Сделай Сам Свою Работу на 5

Комплексный анализ бизнес - среды предприятия





 

Анализ коммерческой деятельности любого экономического субъекта - предприятия или организации - не может сводиться к анализу и оценки отчетности. Бухгалтерская отчетность всегда отражает лишь сложившиеся на определенные моменты состояния имущества и источников финансирования предприятия, а также его финансовые результаты за ряд периодов, предшествующих анализу. Анализ и оценка деятельности предприятия должен быть комплексным и включать оценку множества факторов.

Внешние и внутренние факторы, воздействующих на деятельность предприятия, формируют его бизнес-среду. Бизнес-среда фактически определяет положение предприятия на рынке, а, следовательно, и его финансовое благополучие. Поэтому без ее оценки, хотя бы самой общей, комплексный анализ деятельности предприятия невозможен.

Традиционно все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов аналитики делят на внешние и внутренние. В анализе внешней и внутренней среды всегда следует идентифицировать ее участников, а также структуру и особенности их отношений с рассматриваемым хозяйствующим субъектом.

Развернутый анализ бизнес среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур.



Бизнес – среда предприятия оценивается по параметрам: внешним и внутренним факторам предприятия, На основе анализа бизнес среды предприятия и её оценке происходит выбор целевых рынков на котором предприятие в дальнейшем планирует реализовать свою продукцию (услуги). Одним из приемов оценки рынка является такой показатель как емкость рынка.

Под емкостью рынка понимают объём продаж определенного товара на данном рынке в течении года. При этом ёмкость может определятся для мирового рынка в целом, рынка страны, рынка региона.

Определяя для себя такую важнейшую характеристику, как емкость рынка данного товара, предприятие в конечном итоге кладет в основу стратегии развития поведения на рынке.

Результаты комплексных оценок позволяют определить наиболее перспективные для предприятия рынки. Для этого полученную информацию систематизируют по ряду признаков, позволяющих выбрать приоритетные внешние рынки и их сегменты.



Способы сегментации могут быть самыми различными. Показатели, по которым подразделяют рынок, зависят от характеристик товара, покупателей и множества иных факторов. Среди этих факторов существенное воздействие имеют степень конкуренции, характер таможенного регулирования, уровень цен и ряд других показателей.

В итоге оценки рынки могут быть разделены на перспективные, менее перспективные и такие, работа на которых требует дополнительных больших усилий затрат. Некоторые рынки могут быть вообще закрытыми для изделий предприятия. Такого рода отрицательный результат анализа очень важен, так как он освобождает предприятие от ненужных коммерческих действий и предупреждает бесполезные затраты на маркетинг на бесперспективный рынок.

Внешняя среда предприятия.

Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь, это бизнес партнеры, с которыми предприятие связывает деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.

Некоторые из составляющих внешней среды предприятия, особенно социальные, в современных российских условиях могут показаться неважными, однако это не так. В отдельных случаях социальный фактор оказывается решающим и при формировании планов работы предприятия, и при анализе результатов их реализации. В мировой практике поддержанию добрых отношении с местным сообществом и материальной поддержке образовательных и культурных учреждений фирмы уделяют очень большое внимание. Воздействие внешней среды предприятия характеризуется множеством факторов, важнейшие из которых приведены в таблице 1.



Таблица 1. Внешние факторы формирования бизнес-среды предприятия

Международные Общеэкономические Цикличность экономического развития. Финансовая политика транснациональных банков и фондов
  Стабильность международной политики Заключение международных соглашений: образование свободных экономических зон, зон свободной торговли. Тарифные соглашения. Международный маркетинг
  Международная конкуренция Финансовая состоятельность зарубежных партнеров. Лицензионная торговля. Организация совместных предприятий. Стратегические зоны хозяйствования.
Национальные Политические Состояние финансовой системы. Отношение к собственности. Принципы земельной политики государства. Отношение политики к предпринимательству. Налоговая политика. Ограничение монополизма. Защита конкуренции.
  Экономические и демографические Покупательная способность (уровень цен, возможность получения кредита). Уровень доходов, накопления населения. Цикличность экономического развития. Предпринимательская активность.
Рыночные Пожелания потребителя Потребительский выбор. Привычки, традиции и нормы потребления.
  Научно-технические Новизна конструкций и технологий. Конкурентоспособность продукции.
  Формы конкуренции Уровень издержек производства. Качество продукции. Уровень маркетинга

 

Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается незначительными.

Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития. В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов (таблица 2), каждая из которых включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивидуальна для каждого предприятия и зависит от особенностей производимой продукции, величины предприятия, а также внешних условий его функционирования. Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий.

Таблица 2. Внутренние факторы формирования бизнес-среды предприятия

 
Конкурентная позиция предприятия Цель деятельности (миссия): традиции, репутация, имидж. Квалификация руководства и сотрудников. Доля рынка и стадия жизненного цикла.
Принципы деятельности Форма собственности Организационная структура управления. Инновационная деятельность. Организация производства Адаптивность Форма специализации Концентрация производства Диверсификация производства
Ресурсы и их использование Прогрессивность средств и методов производства Длительность производственного цикла Уровень производственных запасов Оборачиваемость средств
Маркетинговая стратегия и политика Сегментация рынка (соотношение массовых и целевых рынков сбыта, рыночные окна и ниши) Товарная политика Ценовая политика Сбытовая политика Стратегические цены и прогнозирование сбыта
Финансовый менеджмент Структура баланса платежеспособность, ликвидность Соотношение собственных и заемных средств Стоимость капитала Структура имущества Инвестиционная привлекательность Доход на акцию Уровень прибыли и рентабельность

 

Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса, выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. Например, действия трудового коллектива могут стать угрозой нормальному функционированию предприятия в текущем периоде и следить инвестиционную привлекательность предприятия в перспективе. Такие примеры весьма характерны для российской экономики в последние годы.

Особую роль играет всесторонний анализ внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.