Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ VIII. Культура речи.





Программа

Вступительного экзамена по русскому языку

Для поступающих в магистратуру по направлению

Педагогическое образование

Магистерские программы «Языковое образование (русский язык)»

«Информационные технологии в филологическом образовании»

«Массовые коммуникации в образовании»

 

Пояснительная записка

Настоящая программа рассчитана на подготовку вступительного экзамена по русскому языку и призвана помочь поступающим в магистратуру по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, магистерские программы «Языковое образование (русский язык)», «Информационные технологии в филологическом образовании», «Массовые коммуникации в образовании» обобщить знания по основным проблемам курса. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров направления «Филологическое образование».

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Общее сведения о языке.

Язык как общественное явление. Язык и мышление, современная трактовка данной проблемы. Виды классификаций языков. Лингвистические направления и методы изучения языков. Место русского языка в генеалогической и типологической классификациях языков.



Русский литературный язык. Понятие языковой нормы, её типы и варианты. Ненормативные языковые явления. Система функциональных стилей современного русского литературного языка, характеристика основных стилей.

 

РАЗДЕЛ II. История русского языка.

История звуковой системы русского языка доисторического периода: процессы, обусловленные законом слогового сингармонизма и тенденцией к построению слога по возрастающей звучности.

История звуковой системы письменного периода.

Основные процессы, связанные с формированием грамматической системы русского языка (имя и глагол).

 

РАЗДЕЛ III. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Артикуляционные и акустические принципы классификации согласных звуков. Основные тенденции развития русского консонантизма.

Артикуляционные и акустические принципы классификации гласных звуков. Основные тенденции развития русского вокализма.



Русское ударение. Основные тенденции развития русской акцентологической системы.

Слоговой принцип русской графики.

Основные принципы русской орфографии.

 

РАЗДЕЛ IV. Лексикология и фразеология.

Слово в лексической системе русского языка. Лексическое значение слова, типы значений.

Лексика и фразеология русского языка с точки зрения её происхождения.

Фразеологические единицы русского языка; их основные свойства в соотношении со словом; характеристика фразеологизмов по степени семантической слитности. Грамматическая классификация фразеологизмов.

Основные положения лексикографии. Важнейшие словари русского языка.

 

РАЗДЕЛ V. Словообразование.

Морф и морфема. Проблема идентификации морфем.

Морфонологические явления как активнейшие процессы современного словообразования.

Новое в русском словообразовании конца ХХ века.

Парадигматические и синтагматические отношения в морфемике.

Принципы классификации морфов. Вопрос об аффиксоидах, конфиксах, интерфиксах.

Словообразовательная мотивация как важнейшее понятие деривации.

Системные отношения в словообразовании.

 

РАЗДЕЛ VI. Морфология.

Принципы классификации частей речи в русском языке. Трудности частеречных определений на примере местоимений, числительных и категории состояния.

Принципы выделения лексико-грамматических разрядов у именных частей речи (существительных, прилагательных). Переходные явления как способ обогащения лексической системы языка.

Род как древнейшая и ведущая именная категория в русском и других индоевропейских языках.



Глагол как часть речи в сопоставлении с именем. Грамматические категории и формы глагола.

Вид и время глагола, их связь на уровне значений и форм. Видовые и временные оппозиции как выражение грамматических категорий разного типа.

Причастие и деепричастие в современном русском языке. Вопрос об их статусе.

Служебные слова в современном русском языке, их семантика, функции, структура.

 

РАЗДЕЛ VII. Синтаксис.

Основные синтаксические единицы. Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Современные направления в синтаксической науке.

Синтаксические связи как фундаментальное понятие синтаксиса. Виды синтаксических связей.

Словосочетание как единица синтаксиса. Учение о словосочетании в русской науке. Различные подходы к словосочетанию в современной синтаксической науке. Типы словосочетаний.

Традиционное синтаксическое учение о предложении. Основные структурно-семантические типы предложений.

Учение о членах предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Аспекты изучение предложения. Формальная организация простого предложения. Структурная схема предложения. Вопрос о парадигме предложения.

Виды осложнения структуры простого предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Вставные и вводные конструкции.

Аспекты изучения предложения. Семантическая структура предложения. Коммуникативная организация предложения. Актуальное членение предложения.

Сложное предложение как синтаксическая единица. Грамматическая природа сложного предложения. Основные признаки структурной схемы предложения. Принципы классификации сложноподчиненных предложений.

Принципы классификации сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Принципы русской пунктуации. Система знаков препинания в современном русском языке.

