Сделай Сам Свою Работу на 5

IV. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА





 

В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счет более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование– образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств. Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными), а те, от которых образуются новые слова, – производящими.

Слова появляются в русском языке разными путями. Большую роль в обновлении словаря играет образование слов по существующим моделям с помощью специальных словообразовательных средств. Образование нового слова с помощью различных словообразовательных средств относится к тому или иному способу образования.Для современного русского языка характерны следующие основные способы образования новых слов:

- с помощью суффикса: банк банковский, валюта валютчик, доход доходность, металл металлист, меценат меценатство, нарколог наркологический, компьютер компьютеризация, рынок рыночник, аппарат аппаратчик, Ельцин елъцинист, Горбачёв горбачёвец; подписать подписант, силовой силовик;



- с помощью приставки: кормить прокормить, индексировать проиндексировать, перестроечный доперестроечный постперестроечный антиперестроечный, мера контрмера, западная прозападная, осторожный суперосторожный, звезда суперзвезда, компьютер суперкомпьютер;

с помощью частицы -ся: расколоть расколоться, качать качаться, обанкротить обанкротиться, оторвать оторваться, раскрутить раскрутиться;

- с помощью приставки и суффикса (или частицы -ся) одновременно: копить накопитель, политика деполитизация, референдум постреферендумный, рынок порыночному, совок по-совковому, чёрный по-чёрному, крутить прокрутиться;

- с помощью сложения основ слов, в результате чего образуются новые слова: премьер-министр, приёмник-распределитель, пуленепробиваемый, радиотелефон, радикально-демократический, рок-группа, рукоположение, русскоязычный, СД-плейер, секретарь-референт, социал-демократия, сэконд-хэнд, факс-модем, фирма-риэлтер, ценообразование.



В XX веке широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (такой способ в грамматике называется аббревиация). Этот способ очень активен и в наши дни. Сложносокращенные слова в русском языке образуются по-разному: а) из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание (МРОТ – минимальный размер оплаты труда, ГКО – государственные краткосрочные облигации, НЛО – неопознанный летающий объект); б) из начальных частей слов (Госкомстат Государственный комитет по статистике) или из начальной части слова и целого слова (Сбербанк – сберегательный банк, Госналогслужба Государственная налоговая служба, мутагены мутационные гены); из двух частей слова с соединительной гласной (банкомат банковский автомат, демороссы – сторонники движения Демократическая Россия); в) сочетанием части слова и формы косвенного падежа существительного (завкафедрой заведующий кафедрой, комполка командир полка).

Слова, образованные по одинаковым моделям с помощью одинаковых словообразовательных средств, имеют общее значение, которое называется словообразовательным значением. Словообразовательных значений в языке очень много, вот некоторые из них: «лицо – производитель действия»; преподаватель, победитель, слушатель, мечтатель, нарушитель; «сторонник чего-либо»: державник, рыночник, государственник; «принадлежащий к какому-либо коллективу, организации»: профсоюзник, бюджетник, невозвращенец, подписант; «названия по профессии»: компьютерщик, проектировщик, регулировщик, финансист, бульдозерист, программист; «процессы, наделенные теми или иными свойствами»: долларизация, департизация, компьютеризация, приватизация; «событийное или процессуальное значение»: постперестройка, постваучеризация; «значение противодействия, отрицания»: антирынок, антигерой, деполитизация, разгосударствление, контраргументы; «значение: в интересах кого-либо, чего-либо»: проамериканский, профашистский, пронатовский; «значение ложности, неистинности»: псевдогерой, псевдопатриотизм, квазиавторитет, квазирынок, псевдоофис; «значение полумеры и полурешения»: полуприватизация, недопогрузка, недовысказать; «действие или состояние, названное глаголом»: рисование, молчание, наказание, формирование, спасение.



Для разговорной речи очень характерна еще одна возможность образования новых слов, которая связана со свертыванием наименований из двух слов в однословные: девятиэтажка (девятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), визитка (визитная карточка), маршрутка (маршрутное такси), пятидневка (пятидневная рабочая или учебная неделя). В последние годы этот способ словообразования, отражающий стремление говорящего к экономии языковых средств, получил широкое распространение в устной (в том числе в публичной) речи, а также в языке публицистики.

Названные выше способы словообразования, а также присущие группам производных слов словообразовательные значения позволяют создавать слова, которые не вошли в общее употребление и являются авторскими новообразованиями. Такие слова называются окказионализмами: здесьиздат (по модели «самиздат», «тамиздат»), вашингтонщина (по модели «тамбовщина»), гимназиада (по модели «олимпиада»), Абсурдистан (по модели «Афганистан»), бывшевики (по модели «большевики»), демократура (по модели «диктатура»). Создание окказионализмов делает язык более образным и выразительным. Этим средством очень часто пользуются в художественной речи и в газетной публицистике. Оно является также излюбленным средством языковой игры.

