Сделай Сам Свою Работу на 5

Рубежный контроль. Модуль 2.





1. Собеседование по следующим текстам:

Аксаков С.Т. Аленький цветочек.
Андерсен Г.Х. Сказки. Обязательно: Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Соловей. Улитка и розовый куст. Ель. Жаба. Ромашка. Русалочка. Штопальная игла и др.
Гаршин В.М. Лягушка-путешественница.
Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце. Калиф-аист.
Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.
Гримм Я. И В. Детские и семейные сказки.
Ершов П.П. Конек-Горбунок.
Коллоди К. Приключения Пиноккио.
Кэрролл Л. Алиса в стране чудес.
Лагерлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.
Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.
Линдгрен А. Пеппи Длинный чулок. Повести о Малыше и Карлсоне.
Милн А. Винни-Пух и все-все-все. Стихи.
Одоевский В.Ф. Городок в табакерке.
Олеша Ю.К. Три толстяка.
Перро Ш. Сказки матушки Гусыни: Кот в сапогах. Золушка. Синяя борода. Спящая красавица. Мальчик с пальчик. Ослиная шкура.
Погорельский А. Черная курица или Подземные жители.
Пушкин А.С. Сказки. Поэма «Руслан и Людмила». Стихи.
Трэверс П. Мэри Поппинс.
Успенский Э.Н. Крокодил Гена и его друзья. Дядя Федор, пес и кот.
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Два клена. Два брата. Красная шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.
Янссон Т.М. Сказочные повести о Муми-троллях. Шляпа волшебника.

 



О работе над текстами свидетельствует записи в читательских дневниках. В них важно отразить сюжетно-композиционную организацию произведения, его образную систему, способы создания каждого из персонажных образов (портрет, поступки, действия, монологи, описание переживаний и др.); охарактеризовать речевую организацию текста (грамматический строй речи рассказчика и персонажей, наличие средств выразительности); представить пространственно-временные параметры художественной картины мира (хронотоп). Все отмеченное показать через цитаты. Непосредственно перед зачетом читательские дневники проверяются и оцениваются преподавателем.

 

Ответ на теоретический вопрос.

В подготовке к зачету обязательным является повторение лекционного материала, материалов семинарских занятий и коллоквиумов (иметь конспекты), а также самостоятельная работа соответствующими разделами учебников и справочной литературы. Кроме того, в методическом кабинете имеются на электронных носителях статьи по творчеству Р.Киплинга, Д.Родари, Д.Харриса, Э.Лира, Д.Гринвуда и других авторов, которые помогут вам подготовить полные и развернутые ответы на вопросы мини-зачета.



  1. Поэтика литературной сказки.
  2. Сказки Шарля Перро. Традиции и новаторство.
  3. Сказки братьев Гримм. Фольклорные традиции и оригинальность.

4. Своеобразие художественного мира Э.Т.А. Гофмана. Реальное и фантастическое в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Своеобразие композиции. Герои сказочного повествования.

5. Сказки Г.Х. Андерсена. Источники сказок. Проблематика, художественная оригинальность.

  1. Проблематика и художественная оригинальность сказок В.Гауфа.
  2. Проблематика, жанровая специфика сказочной эпопет С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции».
  3. Своеобразие литературных сказок Туве Янсон. Специфика художественного мира.
  4. Своеобразие сказочных повестей Астрид Линдгрен.
  5. Мир детства в сказке Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Своеобразие сюжета и композиции, оригинальность стиля.
  6. Поэтический мир сказки Памелы Трэверс «Мери Поппинс».
  7. Художественный мир сказки Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес».
  8. Своеобразие сказки К.Коллоди «Приключения Пиноккио».
  9. Художественная особенность сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунек»: композиция, пространство, образ героя, ритмика, особенности речи.
  10. Стихотворная литературная сказка. Сказочное творчество В.А. Жуковского: источники, фольклорные традиции, своеобразие.
  11. Фольклорные традиции и «свой» голос в сказках А.С. Пушкина.
  12. Художественный мир романтической волшебной повести А.Погорельского: сюжет, хронотоп, характер фантастики, жанровая специфика, образ героя.
  13. Сказочное творчество Ф.Одоевского.
  14. Черты культурной эпохи в художественном мире сказки Ю.К. Олеши «Три толстяка».
  15. Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в сказках-пьесах. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени».

