Сделай Сам Свою Работу на 5

Современные проблемы методологии экономической теории





Диалектический подход основывается на диалектике как науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Он связан с немецкой классической философией и сформировался в конце XVIII — начале XIX вв. Характерными чертами диалектического подхода можно считать направленность на выявление глубинных причинно-следственных связей, скрытых на поверхности, и концентрацию внимания на процессах развития с позиций законов диалектики: перехода количества в качество и наоборот, единства и борьбы противоположностей, отрицание отрицания.

Синтетический подход отражает тенденцию преодоления односторонности экономической теории. Его характерной чертой является методологический плюрализм, или синтез, взаимосвязь различных методологий[20].

Методология экономической теории определяет не только методологические подходы. Она представляет и основные приемы познания экономических явлений и процессов, в совокупности которых принято выделять две группы методов: специфические и универсальные.

Специфические методы экономической теории привязаны к той или иной методологии. Нормативный подход опирается на различные виды идеализма, в то время как для позитивного подхода характерно использование: инструментализма (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа); операционализма (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями); экспликации (описание явления посредством использования формальных математических методов и моделей); ситуационного анализа (анализ конкретно складывающихся ситуаций). Структуралистский подход применяет такие локальные методы, как: структурно-функциональный анализ (упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций); принцип иерархичности структур (признание суббординированности элементов системы); метод «бинарных оппозиций» (использование парных категорий); метод рекомбинации (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы). Диалектический подход использует два основных специфических метода познания реального мира: метод восхождения от абстрактного к конкретному (способ систематизации понятий в рамках целостной системы и теоретического воспроизведения целого) и метод единства логического и исторического (логическое исследование предмета отражает реальный исторический процесс развития). Для синтетического подхода характерны такие специфические методы[21]: конвенционализм, основанный на взаимодействии различных научных теорий соглашения между исследователями или научными школами, и различные специфические методы анализа при исследовании тех или иных частей экономики.





Современный стиль теоретизирования в экономике сложился за последние 50 лет, хотя блестящие образцы этого стиля появлялись в двадцатых и тридцатых годах нашего столетия. Достаточно упомянуть имена Ф.Рэмзи, И. Фишера, А.Вальда, Дж.Хикса, Е.Слуцкого, Л.Канторовича, Дж. фон Неймана. Но перелом произошел в пятидесятые годы. Решающую роль в создании нового подхода сыграло возникновение теории игр (Neumann and Morgenshtern (1944)), теории социального выбора (Arrow(1951)) и разработка математической модели общего экономического равновесия (Arrow, Debreu (1954), McKenzie (1954), Debreu(1959))[22]. В последующие годы количество исследований, посвященных развитию этих направлений, лавинообразно увеличивалось[23].

С методологической точки зрения можно выделить несколько важнейших аспектов развития экономической теории.

1) Усовершенствование математического инструментария.

Происходило быстрое развитие математического аппарата, необходимого для исследования экономики, в первую очередь, теории экстремальных задач и специфических методов анализа данных, составивших содержание эконометрики. Кроме того, все новые и новые разделы математики привлекались для анализа экономических явлений, например, теоремы о неподвижных точках, дифференциальная топология, теория устойчивости, функциональный анализ, теория случайных процессов, и т.п. Кажется, не осталось ни одного раздела математики, который не нашел бы приложений в экономике.



2) Углубленное исследование и обобщение базовых моделей.

Речь идет, например, о модели равновесия Эрроу-Дебре, модели оптимального роста, модели с перекрывающимися поколениями, модели равновесия Нэша, и т.п. Вопросы существования, единственности, устойчивости их решений породили обширную литературу. В то же время совершенствовались исходные гипотезы. Например в теории равновесия были учтены наличие «очень большого» числа агентов на конкурентных рынках, возможная нетранзитивность предпочтений, вероятностная природа технологических возможностей и неполнота информации при формировании ожиданий, и т.п.

3) Охват теорией новых сфер экономической жизни.

Аппарат теории равновесия и теории игр послужил основой для создания современных теорий международной торговли, налогообложения и общественных благ, монетарной экономики, теории производственных организаций.

Масштабы и темпы новых разработок не только не убывают, но ускоряются. Экономическая теория проникает во все новые и новые сферы, находит новые области приложений. Идеи институциональной школы частично формализуются в теории контрактов, присвоения ренты (rent seeking) и эволюционной теории игр. Среди новых разделов следует упомянуть экспериментальную экономику и финансовую математику (см., например, обзорные работы Roth (1987) и Ширяев (1994)). Экспериментальная экономика пытается проверить «в лабораторных условиях» основные постулаты, касающиеся экономического поведения. К сожалению, ее возможности весьма ограничены. Новая теория финансовых рынков имеет дело с повторяющимися, массовыми и во многих случаях хорошо измеряемыми процессами. Это дает надежду на возможность ее эффективного практического применения.

4) Накопление эмпирических данных.