ЗАДАНИЯ

 

1. Разделите слова на производные и непроизводные. Определите, от каких слов образованы производные слова. От непроизводных слов образуйте новые слова по известным словообразовательным моделям.

 

Безналичка, безопасность, безработный, вирусный, вирусология, виснуть, вкладчик, демпинговый, зависание, загнивание, коммерциализация, кредиторский, криминал, маклер, маклерство, маркетинг-клуб, малообеспеченный, подвижка, подворье, постсоветский, по-христиански, развал, разгул, рыночник, системщик, сканирование, страховать, строить, тест, фанат, фирма, центр, энергия, юрист, яблоко, дугообразный, сработаться, наизнанку, полугодовалый, нерешительность, соотечественник, сочинительство, неблагодарность, обезопасить, надолго, биржевик, кое-что, добудиться.

 

2. Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы следующие слова:

 

абсурдизм, аграрий, акцизный, анархист, безработица, биржевик, битовый, брокерский, бюрократизация, вазовский, ваучерист, ваучерник, ваучеродержатель, верование, вероучитель, взломщик, владыка, воплощение, гастролёр, дефляция, децентрализация, загрузка, заложник, заполитизировать, зарубежье, подпитка, прозападный, прокормить, продюсировать, прорыночный, распродажа, реприватизация, русскоязычный, самоисцеление, сбалансированный, сверхприбыль, сканирование, системщик, суперЭВМ, таможенник, творец, телохранитель, террорист, турагентство, фирмам, южане, яблоковец.

 

3. Проверьте по словарям значения перечисленных ниже аббревиатур. Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

 

АО, АПК, БОМЖ, ВИЧ, Внешторгбанк, ВОХР, ВПК, ВЧК, ГКО, ГКЧП, ГНИ, ГНС, Госбезопасность, Госналогслужба, Госкомстат, ГПУ, ГУЛАГ, ДПР, ДС, ЕС, ЕЭС, ЗАГС, КПРФ, КС, ЛДПР, МИД, МРОТ, НДС, НЛО, НПФ, ОВИР, ОМОН, ОС (в информатике), РАН, РИА, РФ, СКВ, СМИ, СНГ, совдепия, спецназ, СПИД, ТВ, ТОО, ФСНП, ХДС, ЧИФ, ЯБЛоко.

 

4. Образуйте производные слова по известным моделям и включите их в предложения:

 

налог, структура, Запад, индекс, качать, китч, байт, класс, ваучер, лобби, маклер, маркер, маркетинг, мораль, народ, государство, партия, план, право, банк, сертификат, сила, сканер, скаут, собор, тест, террор, финансы, расчёт, элита.

 

5. Сгруппируйте слова по значению приставки:

 

подбросить, подкинуть, подсунуть, подпевать, подвинтить, подкрасить, подложить, подпрыгнуть, подчистить, подшутить;

вбежать, вдавить, влезть, вложить, входить, вкатить, втянуть, вдуматься, вглядеться;

досолить, дочитать, дошить, докупить, доделать, доплатить;

объехать, обыскать, обрасти, обшить, обучить, обвенчать, облить;

прихворнуть, присохнуть, прихлынуть, притихнуть, притиснуть;

изгнать, истечь, иссушить, изрезать, искривить, искусать, избить.

 

6. Сгруппируйте слова по значению суффикса:

 

хлебница, нахлебница, скребница, волшебница, гробница, наставница, крапивница, чайница, заочница, сахарница, собеседница, темница;

преподаватель, завоеватель, нагреватель, опрыскиватель, преследователь, преобразователь, основатель, проигрыватель, предатель, издатель, отражатель;

мулатка, ракетка, заметка, тунгуска, схватка, полоска, записка;

ухабистый, мелкозернистый, тенистый, тонковолокнистый, ершистый;

заступник, мясник, дворник, советник, затворник;

озорник, рахитик, невольник, печатник, историк, сатирик, чудик;

вешалка, сиделка, косилка, читалка, курилка, зубрилка;

городок, обрубок, хохолок, обрывок, рожок, осадок, скребок, ходок.

