Сделай Сам Свою Работу на 5

Урок 53. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне





Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфо­грамму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргу­ментирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит. С. Маршак,

Прочитайте. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

— Сколько предложений здесь записано? (Три.)

—' О чем первое предложение? второе предложение? третье предложение?

— Какие орфограммы можете объяснить в первом предложе­нии? (Дождь — мягкий знак — показатель мягкости, парная согласная в конце слова — проверяем — дожди. Прошел — слово запоминаем.)

Прочитайте так, как записано.

(Аналогичная работа проводится со вторым и третьим пред­ложениями.)

— Расскажите соседу по парте, как будете писать.

— Послушайте соседа по парте.



— Запишите предложения.

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

— Найдите и подчеркните основу в предложениях.

— Найдите слова, в которых все согласные звонкие. (Дождь, небе, радуга.)

2. Словарная работа

— Отгадайте загадку.

- Скачет в траве,

Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

Азовутее... (лягушка). (Учитель записывает слово на доске.)

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Подберите однокоренные слова. (Лягушата, лягушатник,

лягушечья.) ~ Какую гласную напишете в словах? (Я.)

Запишите слова. Выделите корень в однокоренных словах. (Лягуш-.)

III. Закрепление изученного материала Упр. 159 (с. 102).

Выполните первое задание.

— Что нужно сделать, чтобы найти буквы, написание которых нужно проверить? (Поставить ударение, найти безударные гласные.)

Прочитайте второе задание.

— Какие слова записали? Назовите проверочные слова.

IV. Физкультминутка

У оленя дом большой,

(Скрестить руки над головой.)

Он глядит в свое окошко.

(Показатьруками окно.)



Заяц по лесу бежит,

(Бег на месте.)

В дом к нему стучит. (Два хлопка.)

Тук, тук, дверь открой!

(Потянуть на себя ручку воображаемой двери.)

Там в лесу охотник злой.

(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)

- Зайка, зайка, забегай, (Приглашающий жест.) Лапу мне скорей давай. (Руки в замок.)

V. Развитие речи Упр. 160 (с. 102).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте предложения.

— Какое предложение будет первым? Почему? («На березе гра­чиное гнездо». В предложении говорится, о ком будет текст.) (Аналогичный разбор всего текста.)

— Как озаглавите текст? («Грани». «Грачата». «Грачиное гнездо».)

Запишите текст.

(Проверка. Один из учащихся читает текст.)

— У кого такой же вариант?

— У кого есть другой вариант? (Дети читают и выбирают пра­вильный вариант.)

VI. Рефлексия

— Какие виды работы вам понравились?

— Какие задания вы выполняли с неохотой?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 161 (с. 103).

 

Урок 54-55. Правописание слов с непроверяемыми безударными

Гласными звуками в корне

Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфо­грамму- в слове, проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

— Запишите предложения под диктовку.

Хорошо летом в лесу. Мы идем по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села тела.



— Слова первого предложения разделите вертикальной лини­ей для переноса. На сколько частей будете делить?

— Какие правила переноса нужно помнить? (Дети вспомина­ют правила.)

— Прочитайте первое преложение, голосом покажите деление слов.

— Найдите и подчеркните основу предложения в остальных

предложениях.

. — Найдите слова, в которых все согласные твердые. (Хорошо, кругом.}

Найдите слово, в котором все согласные звонкие. (Идем.}

Найдите слова, в которых два слога, ударение падает на пер­вый слог. (Летом, села.)

III. Самоопределение к деятельности

(Письмо по памяти.)

На даче в лесу были разные птицы; сороки, стрижи, воробьи и синицы.

— Прочитайте предложение.

— О ком это предложение?

— Найдите слова с безударной гласной в корне, подчеркните их. (Лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы.}

Проверьте слова. (Лесу — лес, стрижи — стриж.}

Другие слова проверить нельзя.

— Какой сделаем вывод? (Не все безударные гласные в корне можно проверить.)

IV. Работа по теме урока Упр. 162 (с. 103).

Прочитайте вопросы.

— Какие слова можете проверить? (Окном, ветерок, веселится, притаится, листочки, бегут.)

— Написание каких слов проверить нельзя? (Дорожке, желтые.)

Почему нельзя проверить их написание? (Нетродственных слов, в которых буквы под ударением.)

