Урок 53. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит. С. Маршак,
— Прочитайте. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?
— Сколько предложений здесь записано? (Три.)
—' О чем первое предложение? второе предложение? третье предложение?
— Какие орфограммы можете объяснить в первом предложении? (Дождь — мягкий знак — показатель мягкости, парная согласная в конце слова — проверяем — дожди. Прошел — слово запоминаем.)
— Прочитайте так, как записано.
(Аналогичная работа проводится со вторым и третьим предложениями.)
— Расскажите соседу по парте, как будете писать.
— Послушайте соседа по парте.
— Запишите предложения.
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
— Найдите и подчеркните основу в предложениях.
— Найдите слова, в которых все согласные звонкие. (Дождь, небе, радуга.)
2. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
- Скачет в траве,
Глаза на голове,
Скользкая и мокрая,
Зеленая квакушка,
Азовутее... (лягушка). (Учитель записывает слово на доске.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Подберите однокоренные слова. (Лягушата, лягушатник,
лягушечья.) ~ Какую гласную напишете в словах? (Я.)
— Запишите слова. Выделите корень в однокоренных словах. (Лягуш-.)
III. Закрепление изученного материала Упр. 159 (с. 102).
— Выполните первое задание.
— Что нужно сделать, чтобы найти буквы, написание которых нужно проверить? (Поставить ударение, найти безударные гласные.)
— Прочитайте второе задание.
— Какие слова записали? Назовите проверочные слова.
IV. Физкультминутка
У оленя дом большой,
(Скрестить руки над головой.)
Он глядит в свое окошко.
(Показатьруками окно.)
Заяц по лесу бежит,
(Бег на месте.)
В дом к нему стучит. (Два хлопка.)
— Тук, тук, дверь открой!
(Потянуть на себя ручку воображаемой двери.)
Там в лесу охотник злой.
(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)
- Зайка, зайка, забегай, (Приглашающий жест.) Лапу мне скорей давай. (Руки в замок.)
V. Развитие речи Упр. 160 (с. 102).
— Прочитайте задание.
— Прочитайте предложения.
— Какое предложение будет первым? Почему? («На березе грачиное гнездо». В предложении говорится, о ком будет текст.) (Аналогичный разбор всего текста.)
— Как озаглавите текст? («Грани». «Грачата». «Грачиное гнездо».)
— Запишите текст.
(Проверка. Один из учащихся читает текст.)
— У кого такой же вариант?
— У кого есть другой вариант? (Дети читают и выбирают правильный вариант.)
VI. Рефлексия
— Какие виды работы вам понравились?
— Какие задания вы выполняли с неохотой?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Чему научились на уроке?
Домашнее задание
Выполнить упр. 161 (с. 103).
Урок 54-55. Правописание слов с непроверяемыми безударными
Гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму- в слове, проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
— Запишите предложения под диктовку.
Хорошо летом в лесу. Мы идем по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села тела.
— Слова первого предложения разделите вертикальной линией для переноса. На сколько частей будете делить?
— Какие правила переноса нужно помнить? (Дети вспоминают правила.)
— Прочитайте первое преложение, голосом покажите деление слов.
— Найдите и подчеркните основу предложения в остальных
предложениях.
. — Найдите слова, в которых все согласные твердые. (Хорошо, кругом.}
— Найдите слово, в котором все согласные звонкие. (Идем.}
— Найдите слова, в которых два слога, ударение падает на первый слог. (Летом, села.)
III. Самоопределение к деятельности
(Письмо по памяти.)
На даче в лесу были разные птицы; сороки, стрижи, воробьи и синицы.
— Прочитайте предложение.
— О ком это предложение?
— Найдите слова с безударной гласной в корне, подчеркните их. (Лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы.}
— Проверьте слова. (Лесу — лес, стрижи — стриж.}
— Другие слова проверить нельзя.
— Какой сделаем вывод? (Не все безударные гласные в корне можно проверить.)
IV. Работа по теме урока Упр. 162 (с. 103).
— Прочитайте вопросы.
— Какие слова можете проверить? (Окном, ветерок, веселится, притаится, листочки, бегут.)
— Написание каких слов проверить нельзя? (Дорожке, желтые.)
