       
         
п        

Затем другой студент рисует на доске три графика и заносит в них индивидуальные данные из таблицы; такую же работу проделывают остальные участники работы.

XXV

Первый график показывает взаимосвязь между тревожностью че­ловека и частотой переживаемых им стрессов, второй — между тре­вожностью и длительностью стрессов, третий -- между частотой стрессов и их продолжительностью.

Результаты исследования и полученные выводы заносятся в про­токол.


Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 249

Глава 4. Причины возникновения стрессов

Упражнение 4.1. Работа с негативными установками

1. Установка «конца света» — идея о том, что ситуация слишком
ужасна и граничит с катастрофой.

Слова-маркеры: это ужасно, мрак, катастрофа, я этого не переживу, зарезал без ножа, конец, я пропал и т. д.

•Ф- Приведите примеры:_____________________________________

•Ф- Найдите контрдоводы:____________________________________

2. Установка «негативной оценки» — идея о том, что мы должны обя­
зательно осуждать отрицательные явления нашей жизни и давать
им оценку.

Слова маркеры: плохой, некрасивый, страшный, отвратительный, глупый и т. д.

•Ф- Приведите примеры:_____________________________________

•Ф- Найдите контрдоводы:____________________________________

Глава 5. Виды стрессов

Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме

 

Когда вы начинаете чувствовать наличие стресса?  
Сколько времени продолжается экзаменационный стресс (дней)?  
В чем у вас проявляется экзаменационный стресс (мысли, эмо­ции, поведенческие реакции)?  
Перечислите все основные факторы, от которых зависит уро­вень стресса (объем материала, ваши знания, время до экзаме­на, особенности преподавателя и т. д.)  
Выделите главные факторы из предыдущего раздела.  
Что усиливает стресс?  
Что уменьшает стресс?  
Какие факторы экзаменационного стресса являются объектив­ными и не зависят от вашего влияния?  
На какие факторы вы можете активно влиять?  

Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в ответах.


250 Приложения


Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 251


 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.