Сделай Сам Свою Работу на 5

Произнесите трудновыговорки.





Практическое занятие № 6

ТЕХНИКА РЕЧИ

1. Понятие о технике речи. Составляющие техники речи.

а) речевое дыхание;

б) голос;

в) дикция;

г) орфоэпия.

2. Гигиена голоса учителя.

 

Практические задания

Упражнение №1.Представьте себе, что вы получили неожиданно сообщение от своего друга, которое вас удивило и поразило (придумайте его сами). Вы заметите, как от удивления широко откроются ваши глаза и поднимутся брови. А теперь приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, свободно опустите веки.

Упражнение №2.Представьте, что вы вышли из темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь! Крепко зажмурьтесь! (3-4 сек). А теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми.

Упражнение №3.Вспомните, как ребенок сжимает губы, когда мама пытается вынуть у него изо рта пуговицу. Представили? Крепко сожмите челюсти и губы! (3-4 сек). Теперь расслабьте их, свободно опустите нижнюю челюсть.

Упражнение №4.Напрягая язык, крепко прижмите его кончик к нёбу! (3-4 сек), расслабьте язык и челюсти.

 

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Техника массажа. Энергично постукивать пальцами обеих рук:



по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В];

по нижней губе с произнесением звука [З];

по верхней части груди с произнесением звука [Ж];

по нижним частям грудной клетки справа и слева (на звуке [М]);

по спине справа и слева (на звуке [М]).

После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5-10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Свеча» - тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2-3 раза.



 

«Упрямая свеча» - тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

 

«Погасить 3,4,5,6... 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь - 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2-3 раза.

 

Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение - рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение - произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5-6 раз.



 

Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам. Исходное положение - рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение - приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5-6 раз.

Примечание. Следите, чтобы исходное положение - зубы сжаты, челюсти неподвижны - обязательно сохранялось.

 

Произнесите стихотворение, следите за добором дыхания.

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении

Следует клетку грудную расширить слегка при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,

И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,

Так как при выдохе движется одна диафрагма.

Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

 

ИНТОНАЦИЯ

1. Произнести гласные звуки А, О, У с интонацией удивления, сомнения, разочарования.

2. Произносить междометия с интонацией укоризны, огорчения, удивления:

Ай – яй – яй

Ой – ёй – ёй

Э – эх

Ого

3. Произносить слова с интонацией ласки, нежности, просьбы: «маленький», «миленький», «пожалуйста» и предложения: «Моя умница», «Не сердись, пожалуйста».

4. Увеличение громкости голоса, сопровождающееся повышением частоты основного тона:

окликнуть товарища, используя интонационного центра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад.

Он уехал на дачу. И его сосед уехал на дачу.

В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

 

Отработка интонации вопросительного предложения.

 

1. Резкое повышение тона в односложном слове:

Твой? Твой сок?

Стол? Там стол?

Дом? Твой дом?

Сам? Ты сам?

Суп? Твой? Ласковый кот?

 

2.Резкое повышение тона в многосложном слове, с ударением на последнем слоге:

Письмо? Вам письмо?

Хорошо? Здесь хорошо?

Далеко? Тебе далеко?

Коньки? Твои коньки?

 

3. Выделение интонацией вопроса слова в начале, середине и конце предложения:

Можно взять санки?

Все играют?

Долго нам спать?

Вам все понятно?

Тебе хорошо видно?

Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой?

Сказка тебе понравилась?

Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка?

Тебе нужна сумка?

Тебе нужна сумка?

ДИКЦИЯ

Зарядка для голосового аппарата:

Широко отрыть рот, закрыть рот

Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы

Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы

Чередовать движение верхней и нижней губ

Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы

Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы

Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке

Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно

Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку

Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение

Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону

Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье».

 

Произнесите сочетания гласных

и-э, и-а, и-о, и-у

э-о, э-у, э-а, э-и

а-о, а-у, а-и, а-ы

о-ы, о-и, о-э, о-у

у-о, у-и, у-ы, у-а

 

Произнесите на одном выдохе:

а, э, и, о, у, ы

э, и, о, у, ы, а

и, о, у, ы, а, э

о, у, ы, а, э, и

у, ы, а, э, и, о

ы, а, э, и, о, у

 

иэаоуы (под ударением первый звук)

иэаоуы (под ударением второй звук)

иэаоуы (под ударением третий звук)

иэаоуы (под ударением четвертый звук)

иэаоуы (под ударением пятый звук)

иэаоуы (под ударением шестой звук)

 

Произнесите трудновыговорки.

лри, рли, лрэ, рлэ, лра, рла, лро, рло, лру, рлу, лры, рлы.

мни, нми, мне, нме, мна, нма, мно, нмо, мну, нму, мны, нмы.

кпти, гбди, кптэ, гбдэ, кпта, гбда, кпто, гбдо, кпту, гбду, кпты, гбды.

птки, гбди, птк,э гбдэ, птка, гбда, птко, гбдо, птку, гбду, пткы, гбды.

зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.

вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.

вдги, вдгэ, вдга, вдго, вдгу, вдгы, вдге, вдгя, вдгё, вдгю.

фкти, фктэ, фкта, фкто, фкту, фкты, фкте, фктя, фкте, фктю.

фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.