Благодаря компьютерным технологиям, невиданному ранее масштабу экономических исследований, совершенствованию методов экономических измерений, стандартизации национальных счетов и созданию мощных исследовательских отделов в международных кредитных организациях, таких как Мировой Банк и Международный валютный фонд, происходит лавинообразный рост экономической информации, доступной для большинства исследователей в развитых странах. Эта информация постоянно обновляется и обогащается как за счет введения новых измеряемых показателей (например, индекса инфляционных ожиданий, кредитных рейтингов стран, и т.п.), так и за счет внедрения международных стандартов в развивающихся странах[24].

5) Изменение «стандарта строгости».

За последние полвека радикально изменился принятый в экономике стандарт строгости. Типичная статья в журнале высокого уровня должна содержать по крайней мере, одно из двух: либо теоретическое модельное обоснование основных тезисов, либо их эконометрическое тестирование на эмпирическом материале. Тексты, написанные в стиле Рикардо или Кейнса, в наиболее престижных журналах крайне редки.

6) Коллективный характер обобщающих работ. Принцип сосуществования.

Все реже предпринимаются и все менее успешны попытки создания всеохватывающих экономических теорий. Сейчас вряд ли возможны книги, подобные «Принципам экономической науки» А.Маршалла, «Теории экономического развития» Й.Шумпетера или «Основаниям экономического анализа» П.Самуэльсона. Попытка систематизации экономического знания предпринята в многотомной серии обзорных работ («Handbooks in Economics»). В каждом томе участвуют десятки авторов, представляющие разнообразные точки зрения и пользующиеся разнообразными инструментами. Принцип единства теории, кажется, уступил место принципу сосуществования конкурирующих концепций.

7) «Поведенческий» переворот в теоретической макроэкономике.

Нельзя не отметить произошедший за последние два десятилетия переворот в теоретической макроэкономике. В значительной мере он был стимулирован «критикой Лукаса» (Lucas (1976)). Теперь макроэкономические теории опираются не на априорные зависимости между макропеременными, а на поведенческие модели агентов и теорию общего равновесия. После многих лет почти раздельного существования микро- и макроэкономики, сейчас интенсивно разрабатывается синтетическая теория[25].

8) Организационный рост.

Не чувствуется застоя и на организационном уровне. Престиж и зарплата квалифицированного экономиста на Западе сравнительно высоки, растет количество научных журналов и увеличивается число конференций. Частота контактов, обмен научными и преподавательскими кадрами между университетами, новые технологии обмена информацией привели к интернационализации экономической науки. Практически исчезли национальные школы. Впрочем, это лишь отчасти результат развития новых средств информации и передвижения. Другой важный фактор - доминирование американских университетов на рынке преподавателей и ученых и монополия английского языка как средства научного общения.


Заключение

В заключении, подводя итоги нужно обратить внимание на следующие моменты, а именно:

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаются государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.

Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук.

Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

Между микро - и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности - на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.

 


Список использованной литературы

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. — М.: ДиС, 2004.

2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЭК, 2006.

3. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004.

4. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. — СПб., 2011.

5. История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой. — М., 2011 .

6. История экономики / Под ред. О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина. — М., 2006.

7. История экономических учений / Под ред А.Г. Худокормова. – М.: Инфра – М, 2011.

8. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: Инфра – М, 2011.

9. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. — М., 2011.

10. Курс переходной экономики / Под. ред. Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 2011.

11. Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Инфра - М, 2011.

12. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2011.

13. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М., 2011. С. 35.

14. Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004.

15. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. — СПб., 2006.

16. Микроэкономика: Теория и Российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011.

17. Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики: пер. с англ. СПб., 2004. С. 27.

18. Общая экономическая теория. Политическая экономия / Под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. — М., 2011.

19. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 2011. С. 30.

20. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2009.- 714с.

 

 


[1] Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2011. с. – 256.

 

[2] Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М., 2011. С. 35.

 

[3] Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. — Киров: АСА, 2011. – с. 260.

 

[4] Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Инфра - М, 2011. с. – 202.

 

[5] Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Инфра - М, 2011. с. – 215.

 

[6] Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М., 2011. С. 35.

 

[7] Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЭК, 2006. с. – 301.

 

[8] Общая экономическая теория. Политическая экономия / Под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. — М., 2011. с. – 274.

 

 

[9] Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЭК, 2006. с. – 280.

 

[10] Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Инфра - М, 2011.

 

[11] Мэнкью Н. Г. Принципы макроэкономики: пер. с англ. СПб., 2004. С. 27.

[12] Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 2011. С. 30.

[13] Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 2011. С. 30.

[14] Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М., 2011. С. 35.

[15] Микроэкономика: Теория и Российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011. с. – 258.

 

[16] Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2009.- 714с.

 

[17] Микроэкономика: Теория и Российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011. с. – 258.

 

[18] Микроэкономика: Теория и Российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011. с. – 258.

 

[19] Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004. с. – 242.

 

[20] Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004. с. – 242.

 

[21] Макроэкономика: Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004. с. – 242.

 

[22] История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: Инфра – М, 2011.

 

[23] Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, А.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА.- 2009.- 714с.

[24] Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. — СПб., 2006.

 

[25] Микроэкономика: Теория и Российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2011.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.