Методологические основы психологии.
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология.
Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.
Обычно различают три уровня методологии любой науки.
Общая методология – обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная методология позволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.
Частная методологияпредставляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:
1. о первичности материи и вторичности сознания:
2. о движущих силах развития объективной реальности и психики;
3. о единстве внешней деятельности и внутренней психической;
4. о социальной обусловленности развития психики человека;
5. о сознании как высшем этапе развития психики.
В качестве специальной методологии психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности.
Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип развития означает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.
Принцип системности: методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.
В качестве частной методологии психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.
Основные методы:
- методы наблюдения; ( с.28) см. дальше
- эксперимент. С.25-27. см. дальше
- беседы, интервьюирование; с.28-30
- анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51
- метод экспертной оценки. С.37
- изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37
- анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей.
- моделирование с.33-34
Основные методы изучения взаимоотношений :
- социометрический метод;
-референтометрический метод.
Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы:
Экспериментальные методы - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
- исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
- экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
- в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
- в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Экспериментделится на:
констатирующий эксперимент – задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов;
формирующий или обучающий эксперимент - заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение;
естественный эксперимент - проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий;
лабораторный эксперимент - ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу.
К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28
Наблюдение заключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают:
эпизодическое - запись отдельных случайных действий наблюдаемого;
систематическое - развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни;
внешнее - прямое наблюдение со стороны за поведением человека;
внутреннее - самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании;
стандартизированное - заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем;
свободное - не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя;
включенное - исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение;
стороннее - не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.
Понятие о психике и ее эволюция. Биологические основы психики.
Психика- свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать объективную действительность и на основе активно формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Психическое развитие реализуется
-в форме филогенеза
становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества
| - в форме онтогенеза
формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного
| Движущая сила развития - борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизбежно несет в себе перерывы постепенности.
| Сензитивные периоды развития - наиболее благоприятные, специфические периоды для формирования и развития каждого психологического свойства индивида.
|
ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ
1. Развитие сенсорных процессов животных:
- совершенствование их двигательного аппарата;
- постепенное развитие их способности дифференцировано отвечать на воздействия внешних и внутренних раздражителей,
- одновременное развитие органов рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., - позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2.Развитие перцептивных процессов животных:
- появляется сложная нервная система;
- наблюдается значительное развитие рецепторных процессов, усложнение их роли в поведения;
- совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
- появляется предметно-образное отражение действительности;
- возникают эмоции.
3.Развитие интеллектуальных действий животных:
- появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути к достижению цели;
- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствию знания объективных законов природы;
- интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в поведения;
- изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
4.Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда:
На этом этапе у человека:
- руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
- появляется способность к мышлению;
- отмечается потребность к общению с другими людьми;
- появление речи содействует развитию абстрактного мышления;
- отражательная деятельность начинает носить сознательные характер.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|