Сделай Сам Свою Работу на 5

Методологические основы психологии.





Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают теория и методология.

Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

Обычно различают три уровня методологии любой науки.

Общая методология – обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

Специальная методология позволяет конкретной науке формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методологияпредставляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.



В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления:

1. о первичности материи и вторичности сознания:

2. о движущих силах развития объективной реальности и психики;

3. о единстве внешней деятельности и внутренней психической;

4. о социальной обусловленности развития психики человека;

5. о сознании как высшем этапе развития психики.

В качестве специальной методологии психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип системности.

Принцип детерминизма: согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает свое существование закономерно, т.е. все в природе порождается действием материальных причин и законов. Детерминация (причинность, обусловленность)- генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)



Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а создают неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно и адекватно исследована и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип системности: методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

В качестве частной методологии психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.

Основные методы:

- методы наблюдения; ( с.28) см. дальше

- эксперимент. С.25-27. см. дальше

- беседы, интервьюирование; с.28-30

- анкетирование, тестирование, опросники; с.34-37, с.51

- метод экспертной оценки. С.37

- изучение продуктов деятельности (например, анализ сочинений, изложений, контрольных работ, различных поделок, рисунков, стихов); с.37

- анамнез: обобщение независимых данных об испытуемом, полученных от разных людей.

- моделирование с.33-34

Основные методы изучения взаимоотношений :

- социометрический метод;



-референтометрический метод.

Существуют экспериментальные и неэкспериментальные методы:

Экспериментальные методы - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

- экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

- в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

- в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Экспериментделится на:

констатирующий эксперимент – задача, которого состоит в простой фиксации и описании фактов;

формирующий или обучающий эксперимент - заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение;

естественный эксперимент - проводится без вмешательства экспериментатора, его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий;

лабораторный эксперимент - ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь и создавая условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу.

К неэкспериментальным методам относится прежде всего наблюдение: с.28

Наблюдение заключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. Наблюдения бывают:

эпизодическое - запись отдельных случайных действий наблюдаемого;

систематическое - развернутая запись поведения человека в самых различных обстоятельствах жизни;

внешнее - прямое наблюдение со стороны за поведением человека;

внутреннее - самонаблюдение за интересующим явлением, которое непосредственно представлено в его сознании;

стандартизированное - заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем;

свободное - не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения, оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя;

включенное - исследователь выступает в качестве непосредственного участника, того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение;

стороннее - не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он наблюдает.

Понятие о психике и ее эволюция. Биологические основы психики.

Психика- свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать объективную действительность и на основе активно формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психическое развитие реализуется

-в форме филогенеза становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества - в форме онтогенеза формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного
Движущая сила развития - борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизбежно несет в себе перерывы постепенности.
Сензитивные периоды развития - наиболее благоприятные, специфические периоды для формирования и развития каждого психологического свойства индивида.

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ

1. Развитие сенсорных процессов животных:

- совершенствование их двигательного аппарата;

- постепенное развитие их способности дифференцировано отвечать на воздействия внешних и внутренних раздражителей,

- одновременное развитие органов рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., - позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.

2.Развитие перцептивных процессов животных:

- появляется сложная нервная система;

- наблюдается значительное развитие рецепторных процессов, усложнение их роли в поведения;

- совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

- возникают эмоции.

3.Развитие интеллектуальных действий животных:

- появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути к достижению цели;

- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствию знания объективных законов природы;

- интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в поведения;

- изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;

4.Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда:

На этом этапе у человека:

- руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

- появляется способность к мышлению;

- отмечается потребность к общению с другими людьми;

- появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

- отражательная деятельность начинает носить сознательные характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.