Сделай Сам Свою Работу на 5

Воспитание детей в мусульманской семье.





Семья – это основа любого общества. Семья – это первое и самое главное для каждого ребенка «образовательное учреждение». Здесь ответственными за воспитание малыша выступают родители, а уж потом и все остальные взрослые члены семьи.

Нет сомнений, что мать играет решающую роль, и ее влияние на детей не может сравниться ни с чем. Только она кормить грудью, несет на себе все тяжесть заботы о ребенке. Не это ли повод для восхищения дарованными ей Всевышним Аллахом материнскими талантами! Пророк (Мир Ему), подтвердил это, отвечая на вопрос о том, кто является самым достойным уважения человеком, трижды указав на мать.

Но и у отца есть весьма важный вклад в воспитание детей, поскольку, несомненно, оба родителя должны усердно трудиться вместе, чтобы создать счастливую мусульманскую семью.

Не справедливо, да и да и не логично игнорировать значение роли отца в жизни детей и то огромное влияние, которое он может оказать на становление личности ребенка. Некоторые жизненные установки и принципы никто не сможет вложить в души детей лучше, чем отец. Более того, существуют проблемы, с которыми никто не сможет лучше справиться, защитить, чем отец.



Материнская и отцовская роль в воспитании различна, они дополняют друг друга, каждый выполняет свои, только ему присущие функции.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама. Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям: Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24) Особое место ислам отводит матери. « Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад (Мир Ему).

Украшением любой семьи являются, несомненно дети. Дети им приносят радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личность. В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.



Исламское воспитание отвечает на все жизненные вопросы, с которыми сталкивается человек независимо от своего возраста. Но так как дети являются нашим будущим и на них возлагают свои надежды общество, Ислам заботится о них с того самого момента, когда у юношей и девочек только зарождается желание соединить свои судьбы. Ислам считает, что рождение детей и то, какими они вырастут, зависит напрямую от взаимоотношений супругов.

Исламское воспитание – это полноценное, всестороннее развитие личности мусульманина, предполагающее формирование мировоззрения, нравственного облика, интеллектуальный и физический рост, привитие управленческих и творческих навыков в течение всего периода развития, основанного на исламских ценностях и принципах в теории, и на исламских методах и средствах воспитания – в практике.

Воспитание – это выращивание ребенка и забота о нем до тех пор, пока он не станет взрослым и самостоятельным, сформировавшись как личность. Сюда относится физическое, психическое, духовное и эмоциональное воспитание, развитие умственных способностей ребенка, а также социальное воспитание и регулирование поведения ребенка.



Обучение – часть воспитания, включающая передачу обучаемому информации о том, что нужно знать в жизни. Обучение воспринимается только разумом, тогда как воспитание связано с телом человека, его разумом, душой, духом и всем его существом.

И воспитание, и обучение необходимы для развития ребёнка.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня» (66:6).

Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (Коран, сура 2, аят 233) Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормлению грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать такие болезни, как рак молочных желез и половых органов. К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками. Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.

Основная задача религиозного воспитания – привить ребенку любовь к Аллаху и Пророку (Мир Ему), научить правильно мыслить и поступать. Приступая к религиозному образованию детей необходимо учитывать уровень развития ребенка, иначе это может привести к серьезным ошибкам в становлении системы духовных и религиозных ценностей ребенка, к нарушениям его поведения. В процессе религиозного воспитания, рассказывая о вере необходимо помнить, что перед тобой ребенок. Пророк (Мир Ему) показывал нам своим поведением и обращением с детьми: «Обращаясь с ребенком, станьте и сами детьми». Это - проявление эмпатии по отношению к ребенку, старание поставить себя на его место и понять его.

Абсолютно ошибочным со стороны взрослых является пугать маленького ребенка гневом Аллаха или адом, если он делает что-то неправильно. Ни один ребенок не сможет полюбить Аллаха, способного бросить детей в ад, и почувствовать духовную связь с Ним, а если и сможет, то связь эта будет основана, лишь на страхе. Наш Пророк (Мир Ему) велит: «Перо лишь трех человек не припишет им никаких грехов: спящего, покуда он не проснется, Ребенка покуда он не вырастет, и больного, покуда он не исцелится». Когда ребенок проказничает, он боится не только наказания родителей. Зная, что родители его любят и ценят, он боится потерять эту любовь и защиту из-за своих проказ. Именно это страх помогает ему поступать правильно, вести себя хорошо. Так страх перед Всевышним должен быть основан, прежде всего, на любви. Если объяснить ребенку, что Аллах заботится и любит все Свои создания, особенно маленьких детей, то он будет бояться не рассердить Всевышнего и испытать Его наказание, а потерять Его любовь – будет стараться не совершать плохих поступков.

Религиозное воспитание. Главное, формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого.