 



Основная литература.

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2000.
  2. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М., 1979. – С. 44-191.
  3. Будур Н.В., Иванова Э.И., Николаева С.А. и др. Зарубежная литература. – М., 1998. – С. 43-58 (Гриммы, Э.Т.А. Гофман, В.Гауф); 119-134 (Р.Киплинг, Л.Кэрролл, О.Уайльд, А.Милн); 135-142 (Д.Барри, К.Льюис); 163-164 (Г.Х. Андерсен); 177-183 (С.Топелиус, С.Лагерлеф); 185-190 (А.Линдгрен, Т.Янссон); 195 (Ш.Перро); 208-211 (А.Сент-Экзюпери); 216-218 (К.Коллоди); 221-224 (Д.Родари).
  4. Детская литература/ под ред. Е.Е.Зубаревой. М., 1989. – С.358-369.
  5. Зарубежная литература для детей и юношества: в 2 ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской. – М., 1989. – Ч.1.: С.106-108 (Ш.Перро); 146-161 (Э.Т.А.Гофман, В., Я., Гримы, В.Гауф); 184-190 (Г.-Х. Андерсен); ч.2.: С.44-53 (Э.Лир, Л.Кэрролл,О.Уайльд); 67-70 (Р.Киплинг.); 72-77 (С.Топелиус, С.Лагерлеф); 87-90 (Д.Харрис, Ф.Баум); 93-95 (К.Коллоди); 119-123 (А.Сент-Экзюпери); 133-135 (А.Милн).
  6. Зарубежняе писатели. Библиографический словарь: В 2 Т./ Под ред.Н.П.Михальской. – М., 1997. – Т.1.: С.17-21 (Г.Андерсен); 167-170 (В.Гауф); 215-221 (Э.Т.А.Гофман); 227-228 (В.Гримм, Я.Гримм); 363-370 (Р.Киплинг); 404-406 (Д.Крюс); 409-412 (Л.Кэрролл); 415-418 (С.Лагерлеф); 441-442 (А.Лингрен); 442-444 (Э.Лир); т.2.: С.133-135 (Ш.Перро); 201-202 (Д.Родари); 240-242 (А.Сент-Экзюпери); 316-318 (Д.Толкиен); 323-325 (О.Уайльд);
  7. Зарубежные детские писатели в России. Биобиблиографический словарь/ Под общ. ред. И.Г.Минераловой. – М., 2005. – С.16-21 (Г.Андерсен); 30-34 (Д.Барри); 76-78 (Э.Распэ); 99-104 (В.Гауф); 113-118 (Гофман); 118-121 (Я.Гимм, В.Гримм); 195-199 (Р.Киплинг); 201-204 (К.Коллоди); 227-232 (Д.Крюс); 239-241 (Л.Кэрролл); 242-245 (Ш.Перро); 337-339 (О.Пройслер); 344-347 (Д.Родари); 383-390 (А.-С.Экзюпери); 415-422 (Д.Толкиен); 422-426 (П.Трэверс); 427-436 (О.Уайльд); 464-466 (Дж.Харрис); 485-491 (Т.Янссон).
  8. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. С. 52-72; 161-163.

 

Дополнительная литература.

  1. Бегак Б.А. За горами – за морями. – М., 1982.
  2. Демурова Н.М. Из истории английской детской литературы 18-19 веков. – М., 1975.
  3. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1980.
  4. Брауде Л.Ю. Сказки скандинавских писателей. – Л., 1990.
  5. Миримский И.В. Статьи о классиках. – М., 1966.
  6. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1985.

 

Особое внимание в работе с литературой обратите на анализ текста, выявление художественной оригинальности произведений, того нового, что внес художник в развитие жанра литературной сказки.


Занятие №. 11. Практическое.

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Текст: А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

 

План

 

1. «Прежде чем писать, нужно жить». Жизнь и необыкновенные приключения графа Антуана де Сент-Экзюпери, пилота почтовых авиалиний, журналиста, писателя, военного летчика.