— Почему нельзя проверить их написание? (Нетродственных слов, в которых буквы под ударением.)
— Что делать? (Запомнить или посмотреть в словаре.)
V. Физкультминутка
V!. Закрепление изученного материала
Упр. 163 (с. 104).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка с помощью «светофора».) Упр. 164 (с. 104).
— Прочитайте.
— Какие буквы запоминаем в слове земляника! (Б, Я.)
— Как запомнить написание слова? (Название связано со словом земля.) (Работа по вопросам учебника.)
Упр. 167 (с, 105).
(Па обратной стороне доски работают два ученика. Остальные выполняют упражнение в тетради.)
— Проверьте, правильно ли выполнена работа на доске.
— Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.
— Оцените себя с помощью «светофора».
VIII, Подведение итогов урока
— Почему некоторые слова с безударной гласной в коне слова нужно запомнить? (Они не проверяются.}
— Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (Посмотреть написание в словаре.}
— Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов? (Орфографический^)
Домашнее задание
Выполнить упр. 165 (с. 105).
Урок 56. Правописание слов с непроверяемыми безударными
Гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Морские змеи ловят добычу в воде они часто засовывают голову по нее норы ужи питаются маленькими рыбками
— Подчеркните в каждом предложении основу.
— Как автор называет ужей, чтобы не было повтора слов? (Морские змеи, ужи, они.)
— Найдите слова с традиционным написанием гласных после шипящих согласных. (Добычу, часто, умей.}
— Какие слова нельзя переносить? (Змеи, они, все, ужи.}
— Подчеркните слова, в которых три слога, первый слог ударный. (Голову, рыбками.}
— Подберите однокоренные слова, назовите корень. (Голова — головка, головастик — корень голов-;рыбки — рыба, рыбалка, рыбник — корень рыб-.}
— Поставьте ударение во всех словах предложения, подчеркните безударные гласные.
— Для чего нужно уметь находить безударные гласные? (Это опасное место. Безударный звук слышится не так, как пишется, его нужно проверять.)
III. Работа по теме урока
Упр. 166 (с. 105).
— Какие условия должны выполняться, чтобы можно было сказать, что слова однокоренные? (Должна быть одинаковая часть и общий смысл.}
(Дети доказывают, что у слов есть общий смысл и одинаковая часть. Записывают слова в тетрадь.)
— Сделайте вывод: какие слова называются однокоренньши? (Укоторых есть одинаковая часть — корень и общий смысл.) Упр. 168 (с. 106).
— Прочитайте стихотворение. Как его озаглавите? («Малинник»}
— Найдите однокоренные слова. (Малинник, малиновый, малиновки, малинки, малина.)
— Почему слова малиновка и малина однокоренные?
— Нужно ли записать слово Марина1? (Нет, так как нет общей
части и близкого значения.)
(Поставьте в однокоренных словах ударение, подчеркните безударную гласную.)
— Что вы заметили? (Во всех словах безударная гласная в корне.)
— Проверьте безударную гласную в этих словах. (Не проверяется, нужно запомнить.)
— Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
IV. Физкультминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться,
хлопнуть в ладоши над головой.) •
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смогрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного,
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
В. Тарасов
V. Закрепление изученного материала Упр. 169 (с. 107).
— Объясните смысл фразеологизмов. (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) Упр. 170 (с. 107).
— Как озаглавите стихотворение? («Сапожник».)
— Вставьте пропущенные буквы. Как это сделать? (Подобрать слова, в которых ударение падает на проверяемую букву.)
— Проверьте буквы О в слове молоток. (Первую букву можно проверить слово.» молот, вторая не проверяется.)
— Написание слова нужно запомнить.
VI. Рефлексия
Упр. 171 (с. 108).
(Самостоятельное выполнение.)
— Что нужно сделать, если не помните букву, которую нельзя
проверить? (Обратиться к словарю.) _ — Какой словарь откроете? (Орфографический.)
~ Проверьте написанное по словарю, оцените себя с помощью «светофора».
VII. Подведение итогов урока
— Чему сегодня учились?
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с непроверяемой безударной гласной в корне? (Запомнить или посмотреть в словаре.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 174 (с. НО).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|