Необходимо правильно формировать понятие о существование Аллаха и Его единственность (таухид), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет, так называемый период вопросов, характерен постоянным интересом ребенка ко всему вокруг: «Что? Почему? Как? Зачем?». Что касается вопросов религии, то чаще всего он спрашивает: «А на что похож Аллах?», «А как он нас сотворил?», «Где живет Аллах?», «Рай – это Его дом?», «Когда Аллах встаёт, ОН достает тучи головой?» и т.п. Ребенок постепенно начинает мыслить абстрактно и ищет ответы на интересующие ему вопросы. Не надо сердиться или раздражаться, до поры до времени ничего странного или неправильного в этих вопросах нет. Лет до семи ребенок еще не в состоянии уяснить, что Аллах не похож ни на человека, ни на любое другое известное нам существо. Он не ест, не пьет, понятия размеров и форм, мест и направлений неприменимы к Нему, у Него нет ни родителей, ни детей. Детям нужно рассказывать про Аллаха только то, что не вызывает у них страха или отторжения. Описывать Его только позитивными прилагательными: Добрый, Любимый, Щедрый. У Аллаха очень много имен, которые понравятся малышу.

После этого нужно знакомит своего ребенка с Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран – это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности, последних четырёх. «Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь» (17:9).

Пророк (Мир Ему) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто обучается Корану и обучает ему других» (Аль – Бухари; Муслим; Абу Давуд; ат – Тирмизи; ан – Насаи; Ибн Мажда. Со слов ибн Аффана).

Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку (Мир Ему) и веру в то, что он – последний из пророков и лучший из посланников. Рассказать о Его примерном поведении, о детстве, известные истории с детьми, о Его прекрасных качествах, доброты, мудрости, что он никогда не делал плохих поступков и т. д. Объяснять детям, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности. Вера в Аллаха, да и Пророку (Мир Ему) должна быть основана на любви.

Физическое здоровье и крепость тела ребёнка – залог того, что он будет развиваться должным образом. Ведь. Здравый разум – в здравом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости, которую Он оказал Своим рабам: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

А Пророк (Мир Ему) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, хотя в каждом из них благо) (Муслим. Со слов Абу Хурайры).

Этот вид воспитания можно сделать успешным по средством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации детских и подростковых лагерей отдыха. Хорошие отцы руководствуются пятью ключевыми принципами: любовь, дисциплина, воспитание, советы, обучение и защита. Когда действия отца основаны на любви, ему легко воспитывать и обучать детей. Любовь, внимание, советы определяют «качество» отношений между родителями и детьми. Дети любят играть, а для мужчин это самая веселая часть отцовства, потому что один из лучших способов обучения детей – это совместные игры, теплые объятия, беседы, общие дела. Например, можно организовать детских семейных игр, соревновании разного уровня в соответствии разного возраста, можно просто поиграть футбол…

Наш Пророк (Мир Ему) – предводитель и наставник – часто играл с детьми, целовал их, смеялся с ними. Он преподал нам великолепный урок – как быть хорошими и полезными родителями.

Так, отец, руководствуясь исламскими принципами из Корана и Сунны, должен играть важную роль в воспитании и обучении детей стойкости, решительности перед лицом любых трудностей и испытаний. Отец, а не только мать, должен внушать им, что никто не может и не защитит их, кроме Всевышнего Аллаха.

Мы знаем, как Пророк (Мир Ему), воспитал детей, делая это очень мягко, тактично, заботливо и с любовью. Он научил маленького мальчика говорить «бисмиллях» (с именем Господа) перед принятием пищи, есть правой рукой, начиная с края тарелки.

Следуя по стопам Пророка (Мир Ему), отцы должны уделять больше внимания воспитанию, формируя нравственный облик своих детей. Следует помнить, что именно они являются тем первоисточником, откуда дети наследуют свои мнения и принципы, и всегда стремиться быть хорошим примером.

Приучение к поклонению в исламе является выражением и проявлением убеждений (гакыда) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребенка не возлагаются никакие религиозные обязанности.

Приучать ребенка к намазу надо еще до рождения. Ведь даже до рождения, находясь в материнской утробе, младенец потихоньку привыкает к тому, что пять раз в день мама совершает одни и те же действия. А если мама проговаривает вслух намаз, и еще до рождения он становится для малыша частью его жизни. Младенца же, чтобы не пропускать намаз, мама может брать на руки и читать намаз с ребенком на руках. Было передано, что Пророк (Мир Ему) во время молитвы брал на руки свою внучку, когда стоял, и клал ее на землю, когда делал земной поклон (суджуд). Это было передано ал – Бухари и Муслимом от Абу Катады ал – Ансари: «Поланник Аллаха (Мир Ему) молился и держал на руках Умаму, дочь Зайнаб бин Расу Аллах. Согласно сообщению от Абу – л - Аса ибн Рабиги ибн Габду Шамса, когда он делал земной поклон, он клал ее на землю, а когда встал, брал на руки» (передано ал – Бухари и Муслим). Таким образом, Аллах дал нам знать, что не возложил на нас ничего невыполнимого.

