Методы топографо-анатомических исследований.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Курс оперативной хирургии и
топографической анатомии
Медико-диагностический факультет 3 курс
Утверждено на заседании кафедры
протокол №_____ от «__» 2006г.
ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
Учебно-методическое пособие для студентов.
Авторы: к.м.н., доцент Дорошкевич С.В.
к.м.н., доцент Дорошкевич Е.Ю.
ассистент Якунина З.А.
ГОМЕЛЬ 2006г.
I. Актуальность темы:
В системе подготовки врача оперативная хирургия и топографическая анатомия занимает исключительно важное место, создавая базу для перехода от теоретической подготовки студентов к практическому применению полученных в вузе знаний.
Топографическая анатомия дает представление о взаиморасположении и взаимосвязи органов между собой, которым пользуется врач при разработке диагноза или плана оперативного лечения. Без знаний топографической анатомии невозможно правильное выполнение хирургических вмешательств, понимания механизмов развития некоторых патологических процессов и топической диагностики заболеваний.
II. Цель занятия:
Цель изучения топографической анатомии и оперативной хирургии, как двуединой дисциплины являющейся важнейшей составной частью профессиональной подготовки будущих врачей и состоит в следующем: на основании изучения послойного строения областей человеческого тела сформировать представление о современных возможностях оперативного лечения и диагностики основных хирургических болезней и овладеть техникой оказания первой хирургической помощи.
III. Задачи занятия:
Исходя из своего значения как клинико – морфологической дисциплины, основными задачами топографической анатомии и оперативной хирургии являются:
1. изучение послойного строения областей человеческого тела, особенностей кровоснабжения и иннервации, входящих в их состав анатомических образований, региональный лимфоотток;
2. изучение взаимного расположения и взаимоотношения органов и систем по областям человеческого тела;
3. знание отличительных черт каждого слоя ткани;
4. научить студентов использовать полученные анатомические знания для объяснения клинических симптомов различных заболеваний и выбора рациональных способов диагностики и их хирургического лечения;
5. изучение классификации хирургических операций, исходя из поставленных целей, назначения и времени выполнения;
6. изучение общих принципов и закономерностей всех оперативных вмешательств /оперативного доступа и оперативного приёма/;
7. изучение хирургических инструментов, их значение и правильное пользование при выполнении препарирования и диагностических оперативных вмешательствах;
IV. Основные учебные вопросы:
1. Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии.
2. Методы топографо-анатомических исследований.
3. Определение топографо-анатомической области, внешнего ориентира, проекции.
4. Классификация хирургического инструментария и правила пользования им.
V. Вспомогательный материал по теме:
1. Хирургический инструментарий.
2. Шовный материал.
VI. Вопросы для усвоения темы:
1. Значение и место оперативной хирургии и топографической анатомии среди общемедицинских дисциплин.
2. История развития оперативной хирургии и топографической анатомии.
3. Методы изучения топографической анатомии.
4. Топографо-анатомическая область, внешние ориентиры, проекции.
5. Понятие о возрастной, типовой и хирургической анатомии.
6. Экспериментальная хирургия
7. Классификация хирургического инструментария.
8. Принципы оперативной хирургии.
9. Этапы хирургического вмешательства.
10. Виды хирургических операций
11. Хирургическая обработка ран.
12. Методы обезболивания в хирургии.
VII. Задания для самоподготовки:
1. Изучение общего хирургического инструментария.
2. Изучение специального хирургического инструментария.
VIII. Ответы на вопросы
Предмет и задачи топографической анатомии и оперативной хирургии.
Топографическая анатомия — это учение о взаимном расположении и взаимоотношении органов и тканей по областям человеческого тела. Своё название топографическая анатомия получила от греческих слов topos (место) и grapho (пишу). Отсюда — топографическая, т.е. областная (регионарная), анатомия. Топографическая анатомия составляет одно целое с оперативной хирургией, это два крупных раздела двуединой дисциплины. В отличие от аналитической нормальной анатомии, изучающей строение тела человека по системам, топографическая анатомия является прикладной синтетической анатомией, отвечающей запросам главным образом хирургии. Для операции хирургу требуется лишь определенная область. Вместе с тем он должен знать все области и анатомические образования, принадлежащие различным системам (кровообращение, пищеварение, опорно-двигательный аппарат и т.д.), словом, совокупность органов и тканей и взаимное их расположение в этой области.
Нормальная анатомия рассматривает строение человеческого тела по системам органов, т.е. аналитическим путём. Такое изучение не создаёт представления о взаимном расположении органов разных систем, которое необходимо для клинической практики. Коренным отличием топографической анатомии от описательной или нормальной анатомии является толкование всех топографо-анатомических данных с точки зрения их значимости для клиники.