 

РАЗДЕЛ VIII. Культура речи.

Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. Средства художественно выразительности.

 

Основная литература

1. Захарова, Л. А. История русского языка: историческая грамматика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Филология» / Л. А. Захарова, Г. Н. Старикова. – М. : Флинта: Наука, 2012. 15 экз.

2. Лекант, П. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] : учеб. пособие для студ вузов обучающихся по спец. и направлению "Филология" / П. А. Лекант. – М. : Академия, 2010. – 248 с. 30 экз.

3. Мыльникова, С. Е. Современный русский язык. Словообразование. Морфология [Текст] : учеб.-метод. комплекс для дистанционного обуч. студентов пед. вузов / С. Е. Мыльникова, Т. А. Фадеева, Е. А. Глотова. – М. : Флинта: Наука, 2010. 450 экз.

4. Осипова, Л. И. Морфология современного русского языка [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Русский язык и литература» / Л. И. Осипова. – М. : Академия , 2010. – 186 с. 20 экз.

5. Современный русский литературный язык [Текст] : учебник для студ. вузов, обучающихся по гуманитарным спец. / ред.: В. Г. Костомаров, В. И. Максимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2010. – 916 с. 3 экз.

6. Современный русский язык [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. А. Белошапкова [и др.] ; ред. В. А. Белошапкова. – 4-е изд., стер. – М. : АльянС, 2011. – 926 с. 25 экз.

7. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык [Текст] : учеб. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – 3-е изд., стер. – М. : АльянС, 2012. – 288 с. 25 экз.

Дополнительная литература

 

1. Войлова, К. А., Леденёва В. В. История русского литературного языка. [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Рус. яз. и лит.» / К. А. Войлова, В. В. Леденева. – М. : Дрофа, 2009. – 495 с. 27 экз.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 ч. / ред. Е. И. Диброва. -– 4-е изд. перераб. – М. : Академия. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева [и др.]. – 2011. – 623 с. 1 экз.

3. Шулежкова, С. Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. Г. Шулежкова. – М. : Флинта : Наука, 2010. 3 экз.

ЭБС КнигаФонд:

 

1. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. О. Бутакова. – М. : Флинта: Наука, 2012. ЭБС КнигаФонд

2. Ганиев, Ж. В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ж. В. Ганиев. – М. : Флинта: Наука, 2012. – 198 с. ЭБС КнигаФонд

3. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Земская. – М. : Флинта: Наука, 2011. ЭБС КнигаФонд

4. Карданова, М. А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. А. Карданова. – М. : Флинта: Наука, 2012. – 454 с. ЭБС КнигаФонд

5. Кузьмина, Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Кузьмина. - М. : Флинта: Наука, 2010. ЭБС КнигаФонд

6. Ремчукова, Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. Н. Ремчукова. – М. : Флинта, 2012. ЭБС КнигаФонд

 

Требования для вступительного испытания

 

Абитуриент демонстрирует уровень и качество предшествующего образования через вступительное испытание в форме письменного экзамена. Экзамен состоит из 3 частей:

Часть 1 (базовая часть).Тест, состоящий из 15 вопросов, каждый из которых оценивается в 3 балла. Максимальное число баллов за эту часть – 45, правильный ответ на каждый вопрос – 1. Успешное выполнение заданий этой части свидетельствует о наличии базовых знаний, позволяющих продолжить обучение в магистратуре.

Часть 2 (профильная часть). Тест, состоящий из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 3 балла. Максимальное число баллов за эту часть – 30, правильный ответ на каждый вопрос – 1. Успешное выполнение заданий этой части свидетельствует о высоком уровне предшествующей специальной подготовки.

Часть 3 (творческое задание).Работа с текстом научно-популярной статьи лингвистического содержания. Эта работа предполагает выполнение двух заданий открытой формы, которые оцениваются в 10 (реферирование исходного текста) и 15 (изложение своей точки зрения по рассматриваемому в исходном тексте вопросу) баллов. Максимальное число баллов за эту часть – 25. Успешное выполнение заданий этой части свидетельствует об аналитических и творческих способностях абитуриента и о возможности работать с научным текстом.

При проверке задания, предполагающего реферирование исходного текста, оценивается умение сжать текст, корректно и точно передав авторскую позицию.

При проверке задания, предполагающего изложение своей точки зрения по рассматриваемому вопросу, учитывается умение рассуждать в границах очерченного проблемного поля, аргументировать собственную позицию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.