Постепенно ребенок подрастает. Ненужно прогонять ребенка с коврика для намаза, не ругать за то, что он бегает и играет на нем. Таким способом малышу прививается позитивное отношение к намазу и к коврику. Более того, хваля его так, будто просто находясь рядом с ними, он участвует в намазе. Дети не нарушают намаз своим присутствием, даже проходя или проползая перед родителями. Таким образом, малыш станет повторять движения родителей, хоть и не осознанно, выполняет элементы намаза.

Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата, приучения его к поклонению Всевышнему. И оно должно напомнить ему о необходимости постоянно поддержать связь с Всевышним, подчиняться Его, а также совершения порицаемых поступков.

Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему исполнится десять лет.

Пророк (Мир Ему) сказал: «Велите своим детям совершать молитву с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её, начиная с десяти лет» (Абу Давуд; Ахмад; ат – Термизи; ад – Даракутни).

Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребенок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай её» 20:132».

Благой нрав – основа формирования хорошего характера и совершенствования личности, а также начало благоразумия и следования прямым путём и указание на должную приверженность Шариату Всевышнего. Самые нужные нравственные качества: правдивость и прямота, а также надежность, выдержка, кротость, воздержанность языка от дурного, свобода души от злобы и зависти и отдаление от всех качеств, противоположных перечисленным. Пророк (Мир Ему) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за скверным делом совершай благое, которое сотрет его, и будь благонравным в общении с людьми» (Ибн Маджа).

Ребёнка учат отличать благой нрав и его проявления от дурного в соответствии со словами Пророка (Мир Ему): «Благочестие – благонравие, а грех – это то, чего стесняется грудь твоя и о чём тебе не хочется, чтобы узнали люди» (Муслим; ат – Тирмизи).

Опора благонравия: уважение и почтение к родителям, вежливость, учтивость и хорошее отношение к семье, соседям друзьям, а также к людям в транспорте и на работе.

Отец и мать ребёнка уделять много внимания его духовному воспитанию, ведь оно – причина развития чувств ребёнка и их совершенствования, а также утончения его души. Чистота духа – это чистота души веку спокойствие и умиротворение. Это воспитание вселяет в серце человека благоговейный страх перед Всевышним и заставляет его размышлять о Его величии, а также о тайнах вселенной, и подчиняться Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (8:2).

Также детям в семье надо дать социальное воспитание. Приучение ребёнка к жизни в обществе, среди людей, и общение с ним, будь то дети или взрослые, друзья или соседи. В результате этого воспитания ребёнок избавляется от застенчивости и становится смелым в общении – он учится самоутверждению. Ребенка приучают посещать взрослые собрания. Ребенка учат, как попросить о чём – то, как вести себя в общественных учреждениях, как купить что – то. Его учат мусульманскому приветствию и тому, как нужно отвечать на него, как общаться с маленькими товарищам и как навещать больных. Его также учат выбирать друзей и товарищей, шутит, играть и здороваться с ними за руку, помогать друг - другу делать добро и отдаляться от зла. Ребёнок знакомится с одобряемым в Шариате и учится любить его, а также остерегаться порицаемого в Шариате и питать к нему отвращение. В общем, это воспитание имеет своей целью привить ребенку любовь к людям, любовь к добру и ко всему одобряемому Шариатам, а также приучит его проявлять милосердие к другим и помогать им в совершении благих дел и богобоязненности.

Детей нужно обучать ремеслу, обучать трудиться. Это позволяет ему избежать бедности и нужды. Работая вместе с родителями дети учатся к земледелию, ухаживать за растениями, уход за домашними животными, стираться, шитью, строительству и другим профессиям, обучаются к самостоятельной жизни. На это указывают и Слово Всевышнего: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущества» (4:6).

Факыхи ханафитского, маликитского и остальных мазхабов говорят о необходимости обучать ребенка тому, что в будущем даст ему возможность заработать на жизнь.

Забота о развитии мышления ребенка и его умственных способностей также необходимо. Разум отличает человека от животного, Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф). Разум помогает человеку идти прямым путём и быть благоразумным, указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла. Коран побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путём мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отца и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения. Об этом немало сказано в Коране, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчеркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную концовку: «Поистине, в этом – знамения для людей разумеющих» (20:24).

«…Поистине, в этом – знамения для обладающих разумом» (20:128)

Родители должны затрагивать тему полового воспитания в разговорах с ребёнком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощенного, образного объяснения, потом переходить к намёкам, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребёнка всегда спрашивать разрешения прежде, чем войти, а также опускать свои взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, и в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребёнка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак – сразу после завершения обучения – при наличии соответствующих финансовых возможностей одобряется исламом, однако супружеские отношения разрешается начинать только после достижения совершеннолетия, когда половая связь уже не причиняет вреда, хотя брачный договор можно заключать и в раннем возрасте. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.