 

7. Определите значение выделенных слов, установите способ образования:

 

1) За время его губернаторствав Благовещенске побывало столько высокопоставленных гостей, сколько этот город не видел за всю свою историю. 2) Некоторые политические силы стремятся восстановить в стране атмосферу ГУЛАГа.3) Некоторые советологи из числа наименее богатых сетуют на то, что их более состоятельные коллеги закупают у гэбистовльвиную долю наиболее ценной информации и монополизируютеё. 4) Сейчас трехдюймовые дискеты – самые распространенные сменные носители данных, и персоналкиобычно имеют дисковод для таких дискет. 5) «Зелёные» профессионалы внесут в акции организующегося общественного «зелёного»движения конструктивный смысл. 6) Грубые, с обломанными ногтями, несгибающиеся пальцы сложились в щепоть, свершили крестное знамение.7) Так интенсивно я не «качался»никогда. 8) Текстовый файл занимает 75 килобайтпамяти компьютера. 9) Идеологи и практики развала застойных лет, коррумпантыи перерожденцы с переходом страны к перестройке вначале затаились. 10) Лицензированию,в частности, подлежат такие виды деятельности, как предоставление услуг по аренде каналов сотовой связи. 11) Они могут действовать с выдумкой: например, снять комнату и в отсутствие хозяев сдать всю квартиру, взяв плату за год, да еще и маклерские.12) По нашим подсчетам, оборот «наркорублей»в этом году составил в России примерно 50–60 миллиардов. 13) Бабушка моя в период расказачиваниябыла школьницей. 14) Мне положили сто тысяч долларов в год, на эти деньги я стал раскручиватьфирму.

 

8. Определите, от каких двусловных наименований образованы следующие слова:

 

пятиэтажка, девятиэтажка, персоналка, зелёнка, пятитонка, военка, визитка, распечатка, нарезка, наличка, безнал, «японка», «шестерка», «девятка», «восьмерка», рукопашка, неучтёнка, высотка, напряженка, Средиземка, учредиловка, зачётка, читалка.

 

9. Найдите в современной газетной публицистике слова, появившиеся в последнее время. Определите, по какому образцу они образованы и какое значение имеют.

 

10. Найдите в следующих примерах из газет и устной речи ошибки, объясните их и исправьте.

 

1) Несмотря на то, что вина военкоматчицы в получении с «клиента» 2,5 тысячи долларов взамен на гарантированный «отмаз» от армии была полностью доказана, судьи отнеслись к даме весьма снисходительно, назначив ей условное наказание. 2) На смену экономической абракадабре пришла яблокодабра политическая. Ведь нашему образованному электорату не важно, что сказать, – важно, как сказать, насколько «интеллигентно» и наукообразно. 3) Мне остается только оспасибить всех, кто помогал в проведении сегодняшнего эфира. 4) Присутствующая здесь молодежь, которая будет проживать в XXI веке, будет решать многие задачи. 5) Министр теперь не пытается оспорить свою подпись под бумагой, которая, по существу, ничем не отличается от «контрактов», предлагаемых коммерсантам бандитскими «крышами». Разве что «крышующие» предпочитают не оставлять писаных – черным по белому, на бумаге следов своих благодеяний. 6) Поколению «девяностодесятников» (если условно брать годы рождения виртуалов) так и не удалось даже в Сети организовать принципиально новое, свободное и идейное сообщество. 7) Недавно закончилась в Питере конференция, где обсуждались проблемы реформации русского языка на стыке тысячелетий. Коллеги-журналисты в связи с этим понаписали и понаобещали по телевизору много всяких ужасных вещей, вплоть до тотального переучивания правил правописания. 8) Президент занимает центристскую позицию, он отказался от настроенческих загогулинок и объявил войну олигархам. 9) Водка «Вдовы Попова» вырабатывалась только из ржаного зерна по старому фирменному рецепту дореформенного владельца винокурни М. А. Попова. «Поповка» отличалась питкостью, бархатистостью, приятным вкусом. 10) «Омхачивание» всех советских театров происходило как коллективизация и индустриализация 11)Началось великое противостояние кандидатов в президенты России. И все это говорит об одном: в России переизбыток людей ученых и честных, знающих не понаслышке, как ее, бедолажную, вытащить из ямы, как поставить на такую экономическую «небоскребность», что даже у США шапка с головы слетать будет. 12) Отличительной чертой этих сигарет является классическая мешка, составленная из лучших сортов табака, которая обладает уникальными вкусовыми качествами. 13) Я все в этих диаграммах пролазила вдоль и поперек. Я даже отксерила один экземпляр.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Алпеева Л. В. Ипподром, аэродром, психодром // Русская речь. 1999. №3.

Дерибас В. М. СПИД и ВИЧ // Русская речь. 1999. № 6.

Шустов А. Н. Наши отношения с миром // Русский язык в школе. 1998. №2.

Колесников Н. П. Кое-что о псевдоомонимах // Русская речь. 1990. №6.

Козловская Т. Л. «Хочу сказать о языке сахарном, сладеньком, сусальном» // Русская речь. 1992. № 3.

Граудина Л. К. Как назвать жительницу Санкт-Петербурга? // Русская речь. 1992. № 3.

Кривенко Б. В. Из жизни окказионализмов // Русская речь. 1994. №2.

Муравьева Н. В. Легко ли создать новое слово? // Русская речь. 2000. №1.

Пятницкий В. Д. Слово «обыватель» и его производные в современной речи // Русский язык в школе. 1995. № 6.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.