Что делать? (Запомнить или посмотреть в словаре.)

V. Физкультминутка

V!. Закрепление изученного материала

Упр. 163 (с. 104).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка с по­мощью «светофора».) Упр. 164 (с. 104).

— Прочитайте.

— Какие буквы запоминаем в слове земляника! (Б, Я.)

Как запомнить написание слова? (Название связано со сло­вом земля.) (Работа по вопросам учебника.)

Упр. 167 (с, 105).

(Па обратной стороне доски работают два ученика. Остальные выполняют упражнение в тетради.)

— Проверьте, правильно ли выполнена работа на доске.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.

— Оцените себя с помощью «светофора».

VIII, Подведение итогов урока

— Почему некоторые слова с безударной гласной в коне слова нужно запомнить? (Они не проверяются.}

Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (Посмотреть написание в словаре.}

Как называется словарь, в котором можно проверить напи­сание слов? (Орфографический^)

Домашнее задание

Выполнить упр. 165 (с. 105).

 

Урок 56. Правописание слов с непроверяемыми безударными

Гласными звуками в корне

Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфо­грамму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Морские змеи ловят добычу в воде они часто засовывают голову по нее норы ужи питаются маленькими рыбками

— Подчеркните в каждом предложении основу.

— Как автор называет ужей, чтобы не было повтора слов? (Морские змеи, ужи, они.)

Найдите слова с традиционным написанием гласных после шипящих согласных. (Добычу, часто, умей.}

Какие слова нельзя переносить? (Змеи, они, все, ужи.}

— Подчеркните слова, в которых три слога, первый слог удар­ный. (Голову, рыбками.}

Подберите однокоренные слова, назовите корень. (Голова головка, головастик — корень голов-;рыбки — рыба, рыбалка, рыбник — корень рыб-.}

Поставьте ударение во всех словах предложения, подчерк­ните безударные гласные.

— Для чего нужно уметь находить безударные гласные? (Это опасное место. Безударный звук слышится не так, как пи­шется, его нужно проверять.)

III. Работа по теме урока

Упр. 166 (с. 105).

Какие условия должны выполняться, чтобы можно было сказать, что слова однокоренные? (Должна быть одинаковая часть и общий смысл.}

(Дети доказывают, что у слов есть общий смысл и одинаковая часть. Записывают слова в тетрадь.)

— Сделайте вывод: какие слова называются однокоренньши? (Укоторых есть одинаковая часть корень и общий смысл.) Упр. 168 (с. 106).

Прочитайте стихотворение. Как его озаглавите? («Малинник»}

Найдите однокоренные слова. (Малинник, малиновый, ма­линовки, малинки, малина.)

Почему слова малиновка и малина однокоренные?

— Нужно ли записать слово Марина1? (Нет, так как нет общей

части и близкого значения.)

(Поставьте в однокоренных словах ударение, подчеркните безударную гласную.)

 

— Что вы заметили? (Во всех словах безударная гласная в корне.)

— Проверьте безударную гласную в этих словах. (Не проверя­ется, нужно запомнить.)

Прочитайте информацию на «Страничке для любозна­тельных».

IV. Физкультминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,

хлопнуть в ладоши над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ноге.)

Головой вращаем плавно,

Смогрим влево, смотрим вправо.

(Повороты головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного,

(Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Сесть на место.)

В. Тарасов

V. Закрепление изученного материала Упр. 169 (с. 107).

Объясните смысл фразеологизмов. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) Упр. 170 (с. 107).

Как озаглавите стихотворение? («Сапожник».)

Вставьте пропущенные буквы. Как это сделать? (Подобрать слова, в которых ударение падает на проверяемую букву.)

Проверьте буквы О в слове молоток. (Первую букву можно проверить слово.» молот, вторая не проверяется.)

Написание слова нужно запомнить.

VI. Рефлексия

Упр. 171 (с. 108).

(Самостоятельное выполнение.)

— Что нужно сделать, если не помните букву, которую нельзя

проверить? (Обратиться к словарю.) _ — Какой словарь откроете? (Орфографический.)

~ Проверьте написанное по словарю, оцените себя с помо­щью «светофора».

VII. Подведение итогов урока

— Чему сегодня учились?

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с не­проверяемой безударной гласной в корне? (Запомнить или посмотреть в словаре.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 174 (с. НО).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.