2. Творческая история создания сказки.

3. Художественные особенности литературного жанра притчи (См. Словарь литературоведческих терминов). Характерные черты жанра притчи в сказке «Маленький принц».

4. Сущность и символическое значение образов сказки (роза, баобабы, пьяница, деловой человек, фонарщик, географ, честолюбец, король, Лис и др.). Роль автора в повествовании.

5. Философский смысл сказки-притчи «Маленький принц».

 

Основная литература.

1. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. – М.,1980. – С.235-237.

2. Григорьев В. Антуан де Сент-Экзюпери. - М.,1973.

3. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М., 1963.

4. Словарь литературоведческих терминов / Ред. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М., 1974. – С.295.

5. Смирнова В.В. Антуан де Сент-Экзюпери // Смирнова В.В. Из разных лет. – М., 1974. – С.576-596.

6. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М.,1985. – С.233-257.

7. Кирнозе З.И. Страницы французской классики. – М., 1992. – С.201-208.

Дополнительная литература

1. Вайсман Н.И., Гарват Р.Ф. Зорко одно лишь сердце («Маленький принц» Сент-Экзюпери в 8 классе) / Литература в школе. 1992. № 1. – С.118-124.

2. Зарубежная литература для детей и юношества / Под ред. Мещеряковой Н.К., Чернявской И.С. – М.,1983. – С.119-123.

3. Гавриш Т.Р. «За всех в ответе…»; Лобанова Л.В. «Почва, на которой возможен наш рост» («Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери); Урукова Л.А. «Ты нам нужен, маленький принц!» (сказка Антуана де Сент-Экзюпери // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2000. – № 2. - С.8-15.

4. Княжицкий А. Притчи. – М.,1994. – С.10-27.

 

 

Занятие 12.

Другое.

Сказ в творчестве П.Бажова, Б.Шергина.

Тексты: П.П. Бажов. Книга сказов «Малахитовая шкатулка» («Про великого Полоза», «Медный горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка» и др) Шергин Б.В. Сказы о Шише»

Сказ — жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, который не совпадает с автором, а стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

Стилизация может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация), например у Мельникова-Печерского, «В лесах»: «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась». Другой прием стилизации — подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян, например у Лескова, «Житие одной бабы»: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал». Рассказчиком в сказе может выступать и горожанин, в таких случаях автор подражает просторечию и профессиональным говорам городского населения, например у Лескова, «Штопальщик»: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, — если его милость будет, сказать мне…». Возможно также подражание архаичным и необычным формам письменной речи, например у Лескова, «Запечатленный ангел»: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» — стилизация древнерусских поучительных книг.

Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не сказочных жанров устной прозы (предания, легенды, былички).

Вопросы:

1. Специфика жанра сказа.

2. Особенности языка и синтаксиса сказа.

3. П.П. Бажов. Цикл сказов о мастерах. Проблематика, сюжеты и образы.

4. П.П. Бажов. Сказы о горнодобытчиках. Сюжеты, образы. проблематика.

5. Мир природы и фольклорно-языческая символика в сказах «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова. Проблема взаимоотношения человека и природы.

6. «Малахитовая шкатулка» в дошкольном чтении.

7. Величие природы и величие человека в сказах Б.В. Шергина

Основная литература

  1. Батин М.А. Павел Бажов. – М., 1976. – С.59-154.
  2. Краснова Т.О. В ладу со сказкой: Традиция фольклорной сказки в творчестве русских писателей ХХ в. – Иркутск, 1993.
  3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 98–99.
  4. Пермяк Е. Долговечный мастер: О жизни и творчестве П.Бажова. – М.,1978.

Дополнительная литература

  1. Хоринская Е. Наш Бажов. – Свердловск, 1982.
  2. Мастер, мудрец, сказочник: Воспоминания о Бажове. – М., 1978.
  3. Ончуков Н.Е. Сказки и сказочники на Севере// Северные сказки. Сб. Н.Е. Ончукова. – СПб., 1909.
  4. Тюфяков И.Н. П.П.Бажов. – Свердловск, 1980.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.