Контрольная работа. Поэзия в детском и юношеском чтении
1. Новаторство В.В. Маяковского в поэзии для детей. Разнообразие жанров поэтического творчества В.Маяковского для детей: стихи, сказки, песни, подписи к картинкам.
2. Сатирическая «Сказка о Пете – толстом ребенке и о Симе, который тонкий». Характер конфликта, особенности композиции. Фольклорные традиции. Поэтика сказки.
3. Художественные открытия К.Чуковского в детской поэзии.
4. Заповеди для детских поэтов и их воплощение в произведениях Чуковского.
5. Стихотворные рассказы и поэмы С.Я.Маршака. Юмор и сатира в стихотворениях «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Кот и лодыри» и др. Особенности поэтического стиля С.Я. Маршака.
6. Юмористические и сатирические («колючие») стихотворения А.Барто.
7. Детская игровая поэзия Д.Хармса как модель детской игровой фантазии. Круг образов стихотворений «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Игра», «Врун» и др. Поэтика детских стихов Д.Хармса.
8. Тетралогия о дяде Степе С.В. Михалкова: удачи и неудачи.
9. Лирика Э.Мошковской и И.Токмаковой.
10.Многомерный мир детства в стихах Б.Заходера и Р.Сефа..
11.«Экспериментальная поэзия» О.Григорьева, Ю.Мориц, Г.Остера, Э.Успенского.
12.Лирические книги В. Берестова.
Литература
1. Бегак В. Рождение поэта //Дошкольное воспитание. 1987. - № 8 (В.Берестов).
2. Кузнецова Н., Мещерякова М., Арзамасцева И. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. -М., 1995. -С. 18-22, 38-40, 80-83, 145-148.
3. Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. - М., 1980 (Э.Мошковская, И.Токмакова).
4. Приходько В. Чистый звонкий голос // Дошкольное воспитание. 1990. -№ 9.
5. Разумневич В. Магнитное поле поэзии: О В.Берестове и его стихах для детей //Дошкольное воспитание. 1991. -№ 7.
6. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь. – М., 2001. См. также соответствующие разделы учебников по детской литературе.
7. Соложенкина С. Акула в аквариуме // Детская литература. 1991. -№ 6 (Г.Остер).
8. Харламова Р. Абсурд - это смешно // Детская литература. -1991. -№ 6 (О книгах О.Григорьева).
9. Харламова Р. Благослови детей и зверей // Детская литература. 1993. - № 4 (Г.Остер).
10.Чернявская И. Мир красочный, поющий и звенящий. О стихах Р.Сефа // Детская литература. 1992. -№ 11, 12.
11.Николаева С., Арзамасцева И. Детская литература. Учебное пособие. - М., 1997.
12.Павлова Н. Лирика детства. - М., 1987.
Рубежный контроль. Модуль 3
1. Собеседование по следующим текстам:
Бажов П.П.
| Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Уральские сказы.
|
| Стихи. Переводы с детского. Звенигород.
| Волков А.М.
| Волшебник Изумрудного города и другие сказки.
| Драгунский В.Ю.
| Денискины рассказы.
| Железняков В.К.
| Чудак из 6 «б».
| Катаев В.П.
| Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик. Сын полка.
| Коллоди К.
| Приключения Пиноккио.
| Ларри Я.Л.
| Необыкновенные приключения Карика и Вали.
| Маршак С.Я.
| Двенадцать месяцев. Кошкин дом. Теремок. Горя бояться - счастья не видать. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке. Умные вещи. Стихотворные циклы: Круглый год. Разноцветная книга. Веселое путешествие от А до Я. Стихи. Рассказы и повести в стихах.
| Маяковский В.В.
| Стихи – детям. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий.
| Михалков С.В.
| Зайка-Зазнайка. Праздник непослушания. Тетралогия о дяде Степе. Басни. Стихи.
| Некрасов Н.А.
| Крестьянские дети. Дедушка Мазай и зайцы.
| Некрасов Н.С.
| Капитан Врунгель.
| Прокофьева С.Л.
| Приключения желтого чемоданчика.
| Распэ Э.
| Приключения барона Мюнхаузена.
| Родари Д.
| Приключения Чиполлино. Джельсомино в стране лжецов.
| Сент-Экзюпери А.
| Маленький принц.
| Сотник Ю.В.
| Рассказы и повести из сборника «Вовка Грушин и другие».
| Толстой А.Н.
| Золотой ключик или Приключения Буратино.
| Толстой Л.Н.
| Пожар. Садовник и сыновья. Старик сажал яблоки. Подкидыш. Старый дед и внучек. Как мужик убрал камень. Как мужик гусей делил. Корова. Прыжок. Акула. Булька. Отчего в мороз трещат деревья. Тепло. Сырость. Филипок. Косточка.
| Чуковский К.И.
| Сказки и стихи. Доктор Айболит (прозаический).
| Шергин Б.
| Сказы о Шише.
|
О работе над текстами свидетельствует записи в читательских дневниках. В них важно отразить сюжетно-композиционную организацию произведения, его образную систему, способы создания каждого из персонажных образов (портрет, поступки, действия, монологи, описание переживаний и др.); охарактеризовать речевую организацию текста (грамматический строй речи рассказчика и персонажей, наличие средств выразительности); представить пространственно-временные параметры художественной картины мира (хронотоп). Все отмеченное показать через цитаты. Непосредственно перед зачетом читательские дневники проверяются и оцениваются преподавателем.