Топографическую анатомию изучают на консервированных и свежих трупах, а также на здоровом и больном человеке. В последнем случае имеется возможность определить локализацию, размеры, форму органа и т.д. Необходимость такого исследования обусловлена тем, что после смерти в расположении органов и тканей происходят изменения. Изучение проводят по анатомическим областям, разделённым между собой условными границами. Последние устанавливают по наружным ориентирам, доступным для осмотра и пальпации. Ориентирами являются костные выступы, мышцы, сухожилия, кожные складки, пульсация артерий и др.
В задачу топографической анатомии входит определение проекции органов на кожные покровы, взаимное расположение органов, их отношение к костям скелета. Всё это находит отражение в разработанных способах и схемах, позволяющих найти проекцию на поверхностьтела глубокорасположенных внутренних органов, сосудов, нервов, борозд, извилин и т.д.
Методы топографо-анатомических исследований.
Методы изучения топографической анатомии на трупе.
1. Послойное препарирование области, т.е. последовательное обнажение слоев области, начиная с кожных покровов, — основной метод исследования как в нормальной, так и в топографической анатомии.
2. Метод «ледяной» анатомии включает распилы замороженных трупов или отдельных частей тела, которые производят в трёх перпендикулярных друг к другу направлениях с последующим изображением соотношения тканей на рисунке. Метод распилов замороженного трупа позволяет точно определить взаиморасположение органов изучаемой области. Изучение пироговских распилов - важный этап подготовки специалистов по УЗИ и компьютерной томографии.
3. Метод «анатомической скульптуры». С помощью долота и молотка на замороженном трупе обнажают изучаемый внутренний орган, фиксированный в естественном положении.
4. Для изучения архитектоники сосудов паренхиматозных органов используют коррозивный метод, при котором в трубчатые образования (сосуды, бронхи, жёлчные пути и т.д.) вводят плотные красящие вещества. После затвердевания слепок отмывают от остатков органа и они становятся доступными для исследования.
5. Методы наливок и инъекций:вводят газы, краски, растворы, взвеси, суспензии, при рентгенологическомисследовании – контрастные вещества.
6. Для изучения топографии области целесообразно использовать метод окончатого препарирования, когда в пределах сравнительно небольшого участка какой-либо области тела человека скальпелем ограничивается окно (выкраивается прямоугольной формы лоскут), в пределах которого строго послойно рассматриваются все анатомические образования: сосуды и нервы подкожной жировой клетчатки, мышцы, расположенные под листком собственной фасции, лежащие под мышцами сосудисто-нервные пучки и т.д. При рассмотрении всех обнаруженных образований необходимо не только отметить их соотношение друг с другом, но и выбрать наиболее постоянные и хорошо определяемые ориентиры, помогающие в дальнейшем находить нужные анатомические элементы. В качестве таких ориентиров, как правило, используют хорошо пальпируемые костные выступы, проводимые через постоянные точки, продольные и поперечные линии. Наконец, важно знать, с какими соседними органами (сосудами, нервами, мышцами) находится в соприкосновении искомый анатомический объект, с какой, например, стороны от видимой в ране мышцы располагается тот или иной сосудисто-нервный пучок и т.д.
Типовая анатомия, разработанная школой В.Н. Шевкуненко, изучает варианты строения и расположения органов, установление крайних и промежуточных форм анатомических вариантов, а также пределы уровней в расположении различных органов (печени, селезёнки, почек, слепой кишки и др.).
Возрастная анатомия описывает возрастные различия в величине, форме и расположении органов, что также имеет существенное прикладное значение для педиатров и детских хирургов.
Хирургическая анатомия как учение о морфологии органа и окружающих его анатомических образованиях при патологии также необходима для хирурга, так как условия при выполнении операций в пределах здоровых тканей одни, а при наличии воспалительных инфильтратов, отёчности тканей и т.п. совершенно иные.
На живом человеке, используя осмотр и пальпацию, можно отыскать внешние ориентиры (костные выступы, возвышения мышц, межмышечные борозды, кожные складки) и определить границы областей, проекции органов, сосудов и нервов. Ценные данные по топографической анатомии на живом человеке можно получить, используя рентгенографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографии, УЗИ. Изображение, получаемое на компьютерном томографе или аппарате УЗИ, позволяет увидеть изучаемую область как бы в разрезе, и для его расшифровки необходима предварительная подготовка по топографической анатомии с изучением трупа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|