- Своеобразие фантастики и характер комического в книге Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена». Своеобразие юмора.
- Сказки и стихи Джанни Родари.
- Философский смысл сказки-притчи Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».
- Явление нонсенса в детской шуточной поэзии Э.Лира. Особенности жанра лимерик.
- Своеобразие сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик» или «Приключение Буратино». Круг образов и сатирико-пародийный уровень произведения. Идея художественного синтеза начала ХХ века в сказке.
- Современная отечественная литературная сказка. Особенности сказочного творчества Э.Н. Успенского, С.Л. Прокофьевой, В.Г. Сутеева, С.Козлова, Т.А. Александровой и др. (обзор).
- Трансформация зарубежной классики в русской литературе. «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова.
- Сказ в творчестве П.Бажова: проблематика, конфликт, герои, своеобразие повествования.
- Новаторство В. Маяковского в поэзии для детей
- Русская классическая поэзия в детском и юношеском чтении (И.А. Крылов, А.А. Фет, Ф.И.Тютчев, А.Майков, А.Толстой, Н.А Некрасов).
- Своеобразие сатирического творчества для детей С.В. Михалкова.
- Художественные открытия К.И. Чуковского.
- Тематическое и жанровое многообразие современной отечественной поэзии для детей. Обзор поэтического творчества В.Берестова, Э.Мошковской, Р.Сефа, Г.Остера, О.Григорьева и других.
Ответ на теоретический вопрос.
В подготовке к зачету обязательным является повторение лекционного материала, материалов семинарских занятий и коллоквиумов (иметь конспекты), а также самостоятельная работа соответствующими разделами учебников и справочной литературы. Кроме того, в методическом кабинете имеются на электронных носителях статьи по творчеству Р.Киплинга, Д.Родари, Д.Харриса, Э.Лира, Д.Гринвуда и других авторов, которые помогут вам подготовить полные и развернутые ответы на вопросы мини-зачета.
Занятие 18. Семинар.
Мир природы в книгах для детей М.М.Пришвина
Тексты: Гаечки. Филин. Выскочка. Нерль. Синий лапоть. Изобретатель. Пиковая дама. Курица на столбах. Ребята и утята. Первая стойка. Ярик. Лимон. Лада. Золотой луг. Лисичкин хлеб. Этажи леса. Беличья память. Лесной доктор. Муравьи. Осенние листики. Лоси. Ромашка. Иван-да-Марья. Живительный дождь. Глаза земли. Скрытая сила. Умирающий лед. Кладовая солнца и др.
План
1. Вдохновенный певец и истолкователь природы русской: слово о писателе. Пришвин и детская книга.
2. Природа и животные в рассказах М.М. Пришвина. Особенность пришвинского «природоведения»:
- «родственное» отношение к миру «братьев наших меньших»;
- стремление «показать весь мир в красоте»;
- богатство познавательного материала;
- философская глубина.
3. Поэтика рассказов. Дать письменный ответ на этот вопрос, подтвердить свои наблюдения примерами из текстов.
4. Сказка-быль «Кладовая солнца». Своеобразие сюжета и композиции. Особенности жанра. Смысл заглавия.
Основная литература
1. Агеносов В.В. М.М. Пришвин // Детская литература / под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1989. – С.323-330.
2. Ивич А. Природа. Дети. – М., 1975. – С. 3–44.
3. Минералова И.Г. Пришвин М.М. // Русские детские писатели 20 века. – М., 2001. – С.362-365.
4. Пахомова М.Ф. М.М. Пришвин. - Л.,1970. - С. 63-77, 86-90.
5. Трефилова Г.П. М.Пришвин // История русской советской литературы: в 4-х т. - М.,1968. Т.3. - С.116-131.
Дополнительная литература
1. Варламов А. Пришвин. – М., 2003 (ЖЗЛ).
2. Пришвина В.Д. Пришвин в Дунине. - М.,1978.
3. Воспоминания о Михаиле Пришвине. - М.,1991.
4. Пришвин и современность. - М.,1978. - С. 9-27, 67-76, 77-79.
Занятие 19. Учебная конференция
Приключенческая литература в детском и юношеском чтении
Вопросы
1. Истоки и пути формирования литературы приключений.
2. Жанры приключенческой литературы для детей, их основные черты.
3. Путешествия в приключенческом жанре. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Своеобразие повествования. Образ главного героя. Тема созидательного труда в романе.
4. Морские приключения в литературе для детей. Творчество К.Станюковича.
5. Книги о приключениях «сухопутных» в круге детского чтения. Фенимор Купер и его пенталогия о Кожаном Чулке. Образ следопыта и охотника Натти Бампо. Мастерство художника.
6. Роман-детектив М.Рида «Всадник без головы». Конфликт. Сюжет. Герои.
7. Приключенческая доминанта в прозе Бориса Житкова.
8. Приключенческая составляющая книг А.П. Гайдара.
9. Приключенческие линия книг В.П. Катаева «Белый парус одинокий» и «Сын полка».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|